Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»»
Индивидуальный план работы по теме самообразования
«Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность: На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Цель: Определить роль сказки в развитии речи детей среднего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
Образовательные: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки» учить воспитанников высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
Воспитательные: прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
Развивающие: развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников среднего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
Сентябрь
«Введение»
1.Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.
2.Определение цели и задач самообразования.
3.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.
4.Работа с родителями: составление памяток для родительского уголка по развитию речи дошкольников.
5.Работа с детьми: диагностика воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».
Диагностика воспитанников на самооценку и уровень тревожности (для сказкотерапии).
Составление библиографии по теме самообразования.
Октябрь
«Знакомство с русскими народными сказками»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.
2. Работа с родителями: консультации «Роль сказки в развитии детей», «Воспитание сказкой»
Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка»
3. Работа с детьми: чтение русских народных сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Вершки и корешки»).
Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна».
Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»
Составление картотеки пальчиковых игр и подвижных игр по теме самообразования.
Создание картотеки народных сказок: русские народные и сказки народов мира.
Ноябрь
«Знакомство с зарубежными сказками»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Работа с родителями: составление для родителей списка рекомендуемых зарубежных сказок
Консультации «Почитай мне сказку, мама», «Как выбрать полезную сказку для малыша»
3.Работа с детьми: тематические занятия «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».
Чтение зарубежных сказок: «Принцесса на горошине», «Пряничный домик», «Горшочек каши»
Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.
Составление мнемотаблиц по сказкам.
Консультации для воспитателей по теме «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Декабрь
«Устное народное творчество в жизни ребенка»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Работа с родителями: консультации по теме «Роль фольклора в познавательном развитии детей»
Беседы по созданию книжек-«малышек»
3.Работа с детьми: использование потешек в режимных моментах
Чтение и заучивание считалок, потешек
Инсценирование русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»
Дидактические игры: «Узнай сказку», «Расскажи сказку по героям».
Пересказ сказок от первого лица «Курочка Ряба», «Колобок».
Создание книжек-«малышек» (родители совместно с детьми)
Январь
«Влияние сказки на психику ребенка»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Работа с родителями: консультации «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!»
Информация по теме «Сказкотерапия»
3.Работа с детьми: тематические занятия: «Валеологические сказки», «Экологические сказки», «Путешествие в Желтую сказку»
Беседы по сказкам «По щучьему велению», «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть»
Просмотр мультфильмов по сказкам.
Составление картотеки психокоррекционных сказок.
Конкурс рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
Составление памяток для воспитателей по теме «Сказкотерапия»
Пополнение предметно-развивающей среды в группе играми, дидактическим материалом по теме самообразования
Февраль
«Театрализованные игры как средство развития речи детей»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Работа с родителями: обсуждение и создание атрибутов к спектаклю «Теремок»
Анкетирование «Театр в жизни нашей семьи»
Консультации по использованию театрализованных игр дома
3.Работа с детьми: театрализация сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»
Пальчиковый театр «Колобок»
Тематическое занятие «Куклы-марионетки»
Игра в перчаточный театр «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»
Подвижные игры по теме «Сказки»
Составление картотеки театрализованных игр.
Совместный с детьми спектакль «Теремок»
Пополнение театрального уголка в группе атрибутами и театрами
Март
«По страницам сказок русских писателей»
1.Изучение методической литературы по теме самообразования.
2.Работа с родителями: создание для родителей рекомендованного списка русских писателей-сказочников
Опрос родителей «Книги каких русских писателей-сказочников есть у Вас дома»
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Рекомендации «Как сделать сказку другом для Вашего ребенка»
3.Работа с детьми: тематические занятия «Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке», «Путешествие в Оранжевую сказку»
Чтение сказок русских писателей: В.Сутеев «Три котенка», Н.Сладков «Трое на одном бревне», Г.Остер «Котенок по имени Гав», Э.Успенский «В гостях у Чебурашки»
Просмотр мульфильмов «Котенок по имени Гав», «Крокодил Гена и Чебурашка»
Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочные герои»