Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника подготовительной группы. Образовательная область: физическая культура
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника подготовительной группы. Образовательная область: физическая культура
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ребенка на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в детском саду сразу ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:
1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника подготовительной группы. Образовательная область: физическая культура»
Индивидуальный образовательный
маршрут на воспитанника
подготовительной группы
Образовательная область: физическая культура
Пояснительная записка
Основная идея обновления дошкольного образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.
Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.
Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ребенка на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в детском саду сразу ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:
1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
2. расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Цель работы с одарёнными детьми:
создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
дать возможность ребенку получить в детском саду на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Основные задачи работы с одарёнными детьми:
выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
организация разнообразной внеурочной деятельности;
6. социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Основные принципы организации работы с одаренными детьми: - Обучение на более высоком уровне трудности; - Создание обогащенной предметной и образовательной среды,
Способствующей развитию одаренности ребенка; - Индивидуализация и дифференциация обучения; - Использование новых образовательных технологий.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.
2-й этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
3-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.
Высокий уровень двигательной активности на физкультурных занятиях и в СДД.
Систематические и осознанные занятия физической культурой.
Высокие результаты физической подготовленности ,сформировавшееся ценностное отношение к своему здоровью и физической культуре.
Приложение №1 :Диагностические материалы по теме «Одаренные дети»
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.
Наблюдая за детьми старшей группы, я обратила внимание, на Рамазанова Магомеда Тимуровича.
Проведя с ним диагностику, Методика «Карта одаренности» (Савенков а.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»
Выявила успешные навыки ребенка, его активное вовлечение и интерес в физкультурном развитии.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка.
Фамилия, имя ребенка –Джалилов Алиасхаб
Возраст –5лет,6 мес. Вид одарённости – физическое развитие. Форма работы – индивидуальная работа Сопровождающий педагог –инструктор по физической культуре Ипиева У.Т. Партнёры – воспитатели, родители.
Алиасхаб в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. Мальчик обладает достаточно высоким уровнем физического развития, включающим бег, лазанье на гимнастическую стенку, прыжки, метание в цель. С удовольствием участвует в спортивных мероприятиях ДОУ. Ребенок активен в поиске новой информации, стремится задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков по физической культуре.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь инструктору по физкультуре. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с
большой любовью и уважением.
Время проведения: сентябрь 2019- май 2020
Месяц
Направление развития
Задачи
Содержание
работы
Тема
1
2
3
4
5
с
е
н
т
я
б
р
ь
Нормализация мышечного тонуса
Ориентировка в пространстве
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных способностей.
Обучать управлению собственным мышечным тонусом.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Развитие зрительно-моторной
координации, визуального и тактильного восприятия.
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Развивать координацию движений.
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Научить глубокому вдоху и длительному выдоху.
Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками
Упражнения с фитболом (сидя на мяче)
ОРУ с обручем
Релаксация «Космос»
Упражнение для глаз «Лабиринт»
Фитболгимнастика
Упражнения для мышц туловища
Бег, выбрасывая прямые ноги вперед, с остановкой по сигналу.
Бег змейкой, с поворотом кругом по сигналу.
Повороты на месте прыжком в разные стороны.
Ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе
Спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги
Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 2 м.
Упражнение «Раз, два, три, четыре пять…»
Упражнение «Сенсорная дорожка»
Упражнение «Молодцы»
Дыхательное упражнение «Раз, два, три, четыре пять…»
1, 2,3,4 недели
«Осень»
октябрь
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных способностей.
Ориентировка в пространстве
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп.
Развивать координацию движений.
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Упражнять в отбивании мяча о пол
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха.
Формировать способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой
Способствовать развитию коммуникативных навыков
Обучение строевым упражнениям
Упражнения с фитболом: гимнастические-
«Рыбка», «Перекаты»
Релаксационные упражнения на фитболе
Обычная ходьба в сочетании с ходьбой на носках по неровной (массажной) дорожке, по буму выпадами
Бег противоходом
Прыжки на правой и левой ноге между кеглями, поставленными в одну линию
Отбивание мяча о пол, продвигаясь вперед шагом
Игра «Поменяй местами»
Ходьба по гимнастическому буму, перекладывая малый мяч из правой руки в левую перед собой и за спиной
Дыхательное упражнение «Дует ветер»
Бег с остановкой по звуковому сигналу
Игра «Пожарный на учении»
Повороты на месте кругом
1,2,3,4 недели
«Я и моя семья»
ноябрь
ноябрь
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных навыков
Строевые упражнения
Развитие механизмов саморегуляции.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Учить скоординированности движений рук и ног
Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины.
Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха
Формировать способность подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности
Способствовать общению со взрослыми и детьми
Упражнять в поворотах направо, налево
Релаксационное упражнение «В зимнем лесу»
Фитболгимнастика
Упражнения «Снеговик», «Метелица»
Ходьба по наклонной доске боком приставным шагом, с приседанием на середине
Прыжки на двух ногах вправо, влево через канат
Пальчиковая гимнастика «Снежки»
Перебрасывание мяча стоя на коленях двумя руками из-за головы
Ползание по гимнастической скамейке, хват рук за край скамейки
Дыхательная гимнастика
«Сдуй снежинку»
Игровое задание « Сложная эстафета»
Упражнение «Солдаты»
1,2 неделя
3,4 неделя
Декабрь
январь
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных способностей.
Обучать управлению собственным мышечным тонусом.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Развитие зрительно-моторной
координации, визуального и тактильного восприятия.
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Развивать координацию движений.
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Научить глубокому вдоху и длительному выдоху.
Учить взаимодействию со сверстниками и взрослыми во время выполнения заданий
Ходьба по наклонной доске боком, приставным шагом, руки на поясе
Упражнение «Цапля»
Релаксационное упражнение «Снежинки»
Упражнение «Зеркало»
Фитболгимнастика
Ритмические упражнения под музыку
Имитационная ходьба лыжника, конькобежца
Боковой галоп, с поворотом по сигналу
Игра «Разложи по цвету»
Массажные коврики
Дыхательное упражнение«Сдуй снежинку»
1, 2 неделя
3, 4
январь
январь
Январь
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп.
Развивать координацию движений.
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Упражнять в метании в вертикальную цель
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха.
Формировать способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой, взаимодействию со сверстниками
Упражнения ОР с фитболом
Музыкально-ритмические движения Боковой галоп
Фитболгимнастика
Упражнение «Веселые ножки»
Перепрыгивание через бруски без паузы
Игра «Догони меня»
Забрасывание мячей в корзину двумя руками из-за головы
Перешагивание через шнур (высота 40 см)
Прыжки в длину с места (расст 50 см)
Пальчиковая гимнастика «Лыжник»
Упражнение «Угадай на ощупь»
Дыхательное упражнение «Вертолет»
Игра «Красный, желтый, зеленый»
1,2,3 неделя
февраль
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных
Развитие механизмов саморегуляции.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Учить скоординированностидвижений рук и ног
Упражнять в выполнении упражнений на развитие мышц плечевого пояса и спины.
Развивать скоростно-силовые качества (прыжки, бег)
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха
Формировать способность подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности
Подражательные упражнения «Зеркало»
Упражнение «Ветерок»
Фитболгимнастика
Упражнения «Мяч о стену», «Подброс-поймай»
Бег на носках пронося прямые ноги через стороны
Ходьба скрестным шагом
Ходьба по канату боком приставным шагом с мешочком на голове
Прыжки из обруча в обруч
Метание мешочков в цель правой и левой рукой от плеча
Пальчиковая гимнастика «Подснежник»
Лазание по лестнице чередующим способом
Дыхательная гимнастика
«Тихо-громко»
Игровое задание « Попади в цель»
1,2,3,4
март
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Обучать управлению собственным мышечным тонусом.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Развитие зрительно-моторной
координации, визуального и тактильного восприятия.
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Развивать координацию движений.
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Научить глубокому вдоху и длительному выдоху.
Упражнения с диском «Здоровье»
Игра «Жуки»
Ходьба по гимнастическому буму на носках, на середине выполнить «ласточку», соскок на мягкое покрытие.
Бег обычный на носках; по сигналу «к звездам» подойти к заданному месту
Фитболгимнастика
Упражнение «Часы», «Пружинка»
Прыжки через короткую скакалку на месте, вращая ее вперед
Пролезание в обруч
Метание мешочков в вертикальную цель
Пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»
Упражнение «Массажные коврики»
Дыхательное упражнение«Каша кипит»
1,2,3,4
Апрель-май
Нормализация мышечного тонуса
Развитие физических качеств
Развитие мелкой моторики
Развитие дыхания
Развитие коммуникативных способностей.
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Снятие психоэмоционального, мышечного напряжения.
Научить чередовать напряжение и расслабление отдельных мышечных групп.
Развивать координацию движений.
Ориентировка в пространстве
Развивать скоростно-силовые качества в прыжках, беге, работе рук и ног.
Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли), в прыжках с продвижением вперёд.
Укреплять мышечный тонус всего туловища.
Тренировать мелкую моторику движений пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения
Упражнять в выполнении быстрого вдоха и длительного выдоха.
Формировать способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой
ОРУ с гимнастической палкой
Игра «Хорошее настроение»
Фитболгимнастика
Упражнения на расслабление
Бег на носках с захлестыванием голени
Обычная ходьба в сочетании с ходьбой широким шагом
Игра «Право-лево»
Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи
Прыжки в длину с разбега
Игра «Посади картошку»
Игровое упражнение «Жуки»
Дыхательное упражнение «Лес шумит»
Игра «День ночь»
Игра «Действуй по сигналу»
Способы оценки успехов воспитанника:
Участие в спортивных и музыкальных праздниках, выступления на концертах перед другими детьми, родителями, педагогами.
Участие в соревнованиях , акциях и конкурсах.
Рекомендации по работе с родителями:
Стимулирование двигательной активности ребенка совместными подвижными играми, прогулками в парк или лес; пополнение спортивного уголка новым инвентарём. Участие в праздниках всей семьёй в качестве участников и болельщиков.
Привлечение к совместным занятиям, просмотрам телепередач и беседам.
Приложение №1
Диагностические материалы по теме «Одаренные дети»
В приложении представлен диагностический инструментарий по рассматриваемой тематике. В Приложении перечислены наиболее известные диагностики, измеряющие уровень интеллекта, так же представлены менее популярные опросники и анкеты для изучения одаренности в дошкольном возрасте педагогами и родителями.
Для педагогов:
Анкета Ф. Татла и Л. Беккера, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
Краткий опросник для определения одаренного ребенка (Савенков А.И)
Опросник «Карта одаренности» (Савенков А.И)
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (Организация работы МППС/ Под ред. Е.А. Каралашвили).
Для родителей:
И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности».
Методика «Карта одаренности» (Савенков А.И.)
Методика оценки общей одаренности. (Савенков А.И.)
Краткий перечень характеристик различных областей одаренности
(изобразительной, музыкальной, литературной и т.д.)
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Диагностические методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. В отечественной психолого-педагогической науке они разрабатываются мало. В основном это опросники, схемы наблюдений и алгоритмы составления характеристик. В реальной педагогической практике обычно педагог интересуется не столько уровнем одаренности, сколько уровнем обученности ребенка.
Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили ан кету для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:
Ребенок инициативный, живой, подвижный.
Он с готовностью откликается на все новое
Любит все загадочное, непонятное.
Часто нуждается в поддержке старших.
Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:
Любит задавать и решать трудные вопросы.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Начатое дело доводит до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.
Интересы достаточно стабильны.
Любознательность достаточно устойчива.
Имеет много друзей среди своих сверстников.
Часто не соглашается с мнением взрослого.
Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным. (С нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).
Выше речь шла о возможной одаренности. Если вы хотите оценить одаренность как реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:
Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве.
Имеет одного - двух друзей более старшего возраста.
Речь хорошо развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.
В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных утверждений.
Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».
Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сделать.
Оценка результатов: если на все утверждения дан ответ «да», то у ребенка действительно ярко и рано проявляющаяся одаренность.
Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, карта одаренности. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.
Часто педагоги, родители сомневаются, насколько объективны они в оценке ребенка. Преодолеть эти сомнения поможет опыт собирания, фиксации конкретных вопросов, заданных ребенком, быстро усвоенных знаний, решенных трудных задач
При этом по данным специального исследования С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности. Но они, как правило, не склонны учитывать эти сведения в образовательной деятельности. Специальные занятия с педагогами, позволяющие корректировать их позицию в плане оценки одаренности, помогают добиваться хороших результатов».
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»
Анкету заполнил:
Группа:
№
Вопросы
Ответы
1
Кого из детей в группе Вы
считаете одаренными?
2
В чем проявляется одаренность
Фамилия, имя
Проявление
ребенка?
ребенка
одаренности
Какое поведение у этих детей?
Фамилия, имя
В нескольких словах о
3
ребенка
поведении каждого
ребенка
Взаимоотношения детей со
Фамилия, имя
Как сложились
4
сверстниками
ребенка
отношения с
остальными детьми
5
Есть ли трудности в работе с
этими детьми?
6
Кто из родителей в группе
7
считает своего ребенка одаренным?
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как самостоятельно получить информацию об уровне одаренности ребенка, о направленности этой одаренности? Попробуем ответить на эти далеко не праздные
для настоящих родителей вопросы, рассмотрев наиболее распространенные методики.
НОРМАТИВНАЯ ШКАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ
Эта методика была разработана американскими учеными И.Г. Холлом,
Н.Скиннером специально для родителей. Она охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.
Опросник состоит из трех относительно самостоятельных рубрик. «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».
Инструкция. В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводиться опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» —140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.
Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах
Общие двигательные способности.
Таблица
№
Наименование усвоенного действия
Норма в
Опережение на
месяцах
30 %
1
Поднимает подбородок, лежа на животе
1
0,30
2
Держит голову и корпус
2
1,40
3
Переворачивается лежа
3
2,40
4
Сидит при поддержке
4
2,80
5
Сидит самостоятельно
7
4,90
6
Стоит с посторонней помощью
8
5,60
7
Стоит, держась за опору
9
6,30
8
Ползает
11
7,70
9
Устойчиво стоит сам
11
7,70
10
Ходит самостоятельно
12,5
8,75
11
Ходит, прекратив ползать
15
10,50
12
Ползает по ступенькам лестницы
15
10,50
13
Поднимается по ступенькам
18
12,50
14
Самостоятельно сидит на стуле
18
12,60
15
Переворачивает страницы книги
18
12,60
16
Спускается по ступенькам лестницы,
21
14,70
держась одной рукой за опору
17
Поднимается по ступенькам, держась за
21
14,70
перила
18
Хорошо бегает (без падений)
24
16,80
19
Поднимается и спускается по ступенькам
24
16,80
самостоятельно
20
Ходит на цыпочках
30
21,00
21
Прыгает одновременно двумя ногами
30
21,00
22
Чередует ноги, поднимаясь по ступеням
36
25,20
23
Прыгает с места
36
25,20
24
Катается на трехколесном велосипеде,
36
25,20
используя педали
25
Прыгает на одной ноге
48
33,60
26
Бросает мяч
48
33,60
27
Прыгает с чередованием ног
60
42,00
Двигательные способности более специального характера.
Таблица
№
Наименование усвоенного действия
Норма в
Опережение на
месяцах
30 %
1
Схватывает и тут же выпускает из рук
1
0,70
ложку
2
Координирует глаза по вертикали
1
0,70
3
Играет с погремушкой
3
2,10
4
Манипулирует с мячиком, проявляет интерес
6
4,20
к деталям
5
Координированно натягивает ленту
7
4,90
6
Избирательно пользуется левой и правой
8
5,60
рукой
7
Держит предмет между пальцами и ладонью
9
6,30
8
Координированно держит карандаш
11
7,70
9
Самостоятельно толкает игрушечный
11
7,70
автомобиль
10
Самостоятельно рисует каракули
13
9,10
11
При рисовании имитирует штрихи
15
10,50
12
Сгибает лист бумаги
21
14,70
13
При рисовании имитирует штрихи типа V
24
16,80
и О
14
Имитирует штрихи типа V и Н
30
21,00
15
Имитирует мостик из кубиков
36
25,50
16
Рисует человека, составляя его из частей
48
33,60
17
Рисует четко различаемую фигу ру человека
60
42,00
18
Копирует треугольник
60
42,00
19
Рисует человека с изображением шеи, рук,
72
50,40
одежды
Познавательный язык
Таблица.
Наименование усвоенного действия
Норма в
месяцах
Опережение на
30 %
1
«Социальная улыбка» при виде человека
1,5
1,05
2
Издает четыре и более звуковых тонов
1,6
1,12
3
Визуально опознает мать
2
1,40
4
Реагирует на звук взором
2,2
1,54
5
Издает два разных звука
2,3
1,61
6
Произносит четыре разных слога
7
4,90
7
Произносит «да-да» или нечто
7,9
5,53
аналогичное
8
Реагирует на свое имя
9
6,30
9
Проявляет интерес к картинкам в книгах
10
7,00
10
Имитирует слова
12,5
8,75
11
Имеет активный словарь не менее трех слов
14
9,80
(помимо «мама» и «да- да»)
12
Имеет активный словари из 4—6 слов,
15
10,50
включая имена
13
Показывает названную часть тела
17
11,90
14
Называет один предмет («Что это?»)
17,8
12,46
15
Выполняет указание положить пред мет на
17,8
12,46
стул
16
Имеет активный словарь из 10 слов
18
12,60
17
Имеет активный словарь из 20 слов
21
14,70
18
Соединяет два или три слова
21
14,70
19
Перестает использовать жаргон, строит
24
16,80
предложение из трех слов
20
Пользуется словами: «я», «ты», «мне»
24
16,80
21
Называет три и более предметов на картинке
24
16,80
22
Способен опознать пять и более предметов
24
16,80
23
Опознает семь предметов
30
21,00
24
Называет свое имя
30
21,00
Таким образом, одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.
Данную шкалу необходимо дополнить более глубокими наблюдениями за ходом психического раз вития ребенка. Это позволяет сделать методика, изложенная ниже.
МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»
Общая характеристика
Эта методика создана специально для родителей. В ее основу легли
собственные многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 5 до 10 лет.
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
— если оцениваемое свойство личности раз вито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
— более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10—15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «2» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вы числить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от за вязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании раз личных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием,
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый матери ал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рас сказывает.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные вари анты.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моде ли летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вер тикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная;
творческая;
академическая (научная);
художественно-изобразительная;
музыкальная;
литературная;
артистическая;
техническая
лидерская
спортивная.
Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ
Общая характеристика.
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция. Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следую щей шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в раз личных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
9. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу. В качестве примера приводится график ответов мамы Кати Ф.
дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Многие родители отмечают именно эту особенность как проявление неординарных возможностей ребенка.
Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа вопросов: а) в чем именно (в каких областях) идет опережение; б) действительно ли опережает ребе нок и насколько.
Те родители, которые ведут дневник развития ребенка, оказываются в более выгодном положении. Им удается зафиксировать даже небольшие изменения. А ведь развитие в период от рождения до 7 лет идет гигантскими темпами, каждый месяц приносит что-то новое.
главе, посвященной диагностике одаренности, мы перечисляли свойства, свидетельствующие о предпосылках проявления у ребенка специальных способностей. Там же отметили, что перечисленные свойства могут рассматриваться как программа раз вития. Выделим те из них, что относятся к специальным способностям. Они могут стать ориентира ми в нашей педагогической работе.
Изобразительно-художественная одаренность
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Музыкальная одаренность
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Любит музыкальные записи.
Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная одаренность
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Может легко построить рассказ, начиная от за вязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Склонён фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Артистическая одаренность
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется актерской игрой.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рас сказывает.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Любит игры-драматизации.
Техническая одаренность
Интересуется механизмами и машинами.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых по делок, игрушек, приборов.
Хорошо поет.
Любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская одаренность
Инициативен в общении со сверстниками.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Спортивная одаренность
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).