Создать условия для преодоления речевых нарушений (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, ОНР, ФФНР) посредством развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией произносительных навыков и всех сторон речи в целом.
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи у детей дошкольного возраста.
Проведение занятий по преодолению ОНР, ФФНР, стёртой формы дизартрии, дислалии и др. речевых нарушений.
Организация профилактической работы по предупреждению речевых нарушений путем пропаганды логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Создание коррекционно-развивающего пространства, направленного на формирование речевой компетентности дошкольников в условиях логопедического пункта.
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Период | Необходимые условия исполнения |
1. | Документальный блок Оформление документации: Заполнение речевых карт Планы: А) составление и утверждение годового методического плана; Б) составление календарно – тематического плана; В) заполнение диагностических карт звукопроизношения. | Работа с документацией | Сентябрь с 1 по 15 сентября В течение года В течение года | Папки, файлы, комплект диагностик, тетради, компьютер |
1.1. 1.2. | Диагностический блок Выявление детей с проблемами в развитии речи Первичное обследование детей. Подробное обследование детей, зачисленных на логопункт. Диагностика и обследование: 1.Грамматический строй родного языка 2. Обследование звукопроизношения 3. Обследование словаря детей 4. Состояние связной речи у детей 5. Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции 6. Обследование фонематического слуха | Наблюдение Обследование Беседа, набор диагностических материалов: тесты, тесты-игры, тесты-упражнения | 1- 15 сентября 1- 15 сентября | Специальная литература Диагностические материалы на каждого ребенка, оформление речевых карт, дидактические пособия |
1.3. 1.4 | Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей (анамнез) Динамические наблюдения в процессе обучения; | Знакомство с медицинскими картами, анкеты родителям Наблюдения, беседы | 1-15 сентября В течение года | Специальная литература, дидактические игры |
2. 2.1. | Организационный блок Зачисление на логопункт. | Оформление текущей документации | 1-15 сентября | |
3. 3.1. 3.2. 3.3 3.4. | Блок анализа и планирования Анализ результатов диагностики Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы на год Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса: комплектование подгрупп по проявлению нарушений. планирование индивидуальной работы с детьми Участие в медико-педагогических консилиумах (по проблемам отдельно взятых детей) | Результаты диагностики Составление плана работы Результаты диагностик, тестов | С 15 по 20 сентября В течение года | Специальная литература , комьютер |
4. 4.1. 4.2. | Блок коррекционно–развивающие занятия: Индивидуальные занятия 1.Подготовительный этап: формирование произвольных форм деятельности и осознанности отношения к занятиям развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений 2. Этап формирования произносительных умений и навыков постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений) формировать умение отбирать звуки, не смешивать их между собой (дифференциация звуков) 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи | Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия | Октябрь, 3-4 неделя, ноябрь Ноябрь и в течение всего года Октябрь-ноябрь В течение всего года | Дидактический материал, картинки, пособия Картинки, наглядные пособия Картинки, наглядные пособия Картинки, наглядные пособия |
5. 5.1. 5.2. | Блок профилактической и консультативной работы Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: 1. Сбор анамнестических данных -индивидуальные беседы с родителями Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объяснить необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда. 2. Посещение родителями индивидуальных занятий. Цель: Познакомить родителей с особенностями коррекционно- логопедической работы с детьми. 3. Анкетирование: «Сбор анамнестических данных» «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» (помощь и информация по интересующим разделам развития и коррекции речи) 4.Консультации: «Фонематический слух-основа правильной речи» (младшая, средняя группы) «На что необходимо обратить внимание при развитии речи ребёнка» «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь» (старшие группы, группы предшкольной подготовки) «Речевое развитие детей 3-4; 4-5; 5-6; 6-7 лет» «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» 4.Памятки: « Как превратить чтение в удовольствие» «Развитие связной речи дома» Буклеты: «Как научить ребенка учить стихи?» «Мелкая моторика - дома» «Правильное дыхание – это важно!» 6. Наглядная агитация: 7. Индивидуальные консультации и беседы по запросу родителей « Вопрос – Ответ» Работа с педагогами 1. Доведение до сведения воспитателей и специалистов результатов логопедического обследования; 2. Консультативно – методическая работа Консультация: «Система видеоматериала по играм, ориентированным на развитие речи» Консультация: «Лего - конструирование в коррекционной работе с дошкольниками» Презентация «Предметно-развивающая среда в группе, способствующая развитию речи» Памятка: «Требования к речи педагога» 5. Консультации и индивидуальные беседы по запросам педагогов. | Беседа, анкетирование Открытые просмотры Анкетирование Консультации Памятки Буклеты Информационные стенды Консультации , беседы Беседа , сообщение Доклад, вопрос- ответ Консультация видеопрезентация Консультации | 1-15сентября В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течении года 15-20 сентября Март Февраль Апрель В течении года | Литература, консультации Буклеты Анкеты Специальная литература Специальная литература Специальная литература Данные обследования детей Специальная литература Специальная литература |
6. | Работа по повышению квалификации 1. Работа по теме самообразования: «Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики рук» 2. Посещение и участие в методических мероприятиях города и ДО. 3.Посещение курсов повышения квалификации | Курсы, практикумы, семинары Учебно-методический материал Сертификаты | В течение года | Специальная литература, пособия, компьютер |
7. | Оборудование: 1.Продолжать изготовление пособий по развитию речи: фонематическое восприятие, связная речь, грамматика, автоматизация звуков. 2. Пополнить картотеку речевых игр, систематизировать имеющийся материал по - автоматизации; - формированию лексико-грамматических категорий; - пальчиковой гимнастики; - артикуляционной гимнастики; - развитию психических процессов; - обучению грамоте | Картотеки, дидактические игры , упражнения | В течение года | Компьютер, бумага |