Просмотр содержимого документа
«Фролова Надежда Васильевна»
ПРИМЕР ВЫСТУПЛЕНИЯ
Здравствуйте, уважаемые члены итоговой аттестационной комиссии.
Представляю Вашему вниманию педагогический проект “Мини- музеи в детском саду”.
Данная тема является актуальной, так как в детском саду встает вопрос о необходимости наиболее эффективных форм и методов работы с детьми, которые бы позволяли современному ребенку вести диалог с историческим, культурным наследиями веков. Мы считаем, что именно музейная педагогика является одной из инновационных технологий личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. К сожалению, посещение родителей с детьми музеев это редкость. На наш взгляд выход есть – создание мини-музеев в детском саду.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
-музей помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Мини-музеи, организованные на базе детского сада, в отличие от «взрослых» музеев, имеют ряд своих особенностей, преимуществ для дошкольников: в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец композиции, при создании которой приходится использовать собственную фантазию и домашние запасы.
В настоящем музее трогать ничего нельзя, а здесь – можно. Музейные экспонаты в детском саду, за исключением наиболее ценных, используются в качестве методического материала в различных видах деятельности.
Анализ ситуации в ДОУ показал, что 30 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми. Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини-музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.
В ходе круглого стола по вопросу использования мини-музеев в ходе воспитания и образования дошкольников были выявлены противоречия между:
-пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;
- необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;
- необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.
Исходя из этого была определена цель проекта: создание системы работы в ДОУ по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре через организацию мини-музеев.
Задачи проекта представлены на слайде: (не читаем)
1.Повысить профессионализм педагогов по созданию и организации мини-музеев в детском саду.
2.Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность, организацию мини-музеев в группах и ДОУ.
3.Формировать у детей представление о музеи, его роли в жизни человека, развивать познавательный интерес к истории, культуре, искусству.
4.Заинтересовать родителей в создании мини-музеев в группах и ДОУ.
Проект долгосрочный. Будет реализован в этом учебном году.
Участниками проекта являются: заведующий ДОУ, ст.воспитатель, воспитанники ДОУ и их родители.
Проект включает 3 этапа: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе будут проводится мероприятия представленные на слайде (не читать):
-круглый стол с педагогами;
-консультация с педагогами;
-изучение литературы по музейной педагогике;
- составление картотеки книг, статей, журналов по созданию мини-музеев в ДОУ;
- разработка планов по познавательному развитию дошкольников в рамках мини-музея;
-беседа с детьми, рассматривание иллюстраций;
-анкетирование родителей;
-проведение консультации.
На основном этапе будут проведены
- консультации, семинары с педагогами;
-разработаны педагогические проекты по созданию мини-музеев в ДОУ;
-составление картотеки описания экспонатов мини-музея группы.
-организован конкурс на лучший мини-музей в группе.
- коллективный просмотр образовательной деятельности с детьми в мини-музеях ДОУ;
-беседы с детьми;
-экскурсии с детьми в музеи города;
-взаимопосещение воспитанников мини-музеев групп;
-занятия юных экскурсоводов.
На заключительном этапе
-обобщение результатов работы над проектом
-анкетирование родителей;
- беседы с детьми;
-посещение воспитанниками мини-музеев ДОУ.
-проведение педсовета, общего родительского собрания;
Перспективу дальнейшего развития проекта вижу в следующем:
Данный проект может быть реализован в других ДОУ г.Чебоксары. Наиболее целесообразно проведение проекта в течение года - с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. После реализации проекта он будет представлен коллегам на методическом объединении. С целью обмена опытом, планируется принять участие в конкурсе педагогических проектов.
Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.