Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики
Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики
Данный материал позволяет спланировать коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками по развитию у них навыков звукопроизношения и фонематического восприятия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИКИ
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Не редко у 4-х летних детей обнаруживаются дефекты произношения, нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Следовательно, процесс обучения грамоте таких дошкольников серьезно осложняется.
Данная проблема становится более актуальной в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты (по разным причинам) необходимы эффективные вспомогательные средства.
Таким образом, чтобы подготовить дошкольников к обучению в школе, необходимо использование специальных символов по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей 4-летнего возраста.
Цель:
Сформировать у детей первоначальные навыки для овладения чтением и письмом.
Основные задачи:
• формирование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);
• развитие первичных навыков звукового анализа и синтеза.
тематический план фонетических занятий
с применением специальной символики для детей 4-летнего возраста
Тема занятия
Навыки звукового анализа и синтеза
1. Звук А
Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого гласного звука в словах
2. Звук У
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ( АУ, УА)
3. ЗвукИ
Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА)
4. Звук О
Определение последнего гласного звука в словах (палътО, кинО, давнО)
5. Звук Ы
Выделение последнего гласного звука в словах
6. Звуки А, У, И, О
Выделение ударного гласного звука в словах
7. Звук Ы
Определение первого (А, У, И, О) и последнего гласного звука (А, У, И, О, Ы) в словах
8. Звук М
Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
9. Звук М
Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (МУ, МЫ)
10. Звук В
Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ)
11. Звук Н
Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: гласного и согласного (ОН)
12. Звук Б
Закрепление полученных навыков
13. Звук Б
Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)
14. Звук П
Подбор слов с заданным звуком
15. Звук П
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП)
16. Звук Д
Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука (Д)
17. Звук Т
Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ)
1
2
18. Звук Т
Закрепление полученных навыков
19. Звук Г
Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)
20. Звук К
Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК)
21. Звук К
Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ, КОМ)
22.3вук К
Закрепление полученных навыков
23. Звук К
Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
24. Звук Ф
Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
25. Звук X
Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА)
26. Звук С
Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУП, СОК, СУК, САМ)
27. Звук С
Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, ЯОС, СОЯ, СЪШ)
28. Звуки А, О, У, И
Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки»
29. Звуки Д,Т, В, С, Б
Анализ и синтез односложных слов
30. Звуки П, Т, К, С, М
Анализ и синтез односложных слов
В итоге проведенной работы дети должны: • Правильно произносить изученные звуки речи; • дифференцировать эти звуки; • различать понятия «гласный звук» и «согласный звук», «глухой звук» и «звонкий звук»; • называть первый и последний звук в слове;
• производить первичный звуковой анализ и синтез слогов.