kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал позволяет спланировать коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками по развитию у них навыков звукопроизношения и фонематического восприятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИКИ


Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к шко­ле, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссозда­ние звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д.Ушинский отме­чал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быст­ро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и син­тезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.

Не редко у 4-х летних детей обнаруживаются дефекты произношения, нарушение фонема­тического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Следовательно, процесс обучения грамоте таких дошкольников серьезно осложняется.

Данная проблема становится более актуальной в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты (по разным причинам) необходимы эффективные вспомогательные средства.

Таким образом, чтобы подготовить дошкольников к обучению в школе, необходимо использование специальных символов по формированию навыков зву­кового анализа и синтеза у детей 4-летнего возраста.


Цель:


Сформировать у детей первоначальные навыки для овладения чтением и письмом.


Основные задачи:


• формирование фонематического восприятия (способности воспринимать и разли­чать звуки речи);

• развитие первичных навыков звукового анализа и синтеза.





тематический план фонетических занятий

с применением специальной символики для детей 4-летнего возраста


Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

1. Звук А

Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого гласного звука в словах

2. Звук У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ( АУ, УА)

3. ЗвукИ

Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА)

4. Звук О

Определение последнего гласного звука в словах (палътО, кинО, давнО)

5. Звук Ы

Выделение последнего гласного звука в словах

6. Звуки А, У, И, О

Выделение ударного гласного звука в словах

7. Звук Ы

Определение первого (А, У, И, О) и последнего гласного звука (А, У, И, О, Ы) в словах

8. Звук М

Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)

9. Звук М

Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (МУ, МЫ)

10. Звук В

Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ)

11. Звук Н

Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: гласного и согласного (ОН)

12. Звук Б

Закрепление полученных навыков

13. Звук Б

Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

14. Звук П

Подбор слов с заданным звуком

15. Звук П

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП)

16. Звук Д

Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука (Д)

17. Звук Т

Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ)


1

2

18. Звук Т

Закрепление полученных навыков

19. Звук Г

Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)

20. Звук К

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК)

21. Звук К

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ, КОМ)

22.3вук К

Закрепление полученных навыков

23. Звук К

Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)

24. Звук Ф

Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)

25. Звук X

Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА)

26. Звук С

Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУП, СОК, СУК, САМ)

27. Звук С

Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, ЯОС, СОЯ, СЪШ)

28. Звуки А, О, У, И

Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки»

29. Звуки Д,Т, В, С, Б

Анализ и синтез односложных слов

30. Звуки П, Т, К, С, М

Анализ и синтез односложных слов



В итоге проведенной работы дети должны:
      • Правильно произносить изученные звуки речи;
      • дифференцировать эти звуки;
      • различать понятия «гласный звук» и «согласный звук», «глухой звук» и «звонкий звук»;
      • называть первый и последний звук в слове;

 • производить первичный звуковой анализ и синтез слогов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование звуко-произносительных навыков посредством звуковой символики

Автор: Меркулова Татьяна Анатольевна

Дата: 17.08.2025

Номер свидетельства: 673232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства