kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная программа поможет педагогам построить работу по воспитанию нравственно - патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников".»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»





Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом Заведующий МДОУ «Детский сад №44»

МДОУ «Детский сад №44» __________________ Т.Н. Дегтярёва

Протокол № 31 августа 2022 года

31 августа 2022 года













Программа по самообразованию

старшей группы №9

на 2022-2023 учебный год



Тема: «Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников посредством познавательного развития, познавательной активности и дидактической игры»







Воспитатель: Фадеева Елена Валерьевна

Первая квалификационная категория















г. о. Саранск

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Актуальность выбранной темы.

  3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.

  4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  5. Цель и задачи программы.

  6. Перспективы при продолжении работы.

  7. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей.

  8. План реализации программы на 2022- 2023 уч. гг.

  9. Ожидаемый результат реализации программы.

  10. Список литературы.







































1.Пояснительная записка

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственного сознания, чувств и, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.



  1. Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.

Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.



3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.

Конституция Российской Федерации.

* Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

* Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

* Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).



4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста



Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.

Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.

Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.



5. Цель и задачи программы



Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через познавательную активность и дидактическую игру.

Задачи:

  1. Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.

  2. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

  3. Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным городом.

  4. Воспитать у дошкольников любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

  5. Развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.

  6. Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

  7. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

  8. - консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);

  9. - консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем», выступление на педагогическом совете по данной теме.

  10. - перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.



6. Перспективы при продолжении работы



- Продолжить работу по теме: «Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников посредством познавательного развития, познавательной активности и дидактической игры» (согласно возрастной группе);

- изучить новинки методической литературы;

- в работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным городом;

- продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

- в работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.

 

7. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

  • Создание проблемной ситуации.

  • Совместная проектная деятельность.

  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

  • Конкурсы рисунков и поделок.

  • Экскурсии.

  • Просмотр фильмов, презентаций.

  • Конкурсы стихов.

  • Анализ нравственных качеств.

  • Ручной труд.

  • Беседа.

  • Инсценировки, театрализация.

  • Изготовление подарков.

  • «Уроки доброты».

  • Выставки и экспозиции.

  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

  • Сказки.

Выставки детских рисунков 

- обустройство патриотического уголка в группе; 

- создание современной предметно-развивающей среды в группе;

- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

- организация тематических мероприятий (праздники, утренники,

-соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);

- чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 



  1. План реализации программы на 2022- 2023 уч. гг.

Направление

Сроки

Содержание

Практические выходы

1 этап Подготовительный: сентябрь 2022 г - декабрь 2022г.

1. Теоретический,

методический

анализ

состояния проблемы.

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь

2022г.

В течение года

-Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.

-Составление картотеки методической литературы по проблеме.

-Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по данной теме.

-Составление банка педагогического опыта по проблеме нравственно-патриотического воспитания.




2. Оценка

возможностей и ресурсов в решении проблемы







Сентябрь,

Октябрь,

2022г.






Определение уровня педагогического процесса: - самооценка педагога; - педагогическая диагностика воспитанников: социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников;

- определение уровня материально - технической базы (создание развивающей предметно-пространственной среды, разнообразие дидактических пособий);

-определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей

- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»


3. Повышение

теоретического

уровня.

В течение 2022 г.

Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

- «Воспитание на социокультурном опыте» Е.А.Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю Твардовская.

- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010. - 304с.

-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания

- Методика игровой деятельности по Губановой Н.Ф.

- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.

-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением

-Система работы в режимных моментах, ОД.

- Проектная и исследовательская деятельность:

- Проведение тематических праздников, дней и недель; экскурсий.


2 этап Основной. Организация работы по программе. Январь 2023- апрель 2023г.

1. Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания



Январь 2023


- Составление комплексно - тематического плана работы с включением мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

- Участие в педсоветах по данной теме

Информация для родителей и педагогов

Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО

























































































































































































Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО



























Деятельность

по

обобщению

опыта


В течение 2022-

2023гг.


Формы и методы работы:

Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы (центра патриотического воспитания в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия»). Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию во все группы ДОО.

Беседы с детьми по темам:

- «Улица, на которой я живу»;

- «Я люблю свой город и район, где я живу»;

- «Памятники и достопримечательности родного города. Кто больше назовет улиц нашего города?»

- «Как выращивают хлеб»

- «В русской горнице»

- «Что такое доброта?»

- «Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду».

- «Беседа о березке — символе России».

- «Москва — столица нашей Родины»

«Защитники Родины»

- «Мамочка любимая».

- «Что лучше - плохой мир или хорошая война

- «Покорение космоса».

- «Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны».

Восприятие рассказов, стихотворений и нравственные беседы по ним:

К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»

Есенин «Белая береза»

Аким «Моя родня»,

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

Ю.Олеши «Три толстяка»

А.Барто «Мой сосед Иван Петрович»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?

С. Я. Маршак «Друзья -товарищи»

Я.Л.Аким «Друг», «Жадина»

А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

С. Маршак «День Победы» и др.

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.

Экскурсии по городу Саранск, в библиотеку, музей, к памятнику Родина - мать.

Дидактические игры:

«Сложи герб из фрагментов», «Флаг России»; «Д/и «Кто где живет?»

«Когда это бывает ?» «Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот», «Хорошо- плохо», «Наши соседи», «Угадай по описанию».

Просмотр презентации «Наш город Саранск».

Сюжетно - ролевые игры:

«Моряки», Почта», «Защитники», «Школа», Путешественники» и др.

Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина», «Моя семья».

«Лента времени» как форма работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Прослушивание «Государственного гимна России».

Музыкальные народные игры«Вышел Ваня погулять», «По – малину в сад пойдем», «Гори - гори ясно!», «Игра с лентой», «Золотые ворота», «Ручеек», и др.

Спортивные народные праздники, развлечения: «День народного единства», «Рождество», «День защитника Отечества», «Масленица», «День флага».

Проведение акций (с детьми старшей группы): «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой»; «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Мы многое знаем о наше крае»).

Музей - как форма работы :знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»;





Стенд «Моя Родина - Россия»



игры по патриотическому воспитанию.



Выставка рисунков "Улицы нашего города",



«Природа города Саранск».











Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».













Информация в

родительский уголок





































Выставка композиций «Мы с мамой» (к празднику 8 Марта)

Выставка детских работ «Мамин портрет».





Озеленение

территории

учреждения города

























Экологические акции «Посади дерево», «Украсим клумбы цветами»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»


- Родительские собрания по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- Проведение «Дней открытых дверей» с показом ОД по нравственно-патриотическому воспитанию

- Участие родителей в конкурсах и мероприятиях детского сада.

- Участие родителей в экскурсиях по городу, акциях совместно с детьми

- Работа по благоустройству территории детского сада и города.

- Консультации:

- «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;

- «Русские культурные традиции и нравственно-­патриотическое воспитание дошкольников»;

- «Воспитание маленького гражданина»;

- «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».

Оформление альбома «История нашего города».



3 Этап Обобщающий, март - май 2023 г

-Сбор материалов по технологиям нравственно- патриотического воспитания: работы проектировочного характера (планирование, конспекты ОД, мероприятий, копилка методов и приемов)

- Обобщение педагогического опыта по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.

-Презентация педагогического опыта на педсовете.



  1. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.



10. Список литературы



1. Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. (младшая, средняя, старшая группы)

4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (Младшая, средняя, старшая группы) «Мозаика – Синтез» Москва, 2016

5. Дошкольное воспитание №7 2010.

6. Дошкольное воспитание №3 2010.

7. Дошкольное воспитание №2 2011.

8. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

10. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И.Г. Гаврилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России)

12. Э.П. Костина, Н.Н., Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.А. Семенова, Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет).Учебно-методическое пособие._.Новгород: Талам, 2000, - 96с.

13. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.

14. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет).

15. И. М. Лычагин Родное село. (Прошлое и настоящее села Новоселок Вачского района Горьковской области.Новоселки 1990г.)

16. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005

17. Организация предметно развивающей среды по программе социального развития. Л.В.Коломийченко.г. Пермь, 2002 год.

18. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.

19. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград. 2008г. -148с.

20. Посылкина Р.Ю. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста

21. Программа «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей».- 2012г.

22. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка…:пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры.- М:Обруч, 2011.- 144с.

23. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".М.:-Просвещение, 2013г

24. Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.:ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников".

Автор: Фадеева Елена Валерьевна

Дата: 16.09.2024

Номер свидетельства: 656238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства