Просмотр содержимого документа
««Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников".»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МДОУ «Детский сад №44»
МДОУ «Детский сад №44» __________________ Т.Н. Дегтярёва
Протокол № 31 августа 2022 года
31 августа 2022 года
Программа по самообразованию
старшей группы №9
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников посредством познавательного развития, познавательной активности и дидактической игры»
Воспитатель: Фадеева Елена Валерьевна
Первая квалификационная категория
г. о. Саранск
Содержание
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы.
Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи программы.
Перспективы при продолжении работы.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей.
План реализации программы на 2022- 2023 уч. гг.
Ожидаемый результат реализации программы.
Список литературы.
1.Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственного сознания, чувств и, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.
* Конституция Российской Федерации.
* Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
* Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
* Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.
Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
5. Цель и задачи программы
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через познавательную активность и дидактическую игру.
Задачи:
Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным городом.
Воспитать у дошкольников любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);
- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем», выступление на педагогическом совете по данной теме.
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
6. Перспективы при продолжении работы
- Продолжить работу по теме: «Формирование нравственно-патриотического сознания у дошкольников посредством познавательного развития, познавательной активности и дидактической игры» (согласно возрастной группе);
- изучить новинки методической литературы;
- в работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным городом;
- продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- в работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.
7. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Создание проблемной ситуации.
Совместная проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Экскурсии.
Просмотр фильмов, презентаций.
Конкурсы стихов.
Анализ нравственных качеств.
Ручной труд.
Беседа.
Инсценировки, театрализация.
Изготовление подарков.
«Уроки доброты».
Выставки и экспозиции.
Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Сказки.
Выставки детских рисунков
- обустройство патриотического уголка в группе;
- создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники,
- чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
План реализации программы на 2022- 2023 уч. гг.
Направление
Сроки
Содержание
Практические выходы
1 этап Подготовительный: сентябрь 2022 г - декабрь 2022г.
1. Теоретический,
методический
анализ
состояния проблемы.
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь
2022г.
В течение года
-Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.
-Составление картотеки методической литературы по проблеме.
-Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по данной теме.
-Составление банка педагогического опыта по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
2. Оценка
возможностей и ресурсов в решении проблемы
Сентябрь,
Октябрь,
2022г.
Определение уровня педагогического процесса: - самооценка педагога; - педагогическая диагностика воспитанников: социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников;
- определение уровня материально - технической базы (создание развивающей предметно-пространственной среды, разнообразие дидактических пособий);
-определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей
- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
3. Повышение
теоретического
уровня.
В течение 2022 г.
Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010. - 304с.
-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания
- Методика игровой деятельности по Губановой Н.Ф.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.
-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением
-Система работы в режимных моментах, ОД.
- Проектная и исследовательская деятельность:
- Проведение тематических праздников, дней и недель; экскурсий.
2 этап Основной. Организация работы по программе. Январь 2023- апрель 2023г.
1. Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
Январь 2023
- Составление комплексно - тематического плана работы с включением мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Участие в педсоветах по данной теме
Информация для родителей и педагогов
Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
в ДОО
Процесс реализации технологий
нравственно-патриотического воспитания
в ДОО
Деятельность
по
обобщению
опыта
В течение 2022-
2023гг.
Формы и методы работы:
- Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы (центра патриотического воспитания в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия»). Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию во все группы ДОО.
Беседы с детьми по темам:
- «Улица, на которой я живу»;
- «Я люблю свой город и район, где я живу»;
- «Памятники и достопримечательности родного города. Кто больше назовет улиц нашего города?»
- «Как выращивают хлеб»
- «В русской горнице»
- «Что такое доброта?»
- «Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду».
- «Беседа о березке — символе России».
- «Москва — столица нашей Родины»
«Защитники Родины»
- «Мамочка любимая».
- «Что лучше - плохой мир или хорошая война
- «Покорение космоса».
- «Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны».
Восприятие рассказов, стихотворений и нравственные беседы по ним:
К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»
Есенин «Белая береза»
Аким «Моя родня»,
Э. Мошковская «Хитрые старушки»
Ю.Олеши «Три толстяка»
А.Барто «Мой сосед Иван Петрович»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?
С. Я. Маршак «Друзья -товарищи»
Я.Л.Аким «Друг», «Жадина»
А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»
С. Маршак «День Победы» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.
Экскурсии по городу Саранск, в библиотеку, музей, к памятнику Родина - мать.
Дидактические игры:
«Сложи герб из фрагментов», «Флаг России»; «Д/и «Кто где живет?»
«Когда это бывает ?» «Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот», «Хорошо- плохо», «Наши соседи», «Угадай по описанию».
Просмотр презентации «Наш город Саранск».
Сюжетно - ролевые игры:
«Моряки», Почта», «Защитники», «Школа», Путешественники» и др.
Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина», «Моя семья».
«Лента времени» как форма работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Прослушивание «Государственного гимна России».
Музыкальные народные игры: «Вышел Ваня погулять», «По – малину в сад пойдем», «Гори - гори ясно!», «Игра с лентой», «Золотые ворота», «Ручеек», и др.
Проведение акций (с детьми старшей группы): «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой»; «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Мы многое знаем о наше крае»).
Музей - как форма работы :знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»;
Стенд «Моя Родина - Россия»
игры по патриотическому воспитанию.
Выставка рисунков "Улицы нашего города",
«Природа города Саранск».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Информация в
родительский уголок
Выставка композиций «Мы с мамой» (к празднику 8 Марта)
Выставка детских работ «Мамин портрет».
Озеленение
территории
учреждения города
Экологические акции «Посади дерево», «Украсим клумбы цветами»
Фотовыставка «Моё любимое место в городе»
- Родительские собрания по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников
- Проведение «Дней открытых дверей» с показом ОД по нравственно-патриотическому воспитанию
- Участие родителей в конкурсах и мероприятиях детского сада.
- Участие родителей в экскурсиях по городу, акциях совместно с детьми
- Работа по благоустройству территории детского сада и города.
- Консультации:
- «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;
- «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- «Воспитание маленького гражданина»;
- «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».
Оформление альбома «История нашего города».
3 Этап Обобщающий, март - май 2023 г
-Сбор материалов по технологиям нравственно- патриотического воспитания: работы проектировочного характера (планирование, конспекты ОД, мероприятий, копилка методов и приемов)
- Обобщение педагогического опыта по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.
-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.
-Презентация педагогического опыта на педсовете.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
10. Список литературы
1. Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. (младшая, средняя, старшая группы)
4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (Младшая, средняя, старшая группы) «Мозаика – Синтез» Москва, 2016
5. Дошкольное воспитание №7 2010.
6. Дошкольное воспитание №3 2010.
7. Дошкольное воспитание №2 2011.
8. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
10. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И.Г. Гаврилова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.
11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России)
12. Э.П. Костина, Н.Н., Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.А. Семенова, Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет).Учебно-методическое пособие._.Новгород: Талам, 2000, - 96с.
13. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.
20. Посылкина Р.Ю. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста
21. Программа «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей».- 2012г.
22. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка…:пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры.- М:Обруч, 2011.- 144с.
23. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".М.:-Просвещение, 2013г
24. Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.:ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном).