Одна из основных задач деятельности педагогов дошкольного учреждения — охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским, санитарным и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. В своей работе использую различные формы физкультурно-оздоровительной работы с учётом уровня развития и состояния здоровья контингента воспитанников.
При проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера ставлю перед собой следующие задачи:
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, являющиеся неотъемлемой частью моей педагогической деятельности можно классифицировать следующим образом:
Мероприятия физкультурно-оздоровительного характера проводятся в соответствии с планом, содержащим основные подходы к их организации, который действует в течение учебного года и включает основные виды деятельности в рамках образовательной области «Физическое развитие», что является важным условием сохранения здоровья контингента воспитанников.
Используемые технологии | Проводимые мероприятия | Возраст детей | Периодичность выполнения |
Оптимальный двигательный режим | Утренняя гимнастика (Л.И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста.) | 3–7 лет | ежедневно |
Физкультурно-оздоровительные занятия (в зале, на прогулке); | 1-7 лет | 1-2 года – 2 раза в неделю 2-3 года – 2 раза в неделю 3-4 года – 3 раз в неделю 4-5 лет – 3 раз в неделю 5-6 лет – 3 раз в неделю 6-7.лет – 3 раза в неделю |
Подвижные игры и развлечения (образовательная деятельность, реализуемая в различных видах детской деятельности). | 2-7 лет | 1 раз в неделю |
Динамические игры. | 2-7 лет | ежедневно |
Спортивные игры. | 2-7 лет | ежедневно |
Активный отдых | Спортивные развлечения, тематические праздники, физкультурные досуги. | 2-7 лет | физкультурный досуг – 1 раз в месяц; тематические праздники – 2 раза в год. |
Нетрадицион-ные виды гимнастик | Гимнастика после дневного сна (комплексы игровых упражнений) | 2-7 лет | ежедневно |
Дыхательная гимнастика | 2-7 лет | 2 -3 раза в день |
Пальчиковая гимнастика (комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук) | 2-7 лет | 3-4 раза в день |
Гимнастика для глаз | 2-7 лет | в ходе проведения занятий и самостоятельной деятельности |
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка | Обширное умывание (умывание лица, шеи, рук до локтей) | 2-7 лет | ежедневно после дневного сна |
Игры с водой | 2-7 лет | во время прогулок, во время занятий |
Контрастное обливание ног | 2-7 лет | после прогулки или после сна |
Хождение босиком по «дорожке здоровья», | 3-7 лет | после сна, 3-4 раза в день |
Игровой массаж «9 волшебных точек» | 3-7 лет | в самостоятельной деятельности |
Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления | Эколого-валеологические беседы, занятия | 3-7 лет | ежедневно |
При этом важную роль в организации мероприятий физкультурно-оздоровительного характера с воспитанниками играет работа с родителями. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно - оздоровительная программа не даёт полноценных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослого сообщества (дети – родители - педагоги). Дошкольная организация и семья - две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития детей необходима их согласованная работа. Системное вовлечение дошкольников в мероприятия физкультурно-оздоровительного характера осуществляю путем тесного взаимодействия с родителями (законными представителями), которое осуществляется в соответствии с четким планированием.
| Тема | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование: «Физическая культура и оздоровление» | Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению |
Консультация: «Значение режима дня для здоровья ребенка» | Знакомство родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду |
Круглый стол: «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью» | Включение родителей в решение задач закаливания организма ребенка. |
Совместная экскурсия в парк: «Играем вместе с ребенком на прогулке» | Доставить радость общения и единения детям и родителям. Повышать интерес детей и родителей к физической культуре. |
«Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды» | Знакомство родителей с традиционными средствами профилактики простуды |
Октябрь | Музыкально-физкультурный праздник: «Веселая ярмарка» | Побуждение родителей к активному образу жизни в условиях взаимодействия ДОУ и семьи. |
Беседа: «Прогулка для здоровья» | Совместное с родителями приобщение детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье. |
Консультация: «Утренняя гимнастика», «Ваш ребенок на занятиях по физической культуре» | Знакомство родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью. |
Неделя здоровья с 22 по 26 октября | Привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре и спорту. |
Ноябрь | Помощь родителей в изготовлении массажных дорожек «Дорожки здоровья» | Вовлечение родителей в новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление нестандартного физкультурного оборудования |
Семинар-практикум «Подвижные игры, в которые играют взрослые и дети» | Налаживание эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности |
Декабрь | Спортивный праздник на воздухе: «Зимние забавы» | Приобщение к здоровому образу жизни в процессе совместной подготовки ДОУ и семьи к мероприятию физкультурно-оздоровительного характера. |
Консультация: «Игры с обручем» | Знакомство родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома |
Буклет: «Русские народные традиции» | Знакомство родителей с русскими традиционными играми и формами их организации в выходные дни |
Январь | Круглый стол: «Какие закаливающие мероприятия приемлемы для вашего ребенка» | Обсуждение с родителями и педиатром щадящих видов закаливания форм работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье |
Неделя зимних игр и развлечений | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности |
Беседа: «Зимние прогулки» | Расширение представлений родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Пропаганда здорового образа жизни |
Февраль | Семинар-практикум: «Упражнения для развития правильной осанки» | Практические упражнения с родителями и детьми для развития правильной осанки |
Рекомендации: «Спортивный уголок» | Расширение представлений родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома. Пропаганда здорового образа жизни |
«Организация физкультурно-оздоровительной работы дома» | Знакомство родителей с полезным оборудованием для сохранения и укрепления здоровья детей |
Консультация «Мой веселый, звонкий мяч» | Рассмотрение эффективности физических упражнений с мячами для развития мелкой мускулатуры рук |
Март | Праздник «Нам не страшны преграды, если мама рядом» Музыкально-спортивный праздник «Широкая Масленица» | Содействие возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности |
Консультация «Как формировать у ребенка интерес к ЗОЖ» | Знакомство родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье. |
Апрель | Опрос: «Движение и здоровье» | Совместное обсуждение с родителями вопросов, каким движениям ребенок отдает предпочтение для дальнейшего выстраивания образовательной траектории с детским коллективом |
Консультация «Влияние спортивных привычек в семье на здоровье ребенка» | Знакомство родителей с формами работы с детьми по формированию здоровых привычек |
Май | Музыкально-спортивный праздник «День Победы» | Осуществление педагогического общения детей и родителей, развитие двигательной активности в процессе нравственно-патриотического воспитания. |
Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок | Знакомство родителей с физкультурным оборудованием для проведения занятий физическими упражнениями в домашних условиях |
Общее родительское собрание «Наши достижения» | Подведение итогов физкультурно-оздоровительной работы. Составление плана работы на следующий год |