kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект "Матушка - ПРИРОДА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту "Матушка-природа", направленной на экологическое воспитание. Включает планирование и результат проведения мероприятий с детьми и родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Матушка - ПРИРОДА"»

МАДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида» г. Печора


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25» г. Печора


Экологический проект «Матушка - природа»

Воспитатель: Тихонова Т.В.

Срок: апрель – октябрь 2014 г.

Вид проекта: информационный

Пояснительная записка.

  1. Актуальность:

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

Наблюдая за поведением детей на прогулке и в группе, я неоднократно замечала их безжалостное или равнодушное  отношение ко всему живому: деревьям, траве, комнатным растениям, насекомым. Поэтому требовался системный, продуманный подход в воспитании экологической культуры детей, формировании представлений о живой и неживой природе. Метод проекта оказался, на мой взгляд, наиболее эффективным в достижении результата. Был разработан образовательный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Матушка - природа».

Актуальность этого проекта заключается в том, что чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Выбранная тема актуальна, поскольку экологическое воспитание дошкольников невозможно без понимания того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. «Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения, понимание его значения для жизни других природных объектов» (Н.Н. Кондратьева)  Вот почему задача педагога и родителей — воспитать у детей ответственность за своё поведение в природе через осознание ребёнком, что вокруг него есть живые существа и объекты, которые питаются, растут, дышат, двигаются и размножаются так же, как и человек. Это является основой для дальнейшего формирования экологического сознания ребёнка.




  1. Цель проекта: формирование умения правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

  2. Задачи проекта:

  • Закрепить умение передавать свое отношение к природе в рассказах и других видах деятельности.

  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей.

• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через художественное слово, проведение систематических наблюдений, игр, инсценировок, формирование чувства близости к природе.

  • Формировать у детей способность с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о способах создания альбома.

  1. Методы и формы:

Формы: занятия, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.

Методы: наблюдение, использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми, ознакомление детей с природой в играх.

  1. Ожидаемый результат:

• реализовано задуманное, создан альбом;

• дети имеют представление, как нужно бережно относиться к природе;

• обогащён словарный запас детей;

• родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;

• в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания альбома: украшение, декорирование альбома;

• повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;

• в процессе выполнения проекта дошкольники научатся вести наблюдения, проводить простейшие исследования (сравнения);

• в ходе работы над проектом расширятся представление детей об объектах природы, чувства сопереживания и сопричастности природе, расширение кругозора дошкольников.

  1. План-график мероприятий.

Реализация проекта планируется в три этапа:

Первый этап – предварительный (апрель 2014 года)

На этом этапе педагог проводит диагностику, анкетирование родителей, в результате чего выявляется знания и заинтересованность участников проекта.

Второй этап – основной (май-сентябрь 2014 года)

На этом этапе предполагается организация и проведение различных мероприятий: экскурсий, дидактические игры по экологии, совместные праздники и развлечения для детей и родителей.

Третий этап – заключительный (октябрь 2014 года)

В течение реализации проекта: в ходе различных мероприятий, экскурсий, подготовки к конкурсам готовятся и оформляются фото. Проведение праздника «Здравствуй, матушка – природа!» , в ходе которого дети совместно с родителями представляют единый альбом «Матушка - природа».

Ход проекта:

Первый этап: – предварительный

Мониторинг (приложение № 1: «Диагностическая карта по экологическому воспитанию»

(старшая группа); таблица № 1 «Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию (предварительный этап»).

Анкетирование (приложение № 2: Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»; анализ анкеты для родителей).

Второй этап – основной

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

май 1 неделя

Беседа на тему: «Поможем природе»

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Консультация «Экология в вашей семье».

Приобретение художественной литературы экологической направленности.

май 2 неделя

День загадок.

Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

• Рисунки – загадки.

• Пластилиновые загадки.

Совместное творчество родителей и детей в составлении загадок о природе.

Альбом с загадками

май 3 - 4 неделя, июнь 1неделя

День цветов:

Цель: воспитывать желание сделать Землю красивой.

• Беседа о цветах. Загадки, художественная литература.

• Посадка рассады цветов для озеленения территории.

• Литературно – цветочная викторина

• Игры «Садовник», «Угадай по описанию»

Привлечение родителей к благоустройству участка.

Фотоотчет родителей «Цветы вокруг нас».

май - сентябрь

Настольная игра «Времена года»

Цель: показать детям на наглядной модели причину смены времен года; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Приглашение родителей на совместные игры в дни открытых дверей (по средам)

Оформление фото альбома «Времена года»

май -сентябрь

Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»

Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закрепить умение определять направление ветра; помочь обнаружить влияние солнца на живую и неживую природу.

Наглядная пропаганда. Папка-передвижка для родителей «Лето»

Оформление папка-передвижка для родителей «Лето».

июнь 2 неделя

Путешествие в мир насекомых.

Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида насекомых, их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.

• Рассматривание иллюстраций.

• Наблюдение за насекомыми

• Настольная игра «Расскажи о своем зеленом друге»

Приобщение родителей к образовательной деятельности (включение родителей в ОД с беседой для детей по миру насекомых (презентация, видео-фильм)).

Пополнение настольно-печатными играми про насекомых.

июнь 3-4 неделя

Экскурсия в парк «Всякий лес полон чудес».

Цель: познакомить детей с природным сообществом леса; познакомить детей с приспособлением лесных растений и животных к сезонным изменениям.

• Изготовление макетов леса, лесных полянок из природного материала.

Совместная экскурсия с родителями и детьми в парк им. В. Дубинина.

Сбор листьев для гербария, природного материала для поделок.

июль 1-2 неделя

Праздник песка

Цель: показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг от друга больших камней; что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет; песок хорошо пропускает воду; проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

• Песочные постройки «Песочные фантазии»

• Рисунки на песке.

•«Удивительные опыты» - экспериментальная работа на прогулке. Изучение свойств сухого и мокрого.

Участие родителей в празднике.

Приобретение «Чудо-песка» для игр в группе.

июль 3-4неделя

Волшебная сила воды.

Цель: Дать детям представления о том, что вода имеет большое значение для жизни; закрепить знания о свойствах воды, развивать познавательный интерес.

• Игра «Правда или нет»

• Опыт с водой.

• «В гостях у водяного» - экологическое развлечение.

Изготовление костюмов для экологического развлечения.

Пополнение уголка природы предметами для опытов с водой.

август 1неделя

Лекарственная аптека

Цель: Познакомить с лекарственными растениями.

• Беседа о лекарственных травах.

• Беседа о правилах сбора лекарств.

• Сбор лекарственных растений.

Составление Красной книги лекарственных растений Республики Коми.

Пополнение фотографий лекарственных растений.

август 2 неделя

Беседа о здоровой и вкусной пище

Цель: Дать понятие детям, что человек – живое существо и ему необходима хорошая пища, чистая вода, свежий воздух и т. д.

Оформлении книги о вкусной и здоровой пищи с рецептами.

Книга о вкусной и здоровой пищи с рецептами.

август 3-4 неделя

Сюжетно тематическое – занятие «Встреча с доктором Айболитом»

Цель: дать детям представление о здоровье человека и способах его укрепления; на здоровье человека влияет чистый воздух; воздух лучше там, где много зелени.

Оформление стенда «Советы Доктора Айболита».

Фотоотчет «Лето – с пользой для здоровья».

сентябрь 1 неделя

Досуг «В здоровом теле – здоровый дух».

Цель: дать детям представление о том, как занятия физкультурой укрепляет здоровье.

Совместно с родителями на улице.

Коллаж досуга «В здоровом теле – здоровый дух».


сентябрь 2-3 неделя

Беседа.

«Овощи и фрукты – лучшие продукты»

• «Забавные овощи» (нетрадиционное рисование – штампы из овощей)

• Выставка – конкурс семейных поделок из овощей и фруктов

• Огородная сказка (на основе поделок из овощей)

Участие родителей в выставке – конкурсе семейных поделок из овощей и фруктов и придумывании огородной сказки.

Составление книги рассказов и сказок.

сентябрь 4 неделя

Развлечение «Урожайная»

Цель: показать, как щедра бывает природа в ответ на человеческий труд и заботу.


Изготовление масок и костюмов для развлечения.

Пополнение театрального уголка масками.


Третий этап – заключительный

октябрь

Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»

Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе; развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным.

Изготовление декораций к празднику

Пополнение театрального уголка костюмами.


Результат проекта

В ходе работы над проектом у воспитанников повысился познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через художественное слово, проведение систематических наблюдений, игр, инсценировок, формирование чувства близости к природе. У детей появилась способность с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках, умение передавать свое отношение к природе в рассказах и других видах деятельности.

Был изготовлен альбом «Матушка - природа», представленный на празднике «Здравствуй, матушка – природа!»

  1. Оценка результатов и отчетность

Приложение № 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (СТАРШАЯ ГРУППА)















Ф.И. ребенка

Животный мир

Растительный мир

Неживая природа

Знание и соблюдение правил поведения в природе

Уровень

Знание основных классов животных

Представления о домашних животных

Представления о диких животных

Представления о животных различных климатических зон

Умение различать и называть растения ближайшего окружения

Умение различать и называть комнатные растения

Трудовые умения и навыки по уходу за растениями

Представления о растениях различных климатических зон

Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений

Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)

Представление о сезонных изменениях в неживой природе

Представления о чередовании времен года, частей суток

Значение солнца и воздуха в жизни человека



Апр.


Окт.

Ап


Окт




Ап.


Окт


Ап


Окт

Ап.


Окт

Ап.


Окт

Ап.


Окт

Ап.

Окт

Ап.


Окт



Ап.


Окт


Апр.


Окт

Ап.


Окт


Ап.


Окт





1

















2

















3

















4

















5

















6

















7

















8

















9

















10

















11

















12

















13

















14

















15

















16

















17

















18

















19

















20

















21

















22

















23

















24

















Коэффициент
















Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию (предварительный этап)


Таблица № 1

Части природы

Вопросы

Апрель

Животный мир

Знание основных классов животных

55 б.

76 %

Представления о домашних животных

56 б.

78 %

Представления о диких животных

56 б.

78 %

Представления о животных различных климатических зон

53 б.

73 %

Растительный мир

Умение различать и называть растения ближайшего окружения

54 б.

75 %

Умение различать и называть комнатные растения

55 б.

76 %

Трудовые умения и навыки по уходу за растениями

56 б.

78 %

Представления о растениях различных климатических зон

53 б.

73 %

Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений

50 б.

70 %

Неживая природа

Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)

52 б.

72 %

Представление о сезонных изменениях в неживой природе

55 б.

76 %

Представления о чередовании времен года, частей суток

52 б.

72 %

Значение солнца и воздуха в жизни человека

54 б.

75 %


Знание и соблюдение правил поведения в природе

53 б.

76 %


Итог:

54 б.

75 %















Приложение № 2

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание в семье и ДОУ»


  1. Знаете ли Вы, что такое экология? Что она изучает, чем занимается?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Интересует ли Вас данная проблема? ___________________________________________________________



  1. Как Вы относитесь к приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в детском саду?

_____________________________________________________________

  1. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (нужное подчеркнуть)

- ребёнок много рассказывает;

- просит завести животное;

- посадить комнатные цветы дома;

- обращает внимание на окружающую среду;

- просит вывезти его в парк, в лес;

- просит почитать о природе;

- что-то другое_____________________________________________________


  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

_______________________________________________________________


6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чём это проявляется? (нужное подчеркнуть)

-беседовали с ребёнком о природе;

- оборудовали в семье уголок природы;

-приобрели животных;

-подкармливаете животных и птиц;

-выбираетесь чаще на природу;

-проводите наблюдения с детьми за природными объектами;

-сажаете деревья;

-охраняете природу;

7. Бываете ли Вы с ребенком на природе? Если, то где?

_________________________________________________________________________________


8. С какой целью?

________________________________________________________


  1. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

________________________________________________________


  1. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

________________________________________________________

Анализ анкеты для родителей

«Экологическое воспитание в семье и ДОУ»

Родители приняли активное участие в анкетировании по экологическому воспитанию в семье и ДОУ, из 24 семей приняли 22 семьи.

Многие родители знают, что такое экология и что она изучает. Не всех родителей интересует данная проблема. Так же не все родители приобщают детей к природе дома. Родители видят, что в детском саду ведётся работа по формированию элементарных экологических представлений: дети много рассказывают, просят завести животных, просят почитать о природе и т.д. Некоторые папы и мамы отметили, что не знакомят и не воспитывают у детей умения правильно вести себя в природе.

Папы и мамы предложили свою помощь в благоустройстве детского сада.





























Приложение № 3

Сравнительный анализ уровня знаний детей дошкольного

возраста по экологическому воспитанию


На начало реализации экологического проекта «Матушка природа» уровень знаний у детей был ниже, чем на заключительном этапе. Мониторинг выявил проблемы в знаниях по следующим разделам:

- представления о животных различных климатических зон;

- представления о растениях различных климатических зон;

- знания о неживой природе.

К окончанию проекта совместная деятельность детей, педагогов и родителей значительно повысили уровень знаний по всем разделам, особенно:

- представления о домашних и диких животных;

- умение различать и называть растения ближайшего окружения;

- знания о неживой природе.

Так мы считаем, что проект реализован в полном объеме. Знания, умения и навыки детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию были повышены на 11 %.























Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию (заключительный этап)


Таблица № 2

Части природы

Вопросы

Октябрь

Животный мир

Знание основных классов животных

60 б.

83 %

Представления о домашних животных

65 б.

90 %

Представления о диких животных

63 б.

87 %

Представления о животных различных климатических зон

59 б.

82 %

Растительный мир

Умение различать и называть растения ближайшего окружения

64 б.

89 %

Умение различать и называть комнатные растения

61 б.

85 %

Трудовые умения и навыки по уходу за растениями

63 б.

87 %

Представления о растениях различных климатических зон

61 б.

85 %

Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений

62 б.

86 %

Неживая природа

Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)

63 б.

87 %

Представление о сезонных изменениях в неживой природе

63 б.

87 %

Представления о чередовании времен года, частей суток

59 б.

82 %

Значение солнца и воздуха в жизни человека

62 б.

86 %


Знание и соблюдение правил поведения в природе

61 б.

85 %


Итог:

62 б.

86%










5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект "Матушка - ПРИРОДА"

Автор: Тихонова Татьяна Владимировна

Дата: 06.10.2017

Номер свидетельства: 431074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Осенний гербарий»"
    ["seo_title"] => string(38) "ekologicheskii_proekt_osennii_gerbarii"
    ["file_id"] => string(6) "485383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1542094636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства