Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту "Матушка-природа", направленной на экологическое воспитание. Включает планирование и результат проведения мероприятий с детьми и родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Матушка - ПРИРОДА"»
МАДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида» г. Печора
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №25»г. Печора
Экологический проект «Матушка - природа»
Воспитатель: Тихонова Т.В.
Срок: апрель – октябрь 2014 г.
Вид проекта: информационный
Пояснительная записка.
Актуальность:
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Наблюдая за поведением детей на прогулке и в группе, я неоднократно замечала их безжалостное или равнодушное отношение ко всему живому: деревьям, траве, комнатным растениям, насекомым. Поэтому требовался системный, продуманный подход в воспитании экологической культуры детей, формировании представлений о живой и неживой природе. Метод проекта оказался, на мой взгляд, наиболее эффективным в достижении результата. Был разработан образовательный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Матушка - природа».
Актуальность этого проекта заключается в том, что чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Выбранная тема актуальна, поскольку экологическое воспитание дошкольников невозможно без понимания того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. «Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения, понимание его значения для жизни других природных объектов» (Н.Н. Кондратьева) Вот почему задача педагога и родителей — воспитать у детей ответственность за своё поведение в природе через осознание ребёнком, что вокруг него есть живые существа и объекты, которые питаются, растут, дышат, двигаются и размножаются так же, как и человек. Это является основой для дальнейшего формирования экологического сознания ребёнка.
Цель проекта: формирование умения правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Задачи проекта:
Закрепить умение передавать свое отношение к природе в рассказах и других видах деятельности.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через художественное слово, проведение систематических наблюдений, игр, инсценировок, формирование чувства близости к природе.
Формировать у детей способность с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках о способах создания альбома.
Методы и формы:
Формы: занятия, экскурсии, экологические праздники и досуги, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, элементарная поисковая деятельность детей.
Методы: наблюдение, использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми, ознакомление детей с природой в играх.
Ожидаемый результат:
• реализовано задуманное, создан альбом;
• дети имеют представление, как нужно бережно относиться к природе;
• обогащён словарный запас детей;
• родители вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
• в совместной деятельности будут пройдены все творческие этапы создания альбома: украшение, декорирование альбома;
• повысится мотивация детей к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;
• в процессе выполнения проекта дошкольники научатся вести наблюдения, проводить простейшие исследования (сравнения);
• в ходе работы над проектом расширятся представление детей об объектах природы, чувства сопереживания и сопричастности природе, расширение кругозора дошкольников.
План-график мероприятий.
Реализация проекта планируется в три этапа:
Первый этап – предварительный (апрель 2014 года)
На этом этапе педагог проводит диагностику, анкетирование родителей, в результате чего выявляется знания и заинтересованность участников проекта.
Второй этап – основной (май-сентябрь 2014 года)
На этом этапе предполагается организация и проведение различных мероприятий: экскурсий, дидактические игры по экологии, совместные праздники и развлечения для детей и родителей.
Третий этап – заключительный (октябрь 2014 года)
В течение реализации проекта: в ходе различных мероприятий, экскурсий, подготовки к конкурсам готовятся и оформляются фото. Проведение праздника «Здравствуй, матушка – природа!» , в ходе которого дети совместно с родителями представляют единый альбом «Матушка - природа».
Ход проекта:
Первый этап: – предварительный
Мониторинг (приложение № 1: «Диагностическая карта по экологическому воспитанию»
(старшая группа); таблица № 1 «Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию (предварительный этап»).
Анкетирование (приложение № 2: Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»; анализ анкеты для родителей).
Второй этап – основной
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование предметно-развивающей среды
май 1 неделя
Беседа на тему: «Поможем природе»
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Консультация «Экология в вашей семье».
Приобретение художественной литературы экологической направленности.
май 2 неделя
День загадок.
Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
• Рисунки – загадки.
• Пластилиновые загадки.
Совместное творчество родителей и детей в составлении загадок о природе.
Альбом с загадками
май 3 - 4 неделя, июнь 1неделя
День цветов:
Цель: воспитывать желание сделать Землю красивой.
• Беседа о цветах. Загадки, художественная литература.
• Посадка рассады цветов для озеленения территории.
• Литературно – цветочная викторина
• Игры «Садовник», «Угадай по описанию»
Привлечение родителей к благоустройству участка.
Фотоотчет родителей «Цветы вокруг нас».
май - сентябрь
Настольная игра «Времена года»
Цель: показать детям на наглядной модели причину смены времен года; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Приглашение родителей на совместные игры в дни открытых дверей (по средам)
Оформление фото альбома «Времена года»
май -сентябрь
Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»
Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закрепить умение определять направление ветра; помочь обнаружить влияние солнца на живую и неживую природу.
Наглядная пропаганда. Папка-передвижка для родителей «Лето»
Оформление папка-передвижка для родителей «Лето».
июнь 2 неделя
Путешествие в мир насекомых.
Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида насекомых, их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.
• Рассматривание иллюстраций.
• Наблюдение за насекомыми
• Настольная игра «Расскажи о своем зеленом друге»
Приобщение родителей к образовательной деятельности (включение родителей в ОД с беседой для детей по миру насекомых (презентация, видео-фильм)).
Пополнение настольно-печатными играми про насекомых.
июнь 3-4 неделя
Экскурсия в парк «Всякий лес полон чудес».
Цель: познакомить детей с природным сообществом леса; познакомить детей с приспособлением лесных растений и животных к сезонным изменениям.
• Изготовление макетов леса, лесных полянок из природного материала.
Совместная экскурсия с родителями и детьми в парк им. В. Дубинина.
Сбор листьев для гербария, природного материала для поделок.
июль 1-2 неделя
Праздник песка
Цель: показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг от друга больших камней; что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет; песок хорошо пропускает воду; проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
• Песочные постройки «Песочные фантазии»
• Рисунки на песке.
•«Удивительные опыты» - экспериментальная работа на прогулке. Изучение свойств сухого и мокрого.
Участие родителей в празднике.
Приобретение «Чудо-песка» для игр в группе.
июль 3-4неделя
Волшебная сила воды.
Цель: Дать детям представления о том, что вода имеет большое значение для жизни; закрепить знания о свойствах воды, развивать познавательный интерес.
• Игра «Правда или нет»
• Опыт с водой.
• «В гостях у водяного» - экологическое развлечение.
Изготовление костюмов для экологического развлечения.
Пополнение уголка природы предметами для опытов с водой.
август 1неделя
Лекарственная аптека
Цель: Познакомить с лекарственными растениями.
• Беседа о лекарственных травах.
• Беседа о правилах сбора лекарств.
• Сбор лекарственных растений.
Составление Красной книги лекарственных растений Республики Коми.
Пополнение фотографий лекарственных растений.
август 2 неделя
Беседа о здоровой и вкусной пище
Цель: Дать понятие детям, что человек – живое существо и ему необходима хорошая пища, чистая вода, свежий воздух и т. д.
Оформлении книги о вкусной и здоровой пищи с рецептами.
Книга о вкусной и здоровой пищи с рецептами.
август 3-4 неделя
Сюжетно тематическое – занятие «Встреча с доктором Айболитом»
Цель: дать детям представление о здоровье человека и способах его укрепления; на здоровье человека влияет чистый воздух; воздух лучше там, где много зелени.
Оформление стенда «Советы Доктора Айболита».
Фотоотчет «Лето – с пользой для здоровья».
сентябрь 1 неделя
Досуг «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: дать детям представление о том, как занятия физкультурой укрепляет здоровье.
Совместно с родителями на улице.
Коллаж досуга «В здоровом теле – здоровый дух».
сентябрь 2-3 неделя
Беседа.
«Овощи и фрукты – лучшие продукты»
• «Забавные овощи» (нетрадиционное рисование – штампы из овощей)
• Выставка – конкурс семейных поделок из овощей и фруктов
• Огородная сказка (на основе поделок из овощей)
Участие родителей в выставке – конкурсе семейных поделок из овощей и фруктов и придумывании огородной сказки.
Составление книги рассказов и сказок.
сентябрь 4 неделя
Развлечение «Урожайная»
Цель: показать, как щедра бывает природа в ответ на человеческий труд и заботу.
Изготовление масок и костюмов для развлечения.
Пополнение театрального уголка масками.
Третий этап – заключительный
октябрь
Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»
Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе; развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным.
Изготовление декораций к празднику
Пополнение театрального уголка костюмами.
Результат проекта
В ходе работы над проектом у воспитанников повысился познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через художественное слово, проведение систематических наблюдений, игр, инсценировок, формирование чувства близости к природе. У детей появилась способность с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках, умение передавать свое отношение к природе в рассказах и других видах деятельности.
Был изготовлен альбом «Матушка - природа», представленный на празднике «Здравствуй, матушка – природа!»
Оценка результатов и отчетность
Приложение № 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (СТАРШАЯ ГРУППА)
№
Ф.И. ребенка
Животный мир
Растительный мир
Неживая природа
Знание и соблюдение правил поведения в природе
Уровень
Знание основных классов животных
Представления о домашних животных
Представления о диких животных
Представления о животных различных климатических зон
Умение различать и называть растения ближайшего окружения
Умение различать и называть комнатные растения
Трудовые умения и навыки по уходу за растениями
Представления о растениях различных климатических зон
Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений
Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)
Представление о сезонных изменениях в неживой природе
Представления о чередовании времен года, частей суток
Значение солнца и воздуха в жизни человека
Апр.
Окт.
Ап
Окт
Ап.
Окт
Ап
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
Апр.
Окт
Ап.
Окт
Ап.
Окт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Коэффициент
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию (предварительный этап)
Таблица № 1
Части природы
Вопросы
Апрель
Животный мир
Знание основных классов животных
55 б.
76 %
Представления о домашних животных
56 б.
78 %
Представления о диких животных
56 б.
78 %
Представления о животных различных климатических зон
53 б.
73 %
Растительный мир
Умение различать и называть растения ближайшего окружения
54 б.
75 %
Умение различать и называть комнатные растения
55 б.
76 %
Трудовые умения и навыки по уходу за растениями
56 б.
78 %
Представления о растениях различных климатических зон
53 б.
73 %
Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений
50 б.
70 %
Неживая природа
Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)
52 б.
72 %
Представление о сезонных изменениях в неживой природе
55 б.
76 %
Представления о чередовании времен года, частей суток
52 б.
72 %
Значение солнца и воздуха в жизни человека
54 б.
75 %
Знание и соблюдение правил поведения в природе
53 б.
76 %
Итог:
54 б.
75 %
Приложение № 2
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
Знаете ли Вы, что такое экология? Что она изучает, чем занимается?
Родители приняли активное участие в анкетировании по экологическому воспитанию в семье и ДОУ, из 24 семей приняли 22 семьи.
Многие родители знают, что такое экология и что она изучает. Не всех родителей интересует данная проблема. Так же не все родители приобщают детей к природе дома. Родители видят, что в детском саду ведётся работа по формированию элементарных экологических представлений: дети много рассказывают, просят завести животных, просят почитать о природе и т.д. Некоторые папы и мамы отметили, что не знакомят и не воспитывают у детей умения правильно вести себя в природе.
Папы и мамы предложили свою помощь в благоустройстве детского сада.
Приложение № 3
Сравнительный анализ уровня знаний детей дошкольного
возраста по экологическому воспитанию
На начало реализации экологического проекта «Матушка природа» уровень знаний у детей был ниже, чем на заключительном этапе. Мониторинг выявил проблемы в знаниях по следующим разделам:
- представления о животных различных климатических зон;
- представления о растениях различных климатических зон;
- знания о неживой природе.
К окончанию проекта совместная деятельность детей, педагогов и родителей значительно повысили уровень знаний по всем разделам, особенно:
- представления о домашних и диких животных;
- умение различать и называть растения ближайшего окружения;
- знания о неживой природе.
Так мы считаем, что проект реализован в полном объеме. Знания, умения и навыки детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию были повышены на 11 %.
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию (заключительный этап)
Таблица № 2
Части природы
Вопросы
Октябрь
Животный мир
Знание основных классов животных
60 б.
83 %
Представления о домашних животных
65 б.
90 %
Представления о диких животных
63 б.
87 %
Представления о животных различных климатических зон
59 б.
82 %
Растительный мир
Умение различать и называть растения ближайшего окружения
64 б.
89 %
Умение различать и называть комнатные растения
61 б.
85 %
Трудовые умения и навыки по уходу за растениями
63 б.
87 %
Представления о растениях различных климатических зон
61 б.
85 %
Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений
62 б.
86 %
Неживая природа
Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)
63 б.
87 %
Представление о сезонных изменениях в неживой природе
63 б.
87 %
Представления о чередовании времен года, частей суток