Дополнительная образовательная программа " Прааздник в моем доме"
Дополнительная образовательная программа " Прааздник в моем доме"
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа " Прааздник в моем доме"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
Рассмотрено Утверждаю
на научно-методическом совете Директор МОУ ДОД ДЮЦ
Протокол № ___ от «___»_________ г. ____________ Г.А. Агапитова
. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Праздник в моем доме»
Срок обучения: 2 года
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Составитель: Киселева Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Колпакова Апполинария Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2012
Красоту, чистоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий
Программа «Праздник в моём доме» имеет художественно-эстетическую направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории соей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.
Цель – приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
Задачи.
Познакомить обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями; формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей родины.
Познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
Расширять представление о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, городецкого, полхово-майданского, жестовского, гжельской керамики, вологодского кружева, филимоновской и дымковской игрушки); учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Воспитывать желание заниматься декоративно-прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном творчестве; совершенствовать умение и навыки в рисовании.
Формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.
В процессе занятий дети знакомятся с образцами народного творчества,
приучаются видеть и любить искусство в его многообразии. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.
При обучении по данной образовательной программе используются различные формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Режим занятий – 2 раза в месяц по 2 часа. Занятия проводятся со всем классом, по подгруппам.
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой. Народные праздники определяют тематику занятий и время проведений. В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
В отличие от типовых программ: «Ручное ткачество» (программа для внешкольных учреждений и образовательных школ «Культура быта», 1996 г.), Методическое пособие «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Т.В.Королева, М.2009, Творческий ми) программа «Праздник в твоём доме» отличается сочетанием разнообразных видов деятельности. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки по работе с красками, бисером, солёным тестом, бумагой, тканью.
Общегодовая нагрузка по программе составляет:
1, 2 года обучения – 36 часов, 1 раз в 2 недели.
Методическое обеспечение программы: разработки игр, бесед, дидактические материалы к занятиям, технологические карты выполнения практических работ, наглядные пособия, видео и аудио-материалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I Г/О
Всякома мила своя сторона.
№
тема
Кол-во часов
1
Всякому мила своя сторона
2
2
Путешествие по карте Архангельской области
2
3
Жемчужина Севера- Соловки Северные жемчуга
2
4
Древо жизни
2
5
Поморская говоря
2
6
Традиция Рождества на Русском Севере
2
7
История новогодних игрушек
2
8
Подарок рождественской елке
2
9
Святки –Колядки
2
10
В гостях у кудесницы
2
11
Север-край былин и песен
2
12
Знакомство с традициями Масленицы
2
13
Благовещенье
2
14
Вербное воскресенье
2
15
Дорого яичко ко христову дню
2
16
Пасхальная карусель
2
17
Троица
2
18
Итоговое занятие « Сказочные вензеля»
2
36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Г/О
1. Всякому мила своя сторона
Иметь представление:
о сельских и городских поселениях Русского севера ( посад, погост, починок, волостка, деревня.)
о рыбном промысле, морских пейзажах ,парусных судах, пристанях.
Знать:
требования к учащимся.
правила подготовки рабочего места
приемы работы кистью
Уметь:организовать рабочее место, при рисовании соблюдать правила перспективы, грамотно использовать цветовые сочетания, анализировать и сопоставлять, выполнять работу из бисера по представлению.
Теория
Первые поселения(сельские поселения , поселения городского типа). Особые пути развития Русского Севера. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Сведения об учащихся.
Рассказ о коллективе.Вводный инструктаж.Планы и задачи на учебный год.Требования к учащимся.Расписание.
Исторические корни промысла. История возникновения бисера. Многообразие работ с бисером «1000 и 1 бисеринка».
Способы работы кистью, красками.
Практическая работа. «Морем живем - ему и песни поем» Индивидуальная творческая работа по представлению. Примерный перечень работ.
Работа по представлению
2. Путешествие по карте Архангельской области
Иметь представление:
о древних городах и каменной архитектуре Русского Севера.
Знать:
основные города на карте Архангельской области,
технические правила работы с цветными карандашами, маркерами;
технологию работы с бисером;
понятие « композиция», «орнамент»,
основы цветоведения,
порядок разработки изделия,
материалы, инструменты, приспособления для работы;
обозначения, схемы, правила чтения, схем,
приемы плетения.
Уметь:
образно представлять свою работу, владеть материалом, декоративно оформлять свою работу
выполнять практическую работу.
составлять декоративную композицию на бумаге
анализировать форму и пропорции частей предметов
Теория
Каменная архитектура Русского Севера
Древние города Севера( Холмогоры, Сольвычегодск, Мезень, Шенкурск ,Вельск, Архангельск( гостиные дворы.)
Технология изделия.
Знакомство с композицией и орнаментом. Знакомство с основами цветоведения. Знакомство с порядком разработки изделия. Качество работы. Материалы, инструменты, приспособления. Упражнения, снимающие утомление глаз.
Обозначения. Схемы. Знакомство с основными приемами плетения. Цепочка. Приемы плетения простейших цепочек и орнаментов в них.
Практическая работа. Запись обозначений. Зарисовка схем. Знакомство с приемами плетения. Работа по схемам. Расчет необходимого материала. Подбор бисера по цвету и размеру. Закрепление рабочей нити. Оформление работы.
«Древний город»- практическая работа с соленым тестом с последующей росписью.
« Белый храм»Коллективная работа. Плетение цепочек по заданной схеме.
Примерный перечень работ: сувениры
3.Жемчужина Севера- Соловки. Северные жемчуга.
Иметь представление:
о монастырях в истории Русского Севера.
Знать:
названия наиболее значимых монастырей и их географическое положение,
основные правила композиции;
приемы получения нужной тональности при смешивании 2-х и более цветов;
приемы плетения.
Уметь:
организовать рабочее место,
творчески подходить к работе, применять законы изобразительной грамоты;
применять приемы плетения на практике при изготовлении индивидуальной творческой работы;
передать настроение при помощи рисунка и цвета .
Теория
Знакомство с монастырями Русского Севера и их значением в жизни людей. Жемчужина севера – Соловки.
Практическая работа
Рисование по представлению (используя наглядный ряд)
Простейшие цепочки. Приемы плетения.
«Николо-Карельский монастырь»
Коллективная работа
Примерный перечень работ:
Индивидуальная творческая работа.
4.Древо жизни
Иметь представление:
О северной традиционной вышивке, росписях, традиционном узорном ткачестве.
Знать:значение древа жизни в традиционных ремеслах.
Уметь:. копировать по заданному образцу.
Теориятрадиционные ремесла Русского Севера ( вышивка, росписи, узорное ткачество.
Практическая работа Древо жизни в борецкой росписи (копирование прялок).
Примерный перечень
«Древо жизни»- индивидуальная творческая работа.
Поморская говоря.
Иметь представление: о диалектах исторического поморья.
Знать:сказки на поморской говоре.
Уметь:
с помощью рисунка и цвета выразить тот или иной сюжет используя элементы композиции.
подбирать материал для индивидуальной работы и плести по заданной схеме.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:традиции Рождества.
Уметь:.
владеть приемами стилизации, пользоваться контрастными цветами при работе с цветом, аккуратно выполнять работу;
пользоваться изученными схемами и приемами работы с бисером при выполнении индивидуальной работы.
Теория
Элементы орнамента. Тиражная графика. Декоративная переработка форм.
История новогодних игрушек.
Практическая работа
эскиз новогодней открытки
отработка приемов наложения на цепочку
Примерный перечень работ: «Рождественская звезда»
7.История новогодних игрушек.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:культурно- бытовых традициях .связанных с встречей Нового года и рождества.
Уметь:. анализировать формы и фантазировать, вырезать нужные силуэты из бумаги, пользоваться инструментами , материалами и приспособлениями.
Теория . Сказка о рождественской елке.Знакомство с Рождественской традицией. Тематические беседы об истории праздника, традициях Рождества в России. Рождественские поздравления. История рождественской открытки.
Прямое плетение. Изготовление схемы изделия. . Знакомство с приемами плетения: прямых участков Расчет необходимого материала. Чистота и качество работы. Изготовление новогодних игрушек. История. Многообразие видов.
Практическая работа.
« В мастерской Деда Мороза»
( практическое занятие по изготовлению игрушек своими руками)
Примерный перечень работ: игрушки.
Подарок рождественской елке.
Иметь представление: об особенностях традиции Рождества на Русском Севере.
Знать:традиции новогодних и рождественских праздников.
Уметь:. выполнять приемы работы с соленым тестом, составлять декоративную композицию из простых геометрических элементов
Теория« Козуля- не только пряник в доме, но и радость». Козуля- традиционный северный пряники елочная игрушка.
Практическая работа
мукосольки поморские с последующей росписью,
рождественский колокольчик
Примерный перечень работ:новогодние и рождественские подарки
Святки-колядки.
Иметь представление: о святочных традициях на Русском Севере.
Знать:святочные обычаи наших предков
Уметь:. грамотно и самостоятельно выбирать сюжет , уметь пространственно представлять его и выражать задуманное в цвете.
Теориязнакомство с традиционными праздниками Зимы.
правильно передавать пропорции фигуры и цветом выражать главное в рисунке,
использовать в работе приемы плетения « в крест».
Теория. День рождения Архангельской области. рождения Архангельской области
Михайлов день.
На Груманте начинается полярная ночь.
Практическая работа
традиционный свадебный костюм,
монастырское плетение.(ожерелок)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
7.Щепная птица
Иметь представление:об истории традиционной северной игрушки.
Знать:историю щепной птицы и шеркунка.
Уметь:.
создавать из бумаги задуманный образ.
Теория. Птица счастья. Шаркунок.. «Дай крестьянину топор, и он починит доже часы»
Практическая работа
птица счастья из бумаги.
Примерный перечень работ: сувенир-птица.
8.Никольская ярмарка.
Иметь представление: о деревянном зодчестве.
Знать:особенности деревянного зодчества на Русском Севере
Уметь:
изображать а пространстве грани домов соблюдая правила перспективы включая природу,
изготовлять фрагменты картины из бисера.
Теория .Вечеринки. Беседки Лявля. Заостровье Никольская ярмарка.
Практическая работа
«Деревни поморские» сюжетная композиция,
«Никольская ярмарка» аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
9.Солцеворот
Иметь представление:о традиции , связанной с этим праздником.
Знать:традиции зимних праздников.
Уметь:
фантазировать и графически отражать придуманное на бумаге, применять знания линейной перспективы на практике,
применять разные изученные приемы работы с бисером при изготовлении фрагментов коллективной работы.
Теория .
Теория . От Спиридона солнце на лето- зима на мороз.
18 января- старого стиля начинается полярная ночь, в полдень показывается утренняя заря, а с 2 февраля старого стиля появляется солнце, световое время увеличивается ,постепенно переходя в беззакатный трехмесячный день.
Практическая работа
«Зимушка зима»
Аппликация.
« Здравствуй, гостья- зима!» Эскиз зимнего пейзажа по представлению.
« Зимушка-зима» аппликация.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
10 .Зимние святки
Иметь представление:о рождественском выртепе, колядках и козулях.
Знать:традициях и обычаях Руского Севера.
Уметь:.
самостоятельно придумывать узор из простых элементов и грамотно располагать его на основе,
применять изученные приемы при изготовлении сувениров..
Теория . Святочные посиделки. Рождество. Рождественский вертеп .Колядки. Родословная козули.
Практическая работа
роспись козуль( практические упражнения)
праздничный ангел( параллельнок плетение).
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
11. Емелина Неделя
Иметь представление:о традиционных сказках Русского севера.
Знать:сказки Писахова С.Г.
Уметь:.
с помощью рисунка и цвета выделять основное и интересное в сюжете, грамотно используя элементы композиции,
Использовать разные приемы плетения при выполнения работы..
Теория .Сказки Писахова С.Г.
Практическая работа
Конкурс рисунков по сказкам Писахова С.Г.
« Мир русского слова»-сказосные слова ( ангел)
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
12 Масленица
Иметь представление: о значении Масленицы в жизни людей.
Знать:о традициях праздника.
Уметь:.
передавать свое отношение при помощи цветовой гаммы, грамотно изображать предметы в пространстве,
изготовлять сувениры для оформления Масленицы.
Теория . Фольклерный праздник с блинами.
Практическая работа
«Как на масляной неделе, в потолоок блины летели..»
Сюжетная композиция
Символ Масленицы- солнце.
Примерный перечень работ: рисунки, сувениры.
13.Прощеное воскресенье.
Иметь представление: о традиционных православных пращдников.
Теория . Слава нашему дому- слава нашему домовому. Пословицы , поговорки, песни, обычаи, приметы, заговоры, легенды.
Практическая работа :
рисуем сюжеты к пословицам,
«Никтошки»- изготовление игрушки.
Примерный перечень работ: игрушки – сувениры.
18. Веселая ярмарка.
Иметь представление:об организации выставок.
Знать:требования к выставочным работам
Уметь:. оформить и представить работу на выставку.
.
Теория . Ненакса. Петр и павел. Петровские гуляния. Веселая ярмарка.
Практическая работа оформление выставки
.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Отношение к себе и людям
Отношение к делу
Низкий уровень
1 – 3 балла
1. Находится на занятиях без желания. Не принимает участие в коллективном творческом процессе.
2. пришел в объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо.
3. В объединение привели родители, учителя. Редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности.
1. Не проявляет старательности, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель.
2. Берется за работу с желанием, но не доводит до конца, присутствует по необходимости.
3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать критики.
Средний уровень
4 – 6 баллов
4. Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый желанием выделиться среди других.
5. Часто стремиться к совместной деятельности в целях общения и самовыражения.
6. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнять дело.
4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений.
5. Может работать с интересом, особенно если хочет выделиться перед другими.
6. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога.
Высокий уровень
7 – 10 баллов
7. Участвует в творческом процессе, проявляется мотив самореализации.
8. Участвует в творческом процессе потому, что получает от этого удовольствие.
9. Участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью в самореализации.
10. Активно стремиться к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал.
7. Работает добросовестно, старательно доводит работу до конца.
8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя.
9.Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество, фантазию.
10. Активное, творческое отношение к работе.
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
ЦЕЛЬ
МЕТОДЫ
ОБЪЕКТ
СРОК
1.
Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету
Тестирование,
анкетирование наблюдение
(нулевые и итоговые срезы)
Учебные группы
Октябрь
Апрель
2.
Выявление степени сплоченности и эмоциональной общности коллектива.
Методика изучения детского коллектива.
Тестирование
Учебные группы
Ноябрь
3.
Определение психологического климата в учебной группе.
Методика определения псих. Климата в группе методом цветописи.
Тестирование
Оценочные листы
Учебные группы
Январь
Февраль
4.
Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся
анкетирование
инд.инф. карты
Учебные группы
Март
5.
Определения уровня исполнительского мастерства ребенка.
Участие в городских, областных конкурсах, фестивалях
индивид. информ. карты участ.
Учащиеся
В теч. года
6.
Выявление степени удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в учреждении
анкетирование
Апрель
май
Список литературы
Правовая нормативная база:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 (ред. от 16.03.2006).
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).
Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.4.1251-03» от 03.04.2003 № 27.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 21.12.2004).
Основная литература:
Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. – М: Изд-во «Энциклопедия – Пресс», - 1999.