kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Развивайка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена  для педагогов дополнительного образования,педагогов дошкольного образования и для родителей, заинтересованных в воспитании всесторонне развитых детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Развивайка»







Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Развивайка».



Возраст обучающихся-5-8 лет.

Срок реализации-1 год.



Автор-составитель:

Сидоренко Александр Анатольевич,

педагог дополнительного образования.

























Содержание.





Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Методическое обеспечение программы.

Список литературы.











































1.Пояснительная записка.

В настоящее время творчество проникает в различные сферы деятельности человека: науку, промышленность, труд рабочего и т. д. Поэтому очень важно на современном этапе, подготавливая детей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить. Все блага цивилизации - это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества. Это «неуспокоившиеся» люди создали автомобили и самолеты, стиральные машины и холодильники, лазеры и ракеты. Нет дефицита детских товаров, исчез присутствующий мотив «Сделать, чтобы было». Дети не хотят думать головой и работать, так как технический прогресс предлагает легкие и доступные «удовольствия». Здесь происходит скорее подавление, разрушение личности. А громадное количество техники нуждается в регулярном обновлении, следовательно, становится ясным, что и людей, способных создавать технику, требуется столь же много.

Данная программа составлена на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., Ханны Линд, Джун Джексон, О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И. и авторской программы «Умелые руки», педагога дополнительного образования Герасимовой Людмилой Романовной, утвержденной Главным управлением образования администрацией Иркутской обл. Иркутского областного института повышения квалификации педагогических работников, 1993г.

Программа «Развивайка» для старших дошкольников предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Новизной является то, что, имея техническую направленность, обеспечивающую развитие творческих способностей детей, модифицированная программа предусматривает усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности .

Актуальность программы определяется новыми жизненными условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь и выдвигающие свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными;

  • вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны, т. к. на сегодняшний день особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединение актуален.

Педагогическая целесообразность и значимость заключается в том, что содержание программы предусматривает работу с воспитанниками по развитию технического мышления на занятиях объединения . Данная программа предлагает работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Ребята изготавливают детали объектов и собирают их. Программа составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Таким образом у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. В процессе деятельности формируется: способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей; стремление достигнуть положительного результата; свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Цель программы – развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям,

  • Учить читать пооперационные карты, схемы.

  • Обучение различным приемам работы с материалами.

  • Обучать приёмам изготовления поделок и сувениров, в том числе и из бросового материала.

  • Применять разнообразные способы работы с материалами и инструментами для создания композиций, изделиями.

  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.



Развивающие:



  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развивать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к техническому творчеству.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительные особенности данной программы.В отличии от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста эта программа рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Учитывая особенности и возраст детей , а также новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Во время проведения занятий с детьми для снятия излишней возбудимости, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую цифровые носители с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов:

  • игровой;

  • двигательной;

  • познавательно-исследовательской;

  • коммуникативной;

  • продуктивной;

  • музыкально-художественной;

  • трудовой;

  • чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Форма мероприятий – тематическая совместная деятельность.

  • традиционные;

  • комплексные;

  • практические;

  • игры;

  • праздники;

  • конкурсы;

  • совместная деятельность преподавателя я и детей;

  • индивидуальная работа с отдельным ребенком.



Методы:

  • словесный (устное изложение, рассказ, беседа, загадка и т.д.)

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по пооперационным картам, схемам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно- иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

  • репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

  • частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем)

Методы, в основе которых лежат формы организации детской деятельности:

  • фронтальная (одновременная работа со всей группой детей);

  • индивидуально -фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

  • групповая (организация работы в малых группах);

  • индивидуальная ( индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

Детское объединение «Развивайка» для дошкольников создано на базе детского сада «Берёзка». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 5-8лет. Набор детей в группу свободный. При обучении используется режим групповых занятий при наполняемости - 15 человек. Учебный процесс продолжается 36 недель. Программа рассчитана на 1 год обучения (с детьми подготовительной к школе группы). Дети принимаются в течение всего года. Программа является первой ступенью в освоении программ научно-технической направленности, рассчитана и построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня, продолжительностью- 30 минут. Общее количество часов в год – 72.

Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к обучающимся с учётом их здоровья, творческих и умственных способностей и трудовых навыков.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

к концу 1 года обучения должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, клей, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, стека.

  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

Уметь:

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике; – различным приемам работы с бумагой;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, изменять цвет пластилина при помощи смешивания.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома лучших работ

  • Проведение выставок работ воспитанников:

- в группе;

- в детском саду;

- персональные выставки детских работ.

  • Использование поделок-сувениров в качестве подарков для воспитателей, дошкольников, родителей, ветеранов, учителей и т.д.;

Кроме того, проводится промежуточная и итоговая аттестация воспитанников 2 раза в год.



Уровни развития:

Высокий - соответствует заданным критериям

Средний - справляется частично

Низкий - не справляется с заданием



В процессе деятельности обучающиеся:
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.



2. Учебно-тематический план





Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1


2

Силуэтное вырезание. Вытынанки.

18

1

17

3

Работа с бумагой и картоном. Оригами.

18

2

16

4

Работа с пластилином

10


10

5

Работа с бросовым материалом

24

4

20

6

Итоговое занятие

1


1


Всего

72

8

64



3. Содержание изучаемого курса



1.Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

2. Силуэтное вырезание. Вытынанки.

Теория. Знакомство с правилами техники безопасности. Виды и свойства бумаги. Международные условные обозначения, приемы вырезания. Что такое вытынанка и приёмы работы в этой технике. Дополнительные материалы для украшения (шнурок, веревочка, изготовление бубенчиков). Искусство икебаны.

Практика. Изготовление простейших открыток (первый модуль вслед за учителем, остальные - по технологическим картам). Комбинированная работа «Настольная композиция». Выставка работ.

3. Работа с бумагой и картоном. Оригами.

Теория. История возникновения бумаги. Разные виды бумаги, различные способы ее обработки и использования. Используемые материалы и инструменты (бумага с разной фактурой, клей, линейка, ножницы). Техника безопасности при работе с этими инструментами .

Практика. Организация рабочего места. Аппликация из цветной бумаги на плоскости выполняется из вырезанных деталей (аппликация из кружочков, частей кружочков; объемная аппликация; обрывная аппликация; аппликация из скрученной бумаги; аппликация из природного материала). При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Из бумажных полосок дети склеивают объемные ёлочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

  • Знакомство с оригами. Изготовление по образцу: «Цветок».

  • Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам, изображений насекомых. Изготовление по рисунку: «Объёмный жук».

  • Изготовление мозаики по образцу: «Лиса из квадрата», «Машина из прямоугольников»,

  • Изготовление ёлочных игрушек по образцу: «Улитка из полосок».

  • Изготовление поздравительных открыток по образцу: «Букет из ладошек», «Тюльпаны в вазе», «Ромашка из петелек», «Ёлочка на снегу» (модульное оригами), «Кораблик».

  • Изготовление открыток в технике торцевание: «Колокольчик».

  • Изготовление открыток в технике квиллинг: «Снежинка», «Овечка».



4. Работа с пластилином.

Теория . Пластилин в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомство с правилами техники безопасности. Техника нанесения пластилинового фона.

Практика. Организация рабочего места. Намазывать на основу тонкого слоя, нанесение рисунка жгутиками, кружочками, элементами мозаики, по мере знакомства с этими видами работы изменяется техника нанесения пластилинового фона. Картины из пластилина с выпуклым барельефом.

  • Изготовление цветка по образцу: «Цветик - семицветик» (из жгутиков , смешивание разных цветов).

  • Изготовление узора по образцу: «Снежинки» (из жгутиков).

  • Изготовление узора по образцу: «Грибок» (рисование пластилином).

  • Изготовление панно по рисунку: «8» (из шариков, на крышечке).

  • Изготовление панно по образцу: « Домик в деревне» (процарапывание).

5. Работа с бросовым материалом.

Теория. Использование бросового материала в творческой и оформительской деятельности. Сочетание различных по фактуре и цвету материалов. Техника безопасности при работе с различными материалами.

Практика. Примененяя различные пуговицы, бумажные салфетки, ватные диски, фантики и др. учатся комбинировать их, сопоставляя размеры и добавлять необходимые детали. Такой вид работы- как мозаика – из элементов, полученных путем вырезывания геометрических фигур Из вырезанных деталей выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

  • Изготовление аппликации по образцу: «Цыплёнок» (из ватных дисков).

  • Изготовление аппликации по образцу: «Снеговик» (из ватных дисков).

  • Изготовление открыток по образцу: «Цветы» (из ватных дисков).

  • Изготовление открыток по образцу: «Одуванчик» (из салфеток).

  • Изготовление аппликации по шаблону: « Машина» (из фантиков).

  • Изготовление аппликации по шаблону: «Клоун» (из фантиков).

  • Изготовление аппликации по образцу: «Узор из пуговиц».

  • Изготовление аппликации по образцу: «Барашек» (из рубашечных пуговиц).

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов, награждение лучших и активных воспитанников. Проведение заключительной выставки и соревнований.



В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся, учета их интересов и пожеланий.

Условия реализации программы:

  • оснащенный в соответствии с требованиями ТБ и Санитарно-гигиенических норм кабинет: освещенный, проветриваемый, с достаточным количеством соответствующей возрасту и индивидуальным особенностям детей мебели;

  • оборудованное место для экспонирования работ детей;

  • инструменты для работы по силуэтному вырезанию;

  • индивидуальные клеенки для стола;

  • простой карандаш;

  • цветные карандаши;

  • линейка, ножницы канцелярские с закругленными концами;

  • кисточка для клея;

  • стек;

  • стержень от шариковой ручки;

  • бумага цветная для аппликаций;

  • бумага крепированая;

  • цветной картон;

  • клей ПВА;

  • пластилин;

  • пластиковые крышечки;

  • ватные диски;

  • пуговицы;

  • многослойные салфетки;

  • фантики от конфет и др.бросовый материал.













  1. Методическое обеспечение программы:



  • Тексты правил безопасности труда для инструктажей;

  • методические разработки и планы - конспекты занятий;

  • методические рекомендации к практическим занятиям;

  • таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;

  • цифровые образовательные ресурсы:

- фото;

- видеоматериалы;

- электронные презентации;

  • наглядный материал:

- папки с чертежами общего вида и отдельных деталей.

- альбом с фотографиями готовых поделок.

- технологические и инструкционные карты, схемы изготовления некоторых поделок, эскизы, рисунки;

- развертки моделей;

- шаблоны для разметки деталей согласно учебному плану;

- фотографии детских работ;

- тематические плакаты;

- иллюстрации;

-открытки;

  • перечень поделок для самостоятельной, творческой работы обучающихся;

  • цифровые носители с подбором мелодий, соответствующих теме занятия, способствующих созданию и поддержанию спокойной, творческой атмосферы.





















Список литературы.

Для педагогов:

1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Изд – во «Аким». 1996

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве дидактического материала и знаниях по трудовому обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 4.

3. Афонькины «Оригами на праздничном столе».. М.: «Аким».98г.

4. Афонькины «Оригами для знатоков: драконы, динозавры». . С-Пб. «Кристалл»99.

5 .Игрушки из бумаги . Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, - СПб.: Литера, 200г., 192с

6 .Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю, - СПб.: Кристалл, 2001 г., 304 с.

7 . «Мир игрушек и поделок». Сборник. Смоленск «Русич».99г.

8. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Л. Куцакова. М.: П. 89г.

9. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
10. Богатеева.З.А. Чудесные поделки из бумаги. Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей – М: Просвещение, 19924.

11. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
12. Секреты оригами для дошкольников \ Ю.И. Дорогов. , Е.Ю.Дорогова: Ярославль: Академия развития; 2004.

13. Коротеева И.А. Оригами для малышей: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей - М: Просвещение :АО «Учеб.лит», 1996

14.Соколова С. Азбука оригами. – изд – во Эскимо ; СПб.: изд –во Домино, 2006

15. Cоколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.

16. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2010.

17. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: «Махаон»;СПб.: «Валери СПД», 1999.

18. Сержантова Т.Б.366 моделей оригами. – 3-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2004.

19. Черныш И.В. Удивительная бумага.- М.:АСТ- ПРЕСС, 2000.

20 .Цветы оригами для любимой мамы /авт.-сост. Л. В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.

21 А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.

22. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.

23. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.

24. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.

25. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

26. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

27. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

28. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/



























Для детей:

1. «Вырезаем и складываем». Афонькин. С-Пб. «Кристалл» 99г г.

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 
14. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

3. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера». 99г.

4 .Журнал «Ребенок в детском саду» 6\2003, 1,2,3\2004. Поделки в стиле оригами» С.И. Мусиенко.

5. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сидоренко Александр Анатольевич

Дата: 25.06.2017

Номер свидетельства: 423140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства