дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста "Мир музыки"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста "Мир музыки"
дополнительная развивающая программа музыкального воспитатния с использованием ИКТ, для детей младшего и старшего дошкольного возраста. основана на основной образовательной программе дошкольных групп МБОУ "Металлплощадская СОШ" с учетом возрастных особенностей. Программа расчитана на 3 года обучения. программа развита по темам недель с использованием ИКТ. Может использоваться не только музыкальными руководителями, но и воспитателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Перспективный план по музыкальному воспитанию по средствам использования ИКТ в средней группе
7
2.2
Перспективный план по музыкальному воспитанию по средствам использования ИКТ в старшей группе
10
2.3
Перспективный план по музыкальному воспитанию по средствам использования ИКТ в подготовительной группе
12
3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ……………….
15
4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..
16
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо при проведении музыкальных занятий. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к музыкальным занятиям.
Благодаря современным технологиям на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным. Это позволяет ребятам устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и в соответствии нормативно - правовыми документами:
Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Уставом МБОУ «Металлплощадская СОШ» Кемеровского муниципального района, п. Металлплощадка;
Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Основной образовательной программой дошкольного образования
дошкольных групп МБОУ «Металлплощадская СОШ».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач:
- техническое оснащение;
- создание дидактических средств;
- разработка новых технологий обучения и т.д.
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой посредством использования ИКТ.
Задачи:
Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармонического развития:
развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе;
развитие внимания;
развитие чувства ритма;
развитие индивидуальных музыкальных способностей;
Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах)
Развивать коммуникативные способности.
Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Формы проведения занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное
4. Доминантное
Структура музыкального занятия (структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми):
- восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д.;
- музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев;
- пение: по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни;
- музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомство детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам - разучивание партий в оркестре.
На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
Но самое главное это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
- повышение эффективности процесса обучения;
- повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов дошкольных групп;
- активизация познавательной деятельности детей;
- создание единой информационной среды.
- повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в дошкольных группах, можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, но и переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Перспективный план по музыкальному воспитанию посредством использования ИКТ в средней группе
Месяц
Тема недели
Виды музыкальной деятельности
Содержание
(презентации)
Сентябрь
Игрушки
Восприятие музыки.
Мультфильм «Пластилиновая ворона»
Овощи
Музыкально-ритмические движения и танцы.
«Пружинка»
Фрукты
Осень
Восприятие музыки.
Знакомство с творчеством П.И. Чайковского – музыкальный портрет. Видеоряд иллюстраций.
Октябрь
Грибы, ягоды
Музыкально-ритмические движения и танцы.
«Пяточка»
Птицы
Музыкально-дидактические игры
«Слушай и повтори»
Домашние животные
Домашние животные
«Определи по голосу»
Дикие животные
Дикие животные
Иллюстрации животных.
Ноябрь
Одежда, обувь
Пение
«Картинки – подсказки» (разучивание текста песни «Красные сапожки»)
Профессии. Инструменты
Музыкально-дидактические игры
«По какому предмету стучу»
Бытовая техника
Бытовая техника
Видеоряд «Самовар»
Виды росписи
Восприятие музыки
Знакомство с музыкальными жанрами.
Декабрь
Виды росписи
Восприятие музыки.
Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям
Зима. Природа родного края
Игра на ДМИ
Презентации-знакомство с муз. инструментами.
Зимующие птицы и животные
Игра на ДМИ
Видеозапись «Природа родного поселка»
Зимние забавы. Новый год.
Музыкально-дидактические игры
«Определи ритм»
Январь
Животный мир жарких стран
Восприятие музыки
«В мире животных»
Животный мир Заполярья
Музыкально-ритмические движения
«Пяточка-носочек»
Наша страна Россия
Восприятие музыки
Презентация «Росиночка моя»
Февраль
Мой край родной. Кузбасс.
Игра на ДМИ
«Звукоизвлечение»
Транспорт
Игра на ДМИ
«Длительности»
Наша армия
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Раз, два, поворот»
Моя семья. Папы.
Музыкально-дидактические игры
«Три жанра музыки»
Март
Моя семья. О любимых мамах
Развлечения.
«Древо жизни»
Весна
Пение
Картинки-подсказки
Мебель
Восприятие музыки
Слушание и видеоряд неодушевленных предметов
Посуда. Продукты питания.
Игра на ДМИ
«Ложки деревенские»
Апрель
Вода. Жители рек и морей, океанов
Восприятие музыки
Знакомство с жанрами
Космос
музыкально-дидактические игры
«Определи ритм»
Безопасность жизни
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Ходим мы по кругу»
Мнемотаблица - ознакомление
Безопасность жизни
Май
Насекомые
Восприятие музыки
Видеоряд иллюстраций
День Победы
Развлечение.
«День Победы»
Цветущая весна. Птицы.
Игра на ДМИ
«Марш»
Лето
Музыкально дидактические игры
«Угадай мелодию»
Перспективный план по музыкальному воспитанию посредством использования ИКТ в старшей группе
Месяц
Тема недели
Виды музыкальной деятельности
Содержание
(презентации)
Сентябрь
Детский сад, школа
Восприятие музыки
Музыкальный портрет композитора
Овощи, фрукты
Музыкально-дидактические игры
«Передай ритм»
Грибы, ягоды
Музыкально-дидактические игры
«Музыкальные стульчики»
Осень, деревья
Пение
«Голосовой аппарат»
Октябрь
Полевые работы.
Хлеб. Осенины.
Восприятие музыки
Видеоряд иллюстраций
Птицы
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Карагод»
Домашние животные
Игра на ДМИ
«Оркестр русских народных инструментов. Ложки»
Дикие животные
Восприятие музыки
«Музыкальные жанры»
Ноябрь
Одежда, обувь
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Хороводы»
Профессии. Инструменты
Музыкально-дидактические игры
«Барабанщики»
Бытовая техника
Игра на ДМИ
«Оркестр русских народных инструментов Трещетка»
Виды росписи
Восприятие музыки
«Марш-Танец-Песня»
Декабрь
Виды росписи
Пение
«Поет как рисует»
Зима. Природа родного края
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Шаг, подскок»
Зимующие птицы и животные
Восприятие музыки
Музыкальные звуки. Звуки природы»
Зимние забавы. Новый год.
Музыкально-дидактические игры
«С кем дружит зайчонок?!
Январь
Животный мир жарких стран
Игра на ДМИ
«Барабан»
Животный мир Заполярья
Пение
«Гудочки»
Наша страна Россия
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Шаг. Поворот, подскок»
Мнемотаблица.
Февраль
Мой край родной. Кузбасс.
Восприятие музыки
Видеоряд иллюстраций к муз произведению
Транспорт
Игра на ДМИ
«Стукалочки»
Наша армия
развлечение
Видеозапись
Моя семья. Папы.
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Подскок. Приставной шаг»
Март
Моя семья. О любимых мамах
Развлечение
Сказка-мультфильм
Весна
Восприятие музыки
Музыкальный портрет
Мебель
Музыкально-дидактические игры
«Ритмический оркестр»
Посуда. Продукты питания.
Игра на ДМИ
«Сильная доля»
Апрель
Вода. Жители рек и морей, океанов
Пение
«Правильно мы дышим»
Космос
Восприятие музыки
Видеоряд.
Безопасность жизни
Музыкально-дидактические игры
«Имена и ритмы»
Безопасность жизни
Пение
«Береги голос»
Май
Насекомые
Восприятие музыки
Музыкальный портрет
День Победы
Развлечение
Видеоряд
Цветущая весна. Птицы.
Игра на ДМИ
«Ложкари»
Лето
Музыкально-дидактические игры
«Шаг и бег»
Перспективный план по музыкальному воспитанию посредством использования ИКТ в подготовительной группе
Месяц
Тема недели
Виды музыкальной деятельности
Содержание
(презентации)
Сентябрь
Детский сад, школа
Восприятие музыки
Видеоролик «Моя Металлплощадка»
Овощи, фрукты
Музыкально-дидактические игры
«Музыкальное лото»
Грибы, ягоды
Музыкально-дидактические игры
«Ступеньки»
Осень, деревья
Пение
Картинки-подсказки
Октябрь
Полевые работы.
Хлеб. Осенины.
Восприятие музыки
Видеоряд иллюстраций
Птицы
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Элементы танцев»
Мнемотаблицы
Домашние животные
Игра на ДМИ
«Ксилофон»
Дикие животные
Восприятие музыки
«Кантилена»
Ноябрь
Одежда, обувь
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Каблучок»
Профессии. Инструменты
Музыкально-дидактические игры
«Определи по ритму»
Бытовая техника
Игра на ДМИ
«Пиццикато»
«Стуккато»
Виды росписи
Восприятие музыки
Видеоряд иллюстраций
Декабрь
Виды росписи
Пение
«Кантилена»
Зима. Природа родного края
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Ритм –хлопок»
Зимующие птицы и животные
Восприятие музыки
Музыкальный портрет
Зимние забавы. Новый год.
Музыкально-дидактические игры
«Веселые гудки»
Январь
Животный мир жарких стран
Игра на ДМИ
«Треугольник»
Животный мир Заполярья
Пение
«Разогреем музыкальный аппарат»
Наша страна Россия
Музыкально-ритмические движения и танцы
«Учимся танцевать»
Февраль
Мой край родной. Кузбасс.
Восприятие музыки
«Знакомство с жанрами»
Транспорт
Игра на ДМИ
«Гудочники»
Наша армия
развлечение
видеоряд
Моя семья. Папы.
Музыкально-ритмические движения и танцы
Мнемотаблица.
Март
Моя семья. О любимых мамах
Развлечение
Анимационный фон
Весна
Восприятие музыки
«Музыкальные шедевры»
Мебель
Музыкально-дидактические игры
«На чем играю?»
Посуда. Продукты питания.
Игра на ДМИ
«Тарелки»
Апрель
Вода. Жители рек и морей, океанов
Пение
«Вокальный ансамбль»
Космос
Восприятие музыки
Иллюстрации к музыкальным произведениям
Безопасность жизни
Музыкально-дидактические игры
«Музыкальные загадки»
Безопасность жизни
Пение
«Правильно дышем»
Май
Насекомые
Восприятие музыки
«Знакомство с творчеством композитора»
День Победы
Развлечение
видеоряд
Цветущая весна. Птицы.
Игра на ДМИ
«Оркестр»
Лето
Музыкально-дидактические игры
«Музыкальный магазин»
Основные направления взаимодействия с родителями:
- изучение семьи и условий семейного воспитания;
- пропаганда музыкального развития детей среди родителей;
- активизация и коррекция музыкального развития в семье;
- дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы взаимодействия
- тестирование и анкетирование родителей и их детей;
- педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребёнка в семье, которые реализуются на родительских собраниях и через социальные сети;
-практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей;
- круглые родительские столы на сайте дошкольных групп;
- совместные праздники, утренники детей и взрослых с использованием ИКТ;
- создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений и созданию мультимедийных презентаций;
- «Родительский день», индивидуальные консультации для родителей;
- введение традиций;
- создание домашней фонотеки.
Список использованной литературы
1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
2.Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе».
3.Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе».
4.Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».
5. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Акулова О.В. Детство. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
6. Буренина А.И. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2013г. СПб.: ООО РЖ Музыкальная палитра» 2013г.
7. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., - 2014г.
8. Устав ИМБ ДОУ ДСКВ «Сказка» - 2014 г.
9. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
10. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
11. Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991
12.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
13. Гончарова Е.В. и др. Рабочая программа по музыке.