Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования «Мир красок на ладошке».
Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования «Мир красок на ладошке».
Образовательная деятельность по программе «Мир красок на ладошке» направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого и познавательного развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.Экспериментирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования «Мир красок на ладошке».»
МБОУ «Калининская СОШ» структурное подразделение
для детей дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию
с использованием нетрадиционных техник рисования
«Мир красок на ладошке»
Возраст детей 3-4 года
Направленность программы – художественная
Срок реализации – 1 год.
Автор: Миронова Людмила Александровна
педагог дополнительного образования
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
При составлении программы руководствовалась следующими нормативными документами:
Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79).
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)». В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Академик педагогических наук Н. Н. Подъяков, рассматривая экспериментальную деятельность, отмечал, что «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую, последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Главное достоинство метода экспериментированиязаключается в том, что он дает детям реальные представленияо различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка,активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.
Экспериментированиедетей с различными художественными материалами, инструментами и способами создания образа, предваряющее постановку конкретной творческой задачи, решение которой предполагает использование личного опыта экспериментирования, Е.М. Торшилова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова определяет как необходимое условие обобщения художественных представлений и способов создания образа.В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы,поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Возникает необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Образовательная деятельность по программе «Мир красок на ладошке» направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого и познавательного развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.Экспериментирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, действовать и применять.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – создание условий для проектирования художественно-экспериментальной среды, направленной на развитие детского художественного творчества и познавательной активности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей первичные знания об изобразительном творчестве.
Обучать нетрадиционным техникам рисования и навыкам экспериментирования с различными материалами.
учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие:
Развивать воображение через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов в ходе экспериментирования.
Расширять представления о функциональных возможностях художественных материалов.
Развивать экспериментальные и изобразительные навыки воспитанников.
Способствовать развитию наглядно-образного, логического, креативного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изобразительной и экспериментальной деятельности.
Способствовать созданию игровых ситуаций.
Воспитывать навыки самостоятельности.
Актуальность:
Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Использование природного материала в изобразительной и исследовательской деятельности хорошо подходит для релаксации, развивает мелкую моторику, художественный вкус, является частью арт-терапии. Цветная соль и песок прекрасно развивает воображение, учит выразительности, тактильного восприятия, аккуратности, усидчивости.
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста –один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с экспериментальной деятельностью. Таким образом, они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Все занятия в разработанной мной программе носят экспериментально-творческий характер.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мир красок на ладошке» является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества и познавательной активности.
1.3. Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (сентябрь 2017 года – май 2018 года)
Осуществляется подбор и изучение нормативных документов, методической литературы, подбор диагностических методик, карт, таблиц, схем и т.д.
Составление планирования на год по экспериментальной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Подбор основного материала для детской экспериментальной деятельности.
IIэтап – практический (сентябрь 2018 года – май 2019 года)
Апробация дополнительной общеразвивающей программы «Мир красок на ладошке».
IIIэтап – обобщающий (сентябрь 2019 – май 2020 года)
Анализ и диагностика освоения программы ее участниками. Подведение итогов по проделанной работе.
Формы и режимы совместной деятельности:
Содержание программы ориентировано на детей второй младшей группы.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Предусмотрено использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Режим работы кружка «Мир красок на ладошке»
Неделя
День
Режимные моменты
Время в режиме дня
1,2,3,4
четверг
Совместная деятельность с детьми
15-45 – 16-00
Структура совместной деятельности с детьми:
1. Создание проблемной ситуации в игровой форме.
2. Содержательная часть (решение проблемной ситуации).
3. Физкультминутка.
4. Закрепление полученной информации.
Формы организации:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Методы:
1. Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-путешествия).
3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: презентаций, рисунков, плакатов, фотографий).
1.4. Итоговые результаты освоения программы
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
Создание предпосылок к формированию познавательных интересов и творческих действий детей в различных видах деятельности.
Обогащение экспериментального опыта дошкольников.
Повышение уровня образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения разнообразные доступные средства.
1.5. Зачетные образовательные события
Разработана и апробирована программа дополнительного образования по экспериментированию с использование нетрадиционных техник рисования «Мир красок на ладошке».
Создан мини-музей «Необычные превращения обычных предметов».
Разработан и реализован социальный педагогический проект: Семейная АРТ- студия «Разноцветный мир рисуем вместе с мамой» (взаимодействие с родителями и Калининской ДШИ по художественному экспериментированию).
Создан альбом детских творческих работ «Экспериментируем с красками».
Разработаны методические рекомендации для педагогов «Технология художественного экспериментирования детей 3-4 лет».
Проведены дистанционные конкурсы детских рисунков между ОУ Калининского куста.
Оформлена выставка детского творчества «Забавные кляксы».
1.6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Теория
Практика
Физкультминутки
Время совместной деятельности
1.«Как Кисточка и Краски с Дождиком играли».
5
8
2
15
2. «Петушок и краски».
5
8
2
15
3. «Воздушные шары».
5
8
2
15
4. «В Пушкинском парке».
5
8
2
15
5.«Радуга-дуга».
5
8
2
15
6.«Картинка с секретом».
5
8
2
15
7.«Красивые матрешки».
5
8
2
15
8.«Веселые каракули».
5
8
2
15
9.«Шишкины снежинки».
5
8
2
15
10«Сказочный снегопад».
5
8
2
15
11.«Елочка».
5
8
2
15
12.«Новогодний шарик».
5
8
2
15
13.«Пингвинята. Часть первая».
5
8
2
15
14. «Пингвинята. Часть вторая».
5
8
2
15
15.«Цветок-огонек».
5
8
2
15
16.«Песочница».
5
8
2
15
17.«Снежинка».
5
8
2
15
18.«Снеговик».
5
8
2
15
19.«Варежки».
5
8
2
15
20.«Зайка».
5
8
2
15
21.«Море в бутылке».
5
8
2
15
22.«Морской берег. Часть первая».
5
8
2
15
23.«Морской берег. Часть вторая».
5
8
2
15
24. «Море волнуется раз…».
5
8
2
15
25.«Театр камней. Цветик-Семицветик».
5
8
2
15
26.«Вазочка для мамочки».
5
8
2
15
27.«Птичка-невеличка».
5
8
2
15
28.«Пасхальное яичко»
5
8
2
15
29.«Молочные берега».
5
8
2
15
30.«Капитошки».
5
8
2
15
31.«Арбузная долька».
5
8
2
15
32.«Космические дали».
5
8
2
15
33. «Осьминожки»
5
8
2
15
34. «Веселые зверушки»
5
8
2
15
35. «»Сказочная птица»
5
8
2
15
36. «Чудесные цветы»
5
8
2
15
ИТОГО: 36
540мин.=9 часов
1.7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
«Как Кисточка и Краски с Дождиком играли»
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг»; закрепить знания о погодном явлении (дождь).
- развивать умение наносить рисунок по всех поверхности листа;
- расширять знания о погодных явлениях.
Материалы: бумага для черчения, кисти, гуашевые краски, вода, демонстрационные материал «Дождь», клей, картонные трафареты («зонтик», «сапожки», «тучка»), стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.
Техника: набрызг. Опыт: «Цветной дождь».
2 . «Петушок и краски»
Задачи:
- продолжать закреплять у детей знания о цветовой гамме.
- учить детей при раскрашивании образа не заходить за границы;
- способствовать развитию творческих способностей.
Материалы: альбомные листы с контурным изображением петушка, доп. лист для смешивания красок, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой.
- расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков.
- побуждать детей знакомиться с новым;
- продолжать знакомить детей со способами получения новых оттенков цветов.
Материалы: альбомные листы с контурным изображением воздушных шаров, доп. листы для смешивания красок, клей ПВА (струйный), цветная соль, гуашевые краски, стаканчики с водой.
Техника: смешивание цветов, выполнение контурного рисунка посредством природного материала.
4 . «В Пушкинском парке»
Задачи:
- познакомить детей с техникой рисования «монотипия».
- познакомить детей с последовательностью монотипии;
- развивать чувство цвета, композиции и творческого воображения.
Материалы: альбомные листы, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой. Наглядный материал (картинки с изображением осенних парков, картины, выполненные техникой «монотипия»).
Техника: монотипия.
Октябрь
1 . «Радуга-дуга»
Задачи:
- познакомить детей с техникой рисования пальчиками.
- вызывать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- познакомить детей с изобразительным способом создания елочной игрушки «шарик».
- способствовать развитию экспериментальных умений в изобразительной деятельности;
- учить равномерно распределять краски по рабочей поверхности.
Материалы: поролоновые заготовки-шарики на палочках, стаканы с водой, акриловые краски в тюбиках, подставки под готовые игрушки.
Техника: тонирование.
Декабрь
1 . «Пингвинята. Часть первая»
Задачи:
- познакомить детей с витражным способом работы цветной солью.
- побуждать детей к использованию знакомых предметов в изобразительной деятельности;
- продолжать учить аккуратности и последовательности действий.
Материалы: листы бархатного картона белого цвета, трафареты (геом. круги разного диаметра), клей ПВА (струйный), соль окрашенная (черная), картинки с изображением мультипликационных пингвинятЛоло и Пепе.
Техника: витраж.
2 . «Пингвинята. Часть вторая».
- развивать творческие способности детей посредством различных техник изобразительной деятельности.
- упражнять детей в раскрашивании образов с четкими границами;
- вызывать в детях положительные эмоции.
Материалы: заготовки (с 1 занятия), гуашевые краски, кисти, листы для смешивания цветов, декоративные элементы.
Техника: витраж.
3 . «Цветок-огонек»
Задачи:
- исследовать свойства песка;
- познакомить детей со свойствами песка, способами его использования в изобразительной деятельности;
- упражнять детей в работе с сыпучими материалами.
Материалы: заготовки цветков-огоньков, песок кварцевый различных цветов.
Техника: пескография. Опыт: свойства сыпучих тел.
4 . «Песочница».
Цель: продолжать исследовать свойства песка.
Задачи: - познакомить детей с игровыми приемами в работе с песком;
- вызывать положительные эмоции во время песочной терапии.
Вид занятия: теоретический, практический.
Материалы: песочный планшет, кварцевый песок.
Техника: песочная терапия. Опыт: свойства сыпучих тел.
Январь
1 . «Снежинка»
Задачи:
- развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
- продолжать обучать навыкам экспериментирования;
- обогащать тактильный опыт детей.
Материалы: подносы, соль, кисточки, иллюстрации со снежинками.
Техника: солеграфия. Опыт: свойства сыпучих тел.
2 . «Снеговик»
Задачи:
- приобретение детьми опыта изобразительной и экспериментальной деятельности.
- учить детей насыпать соль в определенных пропорциях;
- продолжать развивать фантазию и образное мышление детей.
Материалы: подносы, соль, иллюстрации со снеговиками, декоративные элементы из бумаги.
Техника: солеграфия. Опыт: свойства сыпучих тел.
3 . «Варежки»
Задачи:
- формирование познавательных действий.
- развитие мелкой моторики рук, воображения, творческих способностей;
- способствовать развитию творческой активности детей.
Материалы: листы картона с контурным изображением варежки, нитки шерстяные, клей ПВА струйный, окрашенная соль, кисточки клеевые.
Техника: солегарфия, витраж.
4 . «Зайка»
Задачи:
- учить детей определять свойства предметов посредством опыта «тонет-не тонет».
- побуждать детей к экспериментальной деятельности;
- развивать интеллект детей посредством взаимодействия исследовательской и изобразительной деятельностей.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Условия для реализации программы
Занятные дела проводятся в изостудии.
- перечень оборудования изостудии: мольберт, столы и стулья для воспитанников и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
- перечень дидактического, демонстрационного материалов, необходимых для занятных дел.
- перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, музыкальный центр.
- перечень изобразительных материалов, необходимых для занятий: краски акварельные, гуашь, кисти, картон белый и цветной, бумага для черчения и рисования А-4, клей ПВА, природный и бросовый материалы.
- учебный комплект на каждого воспитанника (альбом, краски, клей ПВА, набор картона)
- требования к специальной одежде воспитанников (одежда для занятий в изостудии: фартук, нарукавники).
3. Список литературы
1.Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 2 марта 2016 года); [Электронный ресурс] – Режим доступа:
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 611 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования".
5. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы» (утв. постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 года N 345-п)
6.Закон Пермского края от 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае».
Статья 10. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Статья 14. Дополнительное образование
7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
10. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа. Игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ авт.- сот. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель.- 148 с.
11. КравченкоИ.В., Долгова Т.Л.«Прогулки в детском саду» - М.2008г.
12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.
13. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.- 128 с.
14. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)
15. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 1/Сост. Н. В. Нищева-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.- 240 с.
16. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Выпуск 2/Сост. Н. В. Нищева-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.- 240 с.
17. Прохорова Л.Н.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.
18. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.- 208 с.
19. Тугушева Г.П.., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С.П.2007 г.