Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа студии краеведения «Моя малая Родина»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КАЛИНКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
(МБДОУ ДС «Калинка» г.Волгодонска)
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № _____
от _______________2022г. Приказ № ____ от_________
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
ДС «Калинка» г.Волгодонска
_________Стрижакова Е.А.
Дополнительная общеобразовательная программа
студии краеведения «Моя малая Родина»
г. Волгодонск 2022 год
Содержание.
Паспорт программы.
Аннотация.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.3 Нормативно-правовая база.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
2.2. Содержание деятельности по возрастным категориям.
2.3. Содержание разделов программы.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
2.5. Учебный план.
2.6. Календарный учебный график.
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
IV. Комплекс методического обеспечения образовательногопроцесса.
VI. Информационные источники.
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОУ ДС «Калинка»
Название дополнительной общеразвивающей программы (ДОП)
«Краеведение»
ФИО разработчика
Щелкунова Александра Николаевна
Год разработки программы
2022г.
Цель, задачи
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
Способствовать социализации воспитанников.
Обогатить знания дошкольников о городе Волгодонска, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого города Волгодонска и края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).
Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
Формирование активной гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
Прививать навыки здорового образа жизни.
Воспитание уважения и гордости за свой родной край.
Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Планируемые результаты освоения программы
ребёнок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире города;
ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города Волгодонска
хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
проявляет интерес к представителям разных этносов своего города, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, города, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадка деревьев, распространение поздравительных открыток, буклетов и др.);
отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок;
Возраст детей, подлежащих обучению по ДОП
Обучающиеся старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет),
обучающиеся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Сроки реализации ДОП
2 года
Количество часов на реализацию программы
Для обучающихся старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) - 76;
для обучающихся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 38.
Форма образовательной деятельности по ДОП
Подгрупповая, по 14 человек.
Общее количество часов образовательной нагрузки по ДОП – количество занятий с детьми (по возрастам), час.: в неделю / в год
Обучающиеся старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет): 2 раза в неделю - 50 минут/ 76 занятий – 32 часа;
обучающиеся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет): 1 раз в неделю - 30 мин. / 38 занятий – 19 часов.
Продолжительность занятий по ДОП (по возрастам), мин.
5 - 6 лет – 25 мин.,
6 - 7 лет - 30 мин.
Наличие условий для реализации ДОП:
- развивающая предметно-пространственная среда- специально-оборудованное помещение (учебная зона в помещении)
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога дополнительного образования оборудована в соответствии с требованиями. Для организации образовательного процесса в наличии наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
2.Учебно-методические материалы «История Донского края с древнейших времен до конца 16 века». О.Г.Веряскина. «Донской издательский дом»2015год
Аннотация
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине.
Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Срок реализации программы — 2 года.
Режим занятий:
1 год обучения – для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - 2 раза в неделю, 76 учебных часов в год;
2 год обучения – для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) - 1 раз в неделю, 38 учебных часов в год.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям.В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Актуальность программы.
Программа имеет краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Уровень программы – стартовый, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Основные формы работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность и заинтересованность.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Краеведение» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Срок реализации программы - 2 года.
Количество часов на реализацию программы:
для обучающихся старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) - 76;
для обучающихся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 38.
Реализация программы не предусматривает подготовку воспитанников к прохождению государственной итоговой аттестации.
Согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», продолжительность занятий составляет:
для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) - 25 минут,
для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 30 минут.
Перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Режим занятий в период с сентября по май:
для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) - 2 раза в неделю,
для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 1 раз в неделю.
Программа «Краеведение» может быть реализована в ходе подгрупповых (14 человек) занятий.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
Способствовать социализации воспитанников.
Обогатить знания дошкольников о городе, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого города Волгодонска и края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).
Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
Формирование активной гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
Прививать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать уважение к труду ростовчан, создающих красивый город.
Воспитание уважения и гордости за свой родной край.
Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы и подходы к формированию и реализации программы:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.
Дидактические принципы построения программы.
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Методологические подходы к формированию программы:
1. Личностно-ориентированный подход:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельностный подход:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
креативность – «выращивание» у обучающихся способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
овладение культурой – приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника.
Определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
1.3. Нормативно-правовая база
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Краеведение» составлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях:
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 No196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. No28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Вид реализуемой программы – дополнительная общеразвивающая.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики,
в том числе характерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
К пяти годам ребенок обладает большим запасом представлений об окружающем, который получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдать общие правила в игре, совместной деятельности. Охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил сам. В оценке поступков опираются на нравственные представления. Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.
В старшей группе у ребенка развита эмоциональная отзывчивость, освоены способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Откликается на эмоции близких людей, друзей, испытывают радость от общения с животными и растениями.
Проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности, комбинирует в одном сюжете реальные и фантастические события, разнообразные ситуации взаимодействия людей; появляются сюжетно-ролевые игры новой тематики («Музей», «Выставочный зал», «Туристическое агентство», «Экологический центр» и др.).
Самостоятельно отображает в режиссерской игре и игре-фантазировании впечатления от прослушанных произведений, от просмотренных презентаций о малой Родине (легенды о городе, крае, исторические факты, стихи и рассказы местных авторов).
У ребенка старшего дошкольного возраста формируется желание задавать вопросы исамостоятельно искать на них ответы. Обращается к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если». Самостоятельно анализирует результаты опытов, делает выводы, составляет развернутый рассказ об увиденном, устанавливает закономерности явлений и процессов, действует по инструкции.
Устанавливает последовательности сезонных изменений в природе, зависимость смены условий в неживой природе, в жизни насекомых, птиц, животных, отмечает особенности климата нашего региона.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. Овладевает при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям.
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых родителей, горожан, стремится участвовать в труде взрослых.
Ребенок продолжает осваивать представления о своем городе, его особенностях (места отдыха, работа близких, основные достопримечательности). Знает названия близлежащих улиц, некоторых общественных учреждениях города – магазинов, больниц, кафе, кинотеатрах, а также их назначении. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, городских праздников, ярких исторических событиях. Понимает многообразие разных национальностей – особенностей внешнего вида, одежды, традиций. Способен проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих город, край.
Словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, супермаркет, спортивная школа и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий; прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Ребенок способен уважительно относиться к творческому труду людей родного города и края, различать произведения декоративно-прикладного искусства и промыслов разных народностей, живущих в городе. Проявлятьинтерес к посещению музея, выставочного зала; стремится самостоятельно соблюдать правила поведения и следит за выполнением правил другими.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок 6-7 летобладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему взрослых и других детей.
Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь.
Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
У ребенка выражена социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр. Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
Ребенку доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Способен делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Индивидуально и в коллективе со сверстниками экспериментирует с объектами и материалами неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода), выявляя их свойства и качества. Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Расширяются представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Отслеживает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, последовательная смена времен года, другие изменения).
Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). Использует разнообразные оценки, суждения относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Испытывает устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. С интересом посещает музей, выставочный зал, рассматривает экспонаты, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта и природные объекты.соблюдает правила поведения в общественных. Отражает полученные впечатления в собственной творческой деятельности.
Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города. Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разных народов. Формируется начало гражданственности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
На этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире города Волгодонска
ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города Волгодонска;
хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
проявляет интерес к представителям разных этносов своего города, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, города, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадка деревьев, распространение поздравительных открыток, буклетов и др.);
отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок;
самостоятельно может рассказать о городе (ее достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях);
проявляет интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города; вспомнить стихотворения, песни, народные игры;
ребенок способен самостоятельно применять игры разных народов города, края для организации собственного досуга;
Формы работы по реализации основных задач программы.
Основные организационные формы:
НОД;
совместная деятельность;
виртуальные целевые прогулки по городу;
виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
праздники, развлечения;
тематические выставки.
Методы и приемы: • диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей; • сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры; • проблемные ситуации; • проектирование; • конкурсы, викторины; • экспериментирование; • коллективно-творческие дела; • наблюдения; • рассматривание картин, иллюстраций.
1.6. Система контроля и методы оценки, результаты диагностики
С целью определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май).
Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для организации дальнейшего воспитательно - образовательного процесса.
Формы проведения педагогической диагностики:
анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
дидактические и речевые игры.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используются игровые персонажи, а также создаются игровые ситуации.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого практического (творческого) занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде проектных и творческих заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Диагностические задания включены в образовательную деятельность, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняются подгруппами 3-5 человек.
Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.
Результаты диагностических заданий заносятся в «Диагностическую карту определения уровня сформированности представления о родном крае».
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Социально-коммуникативное развитие включает:
развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу Волгодонск;
формирование толерантности к людям разных национальностей, проживающих на территории города Волгодонск,;
воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к семейным ценностям;
воспитание чувства уважения к профессиям и труду, создающих красоту родного город;
содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских акциях);
Познавательное развитие включает:
формирование любви к родному городу Волгодонск,;
обогащение представлений детей о многообразии растительного и животного мира РО, о значении природных богатств в жизни человека;
расширение представлений детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест, культурном и природном экономическом своеобразии г. Волгодонск;
Речевое развитие включает:
формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов г. Волгодонск;
развитие речевого творчества в придумывании сказок и историй о событиях и достопримечательностях малой родины.
Художественно-эстетическое развитие включает:
расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев, художников, писателей г. Волгодонск;
развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в рассуждениях о достопримечательностях края;
развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях, изобразительной, театрализованной деятельности на содержании освоенного краеведческого материала;
формирование чувства гордости за культурное наследие г. Волгодонск.
Физическое развитие включает:
ознакомление детей с традиционными и национальными подвижными играми народностей, проживающих на территории города г Волгодонск;
формирование здорового образа жизни через знакомство с видами спорта, спортсменами и их достижениями, содействие активному участию в спортивных мероприятиях города.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, стремится к активной деятельности, и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса.
2.2. Содержание деятельности по возрастным категориям
Старшая группа
Задачи образовательной деятельности:
1.Закрепить знания детей о городе, своем районе (почему город носит такое название, как называется главная улица, какие еще есть улицы, именами каких людей они названы, когда день рождения города).
2. Формировать основы экологии
3. Познакомить детей с историей города, гербом, летописью, жизнью, обычаями наших предков.
4. Учить ориентироваться по карте-схеме города.
5. Расширить представления воспитанников о жизни и труде людей города.
6. Развивать умение хорошо ориентироваться на территории ближайшего микрорайона.
7. Закрепить навыки поведения на улицах родного города.
8. Познакомить с творчеством знаменитых художников, поэтов, писателей, музыкантов города.
9. Вызвать интерес к жизни родного края, дать представления, о его размерах.
10. Расширить представления детей о многообразии растительного и животного мира Волгодонск. Раскрыть значение природных богатств, для использования в жизни человека.
11. Познакомить с государственной символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России.
12. Воспитывать чувство привязанности и любви, к семье, дому, городу, краю, уважение к своему народу, чувство гордости за своих земляков.
13. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям, проживающих в городе.
14. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
15. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
16. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности.
17. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
18. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Подготовительная к школе группа
Задачи образовательной деятельности:
Систематизировать знания детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест.
Расширить представление о географическом, культурном и природно- экономическом своеобразии г. Волгодонск Формировать интерес к истории, традициям, обычаям города, края.
Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
Формировать у детей представления о символике родного города, края, страны (герб, флаг, гимн).
Развивать умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, родной город Волгодонск.
Знакомить детей с многообразием народов, населяющих наш край (особенности быта, национальной одежды).
Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоционально-ценностное отношение к своему дому, улице, городу, краю, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
12. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
13. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
14. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.
15. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
2.3. Содержание разделов программы
1. Растения РО Растения леса, водоёмов. Что нам даёт тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Сезонные изменения в жизни растений. Практические занятия.
2. Животные РО. Дикие и домашние животные, их детеныши. Животные леса, водоёма. Редкие животные своего края. Сезонные изменения в жизни животных. Практические занятия.
3. Птицы РО. Птицы леса, водоёма. Редкие птицы своего края. Сезонные изменения в жизни птиц. Практические занятия.
4. Полезные ископаемые РО.
5. Водоемы РО. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия.
6. Охрана природы. Красная книга РО. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание включает разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции:
познавательно - игровая деятельность в уголках краеведения;
наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по городу с родителями, обеспечивающие знакомство с городом (домами, близлежащими улицами, социально - культурными объектами, достопримечательностями, памятными местами, главной рекойДон);
обсуждение правил безопасного поведения в городе;
участие в совместном со взрослыми труде: посильная уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к праздникам;
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о городе, крае;
беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях.
рассматривание картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (альбомов, фотографий, книг о городе, природе, фотографии с достопримечательностями, возложение цветов к мемориалам воинов);
просмотр телепередач, видео, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
участие в проектной деятельности продуктом, которой являются плакаты, создание карт города, макеты, составление маршрутов по городу, коллекционирование;
знакомство с картой, глобусом;
составление рассказов о профессиях родителей, горожан, природе города, края;
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции;
выставка детских рисунков в детском саду «Краски твоего города», «Город в котором мы живем», «Мой праздничный город»;
изготовление сувениров к дню рождения города.
2.5. Учебный план.
План работы по краеведению
с детьми старшая группа (5–6 лет) на 2022 -2023учебный год.
Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.
«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).
Октябрь
Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».
Рассматривание карты России, карты Ростовской области
Ноябрь
Рассказ воспитателя «О символике родного края».
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
Декабрь
«Панорама добрых дел».
Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».
Январь
Беседа «Чем славится г.Волгодонск». История возникновения города.
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).
Февраль
Природный мир «Природа и человек».
Праздник День Защитника Отечества.
Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Март
Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности
села».
Целевая прогулка по близлежащим улицам микрорайона. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».
Апрель
Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».
«Кем работают наши родители».
Май
Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ
Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
План работы по краеведению
с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет)
на 2022 -2023учебный год.
Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
«Край, в котором мы живем».
Октябрь
«Как можно стать юным экологом».
Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».
Ноябрь
Проект (комплексное занятие) «Символика Ростовской области» (изобразительная и музыкальная деятельность).
Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. (в рамках празднования дня лесного хозяйства)
Декабрь
Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».
Оформление альбома «История детского сада «Калинка» в фотографиях».
Январь
Беседа с использованием эксперимента «Край плодородный» (климатические особенности).
Февраль
Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой».
Операция «Радость» изготовление подарков и сбор посылки солдатам российской армии.
Март
«Все профессии нужны, все профессии важны».
Беседа «Красная книга Ростовской области».
Апрель
«Чем богат наш край»-
Знакомство с природными богатствами области.
«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.
Май
Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Поэтому, при организации краеведческой работы с дошкольниками планируются разнообразные виды деятельности - игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки обучающихся;
поощрять желание создавать что - либо по собственному замыслу; обращать внимание обучающихся на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую они доставят кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
6-7 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех обучающегося и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать обучающимся о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к обучающимся с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (презентации, выставки и др.)
2.8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса.
Вовлечение родителей в образовательное пространство: расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей; способствует формированию личности, воспитанию любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей.
Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.
Формы и виды взаимодействия с родителями
Консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми музеев, выставок, экспозиций, памятных мест;
совместные экскурсии детей и родителей к памятникам архитектуры, посещение городского музея, выставочного зала, библиотеки, театра «Петрушка»;
совместная подготовка и проведение народных праздников; театрализованных представлений;
участие в создании мини-музея в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов, составление рассказов, загадок и т.д.);
организация выставок совместного творчества взрослых и детей, фотовыставок;
оформление буклетов, памяток;
Дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности, др. режимных моментов);
сетевое взаимодействие;
участие в совместных акциях; творческих, познавательных проекта.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Материально – технические условия реализации программы соответствуют:
Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20;
правилам пожарной безопасности;
требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
требованиям к оснащённости помещений, развивающей предметно – пространственной средой;
требованиям к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект), оборудование, оснащение.
Для эффективной организации занятий на дошкольном отделении обустроена среда, где проводятся занятия с детьми.
Кабинет разделен на три части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол. Во второй части размещены стеллажи для хранения раздаточного материала, в третьей – место для занятий с детьми.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к краеведению, создана предметно-развивающая среда:
столы, стулья (по росту и количеству детей);
интерактивная доска;
интерактивный глобус;
стационарный компьютер с выходом в Интернет;
ноутбук;
проектор
IV. Комплекс методического обеспеченияобразовательного процесса.
Дидактические и наглядные пособия;
Современные средства ТСО (компьютеры, проектор и т.д.);