kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для развития математических способностей у старших дошкольников в период подготовки к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»



РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ

на заседании Педагогического совета

МБУ ДО «ДДЮТ»

протокол от__________2020 №_________


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ»


от __________2020 №________






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

МАТЕМАТИКА»


в рамках комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разумейка»



Возраст: 6-7 лет

Срок реализации: 1 года

Направленность: социально-педагогическая





Составитель: методист

Ларикова Лариса Николаевна











г. Новомосковск

2020


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена тем, что формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками и символами.

Новизна. Программа содержит элементы развивающего обучения, использует новые формы его организации, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и обучающего взаимодействия.

Педагогическая целесообразность. Одним их ведущих направлений развития ребенка дошкольного возраста на современном этапе является формирование элементарных математических представлений. Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию креативного мышления, логической строгости и алгоритмичного мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

Программа позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления ребенка, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по данной программе способствуют формированию активного отношения ребенка к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Отличительные особенности программы. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

ЦЕЛЬ: развитие логико-математического мышления посредством формирования элементарных математических знаний и умений.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • Учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

  • Ознакомить с числовым рядом и составом чисел.

  • Формировать представления о числе и количестве.

  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 50.

  • Сформировать умения увеличивать и уменьшать каждое число на 3 единицы.

  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).

Развивающие:

  • развить логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать);

  • развить конструктивное мышление - (на геометрическом материале).

Воспитательные:

  • воспитать интерес к занимательной математике;

  • сформировать умения работы в коллективе

Программа основывается на следующих принципах:

  • Учет индивидуальных возможностей и способностей детей.

  • Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

  • Комплексный подход при разработке занятий.

  • Использование разных видов упражнений.

  • Вариативность содержания и форм проведения занятий.

  • Систематичность и последовательность занятий.

  • Наглядность.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Занятия по данной программе имеют различные формы:

-Традиционные

-Комбинированные

-практические занятия

-игры, конкурсы

Методы:

-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

-Игровой (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, фото)

- Проблемно-поисковый (в основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата в различных видах деятельности: игра, работа в тетрадях).

Педагогические технологии

Здоровьесберегающая

Игровая

Дифференцированного обучения

ТРИЗ

ИКТ

В занятия включены:

работа с занимательным материалом;

работа в тетрадях;

физкультминутки, гимнастика для глаз.

Структура занятия:

Логическая разминка

«В царстве математики и логики»

«В царстве смекалки»

Работа в тетрадях

Рефлексия

Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

При реализации программы «Занимательная математика» будут достигнуты следующие результаты:

  • Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно - речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

  • Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений.

  • Повысится уровень математических способностей старших дош- кольников - будущих первоклассников.

  • Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.

  • Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающих успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Личностные универсальные учебные действия:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

• начальные знания о здоровом образе жизни;

• начальное формирование познавательной и социальной мотивации.

Формы отслеживания результатов

Педагогический мониторинг

Оценка деятельности

Открытое занятие

Уровни освоения программы

Стартовый. Плохо различает из каких частей составлена группа предметов. Путается при счете. Ребенок выполняет математические действия (сложение, вычитание в пределах единицы), допуская ошибки.

Ребенок различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр, не знает их характерные отличия. Ребенок не понимает игровое задание и выполняет только с помощью педагога. Ребенок не активно участвует в дидактической игре, слабо поддерживает игровое общение, плохо владеет приемами математической речи.

Базовый. Ребенок различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину). Ребенок считает в пределах натурального ряда чисел (до 50). Ребенок выполняет математические действия (сложение, вычитание в пределах единицы).

Ребенок различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, знает их характерные отличия. Ребенок понимает игровое задание и выполняет его с минимальной помощью педагога. Ребенок участвует в дидактической игре, поддерживает игровое общение, владеет приемами математической речи.

«Продвинутый». Отлично считает в пределах 100. Ребенок выполняет математические действия (сложение, вычитание в пределах 2-3). Ребенок понимает независимость числа от величины, пространственного расположения предметов и направлений счета. Ребенок умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания, моделирования. Ребенок понимает игровое задание и выполняет его самостоятельно. Ребенок проводит самоконтроль и самооценку выполненной работы. Ребенок является лидером в дидактической игре, активно поддерживает игровое общение, отлично владеет приемами математической речи.

II. Учебно-тематический план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Входящая диагностика

2

Основы геометрии

6

1

6

Педагогический мониторинг

3

Количество и счет

25

5

20

Итоговая диагностика

4

Итоговое занятие

3

1

2

Праздник


Всего

36

7,5

28,5



III. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на занятиях. Входящая диагностика.

Практика. Игры на развитие зрительной памяти. Просмотр мультфильма «Веселый счет».

Тема 2. Основы геометрии – 6 часов.

Теория. Понятие о геометрии. Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник). Расширение знаний о геометрических фигурах (ромб, трапеция). Первоначальные знания о геометрических телах (шар, параллепипед, пирамида, куб, цилиндр, конус). Характерные отличия геометрических тел от фигур. Понятие о симметрии.

Практика. Работа в учебных тетрадях на закрепление знаний о геометрических фигурах и телах. Конструирование на плоскости из геометрических фигур «Создай картинку». Упражнения на деление геометрических фигур на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета. Игры «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди предметы, похожие на геометрические тела». Просмотр мультфильмов о геометрических фигурах и телах.

Тема 3. Количество и счет – 26 часов

Теория. Порядок и количество. Счет прямой и обратный в пределах 10. Написание цифр. Состав числа. Принцип счета после 10. Счет прямой в пределах 50. Понятие «больше», «меньше». Обозначение понятий «больше»- «меньше», «равно» . Понятие о сложении и вычитании. Обозначения сложения и вычитания +,-.

Практика. Закрепление знаний о порядке и количестве, умений называть по порядку и считать количество предметов. Развитие умения расставлять числа  по порядку. Отработка и закрепление умений в устном прямом и обратном счете в пределах 10. Отработка и закрепление умений в прямом счете до 20. Отработка и закрепление умений в прямом счете до 50. Выполнение упражнений и игр на закрепление  понятий «больше»- «меньше», «равно». Отработка и закрепление умений в написании цифр и знаков , +, - , математических примеров. Закрепление умений в определении состава числа. Упражнения в решении простых примеров и задач на сложение и вычитание в пределах единицы, двух, трех. Работа в учебных тетрадях. Повторение пройденного материала. Проведение математической викторины. Игры «Цифры играют в прятки», «Цифры-соседи», «Музыкальные цифры», «Загадай число», «Веселый счет», «Что сначала, что потом?», «Какая цифра убежала?», «Чудесный мешочек», «Веселые задачки», «Собери цветок», «Найди пару». Просмотр мультфильмов.

Тема 4. Итоговое занятие – 3 часа

Теория. Повторение пройденного материала.

Практика. Подготовка к итоговому празднику. Проведение итогового праздника.

Планируемые результаты

Ребенок различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, форму, величину);

Ребенок различает и называет геометрические фигуры и геометрические тела, знает их характерные отличия;

Ребенок может составлять из геометрических фигур разнообразные объекты по заданию, собственному замыслу;

Ребенок умеет устно считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

Ребенок считает в пределах натурального ряда чисел (количественный счет) до 50, отвечает на вопрос «Сколько всего?»;

Ребенок умеет писать цифры;

Ребенок сравнивает две группы цифр методом соотнесения предметов, цифр (больше-меньше), умеет вести запись примеров;

Ребенок выполняет математические действия (сложение, вычитание в пределах до 3 единиц), умеет выполнять их запись;

Ребенок понимает игровое задание и выполняет его с минимальной помощью педагога.

Ребенок участвует в дидактической игре, поддерживает игровое общение, владеет приемами математической речи.

IV. Методическое обеспечение программы

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата. Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Задача педагога при использовании проблемно-поисковой технологии заключается в обеспечение активности ребенка в деятельности. Активность ребенка достигается, прежде всего, через:

 Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);

 Выполнением ребенком интересных и в меру сложных действий;

 Выражение этих действий в речи;

 Проявление соответствующих эмоций;

 Использование экспериментирования, решение творческих задач, применение их в разных видах деятельности.

Следует отметить, что для развития умственных способностей ребенка существует неисчерпаемый арсенал логико-математических игр. Детям интересно не только содержание игрового материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и их познавательную активность. Поэтому в образовательный процесс игры включаются либо как отдельный элемент, либо же вплетаются в необычную игровую ситуацию, в которой есть элемент проблемности. Такие занятия проходят эмоционально и вызывают у детей неподдельный интерес. При проведении логико-математических игр важно соблюдать 4 основных правила:

- обеспечивать ситуацию успеха т.е. создавать обстановку когда желание детей научиться чему бы то ни было возникает как бы само собой, а затем превращается в устойчивый познавательный интерес;

- материал преподносится так, что достигается единство основных постулатов: понятно, доступно, с удовольствием, результативно;

- игровая деятельность должна увлекать ребенка привлекательным замыслом игры, что позволяет не замечать того, что он учится сам и в игре он решает свою собственную задачу;

- "проблема планки". Высота планки требований, которые предъявляются к ребенку, должна быть хотя бы чуть-чуть, но выше его сегодняшних возможностей и способностей. Лучшего стимула к личностному росту еще никто не придумал.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.

В индивидуальной работе с детьми используется рабочая тетрадь, которая помогает ребёнку научиться решать маленькие математические проблемы, делает путешествие его в мир чисел и фигур увлекательным и полезным. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Структура занятия:

Логическая разминка

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи

«В царстве математики и логики»

Цель: Развивать представления о множестве, о числе и числовом ряде. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности.

«В царстве смекалки»

Цель. Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

Работа в тетрадях

Рефлексия

Необходимое оборудование и материалы:

- медийное оборудование

- цветные геометрические фигуры

- объемные геометрические тела

- шаблоны из геометрических фигур

- раздаточный материал (цифры, геометрическое лото)

- цветная бумага

- рабочие тетради

- тетради в крупную клетку

- цветные, простые карандаши


V. Литература

  1. А. П. Тимофеевский. «Малышам о формах и размерах.- М.: ЗАО «Омега», 2018.

  2. В.П.Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст.- Москва. «Мозаика-Синтез», 2009.

  3. В.П.Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, 2008.

  4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2019 .

  5. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. - СпБ., «Детство-Пресс», 2000.

  6. Н. А. Арапова-Пискарева, «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации.

  7. Первые шаги в математику. Методическое пособие. /Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. - Волгоград, 2004.

Литература для обучающихся

  1. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М.: ИРИАС, 2006.

Интернет-ресурсы

Время логики https://logiclike.com/cabinet#/chapter/1/quiz/73376/process

Карапузик https://www.youtube.com/channel/UC1qawIwjhCJT6OHM9ovHAKg?view_as=subscriber

Играемся https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry/veselyj-schet







ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями программы:

1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен воспользоваться помощью взрослого или не принимает её.

2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные.

3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, навыки, умения требуют закрепления.

4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания; допускает небольшое количество ошибок, навыки, умения требуют закрепления.

5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно, навыки, умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают их.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ларикова Лариса Николаевна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 563017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная математика»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitiel_naia_obshchieobrazovatiel_naia_obshchierazvivaiushchaia_proghramm_13"
    ["file_id"] => string(6) "446413"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1514150419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства