kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально – педагогической направленности «Читайка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на детей 6-7 лет и предполагает обучение послоговому чтению в игровой форме с использованием элементов методики Цукановой С.П., Бетц Л.Л. (авторская программа «Учим ребёнка говорить и читать»). Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально – педагогической направленности «Читайка»»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад Рябинка»


















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально – педагогической направленности

«Читайка»









Возраст учащихся: 6 – 7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор - составитель:

Яковлева Светлана Александровна,

воспитатель, учитель – логопед














г. Тихвин

2019г.

Лист корректировки программы

Дата внесения

изменений

На основании / в соответствии

Внесённые изменения

(в каком разделе программы).

Кем внесены изменения

(Ф.И.О.- подпись)


.

















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является очень важной, так как возросли требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.


Направленность программы – социально-педагогическая.

Данная программа разработана в 2018 году. Преподавание ведётся на русском языке.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читайка» (далее программа) является модифицированным вариантом, составлена на основании:

1. Курса повышения квалификации в ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» по дополнительной профессиональной программе «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации».

2. Курса профессиональной переподготовки в АНО ДПО «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» по программе дополнительного профессионального образования «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области коррекционной педагогики и методики начального обучения» с присвоением квалификации: учитель – логопед и дополнительной квалификации, учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.


Отличительная особенность Программа ориентирована на детей 6-7 лет и предполагает обучение послоговому чтению в игровой форме с использованием элементов методики Цукановой С.П., Бетц Л.Л. (авторская программа «Учим ребёнка говорить и читать»). Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.


Актуальность Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, развить способность думать, рассуждать, представлять. Следовательно, овладение навыками чтения - это и средство, и одно из условий общего развития детей. Многие родители хотят, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует развитию ребенка так, как чтение. Конечно, важнее не научить ребенка читать, а создать соответствующие условия для его развития, для развития речи ребенка, для умения различать звуки, слушать и слышать, рассказывать и пересказывать. Именно это и является одним из основных направлений в работе педагогов и учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций. В подготовительной группе, практически все родители (законные представители) дошкольников, считают, что самый важный показатель готовности к школьному обучению - это умение читать. И ребенок овладевает им на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга, поскольку это один из важнейших видов речевой деятельности. Стоит заметить, что раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть современных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: активно внедряются стандарты дошкольного и школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения которой зависит от общего развития ребенка-дошкольника.


Реализация программы позволяет создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.


Программа педагогически целесообразна, подтверждается научными высказываниями педагогов А.Н.Корнева и Р.С. Немова «обучение чтению необходимо начинать в 5-7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес к чтению, т.е. данный возраст является сензитивным периодом проявления интереса к чтению».


Цель программы: овладение навыком слитного, послогового осознанного чтения дошкольников. 


Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить со звуками и буквами русского языка.

2. Дать понятие «слоговая структура слова» (расположение и связь слогов в слове).

3. Познакомить с графическим изображением букв и приемом соотнесения звуков с буквами алфавита.

4. Познакомить со способом слитного чтения слогов, односложных и двусложных слов.


Развивающие:

1. Развивать навык плавного слогового чтения, осознанного чтения

предложений.

2. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, зрительно - пространственную ориентировку.

3. Развивать способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

4. Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.


Воспитательные:

1. Прививать любовь и интерес к чтению, старательность и усидчивость.

2. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру речи.



Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа - 6 - 7 лет. Принимаются все желающие, достигшие возраста 6 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).


Особенности состава учащихся: неоднородный (смешанный); постоянный. Допускается участие учащихся с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Наполняемость группы: 1 год обучения, 10 - 15 человек.


Уровень программыстартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.


Организационно-педагогические условия реализации программы.

Срок реализации программы - 1 год, объёмом в 64 часа.

Продолжительность образовательного процесса:


Год

обучения

Периодичность

в неделю

Продолжительность занятия

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов

в год

1

2 раза

30 минут

1 час

64 часа


Форма обучения: очная.


Форма проведения занятий: аудиторная.

Расписание занятий составлено с учетом режима дня в дошкольных образовательных учреждениях и свободного времени воспитанников.


Форма организации занятий: групповая, индивидуально – групповая, коллективная.


Методы освоения программного материала:

  • словесный – объяснение, рассказ, беседа, чтение;

  • репродуктивный – передача и запоминание информации;

  • наглядный – показ иллюстраций, просмотр видеосюжетов, презентаций, наблюдение;

  • игры – дидактические, настольные, игры-путешествия;

  • самостоятельный – выполнение творческих и индивидуальных заданий;

  • стимулирования – создание ситуации успеха;

  • контроля.


Планируемые результаты освоения программы.

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Результатом успешной работы по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Читайка» можно считать следующее:

  • ребенок знает и называет звуки/буквы алфавита;

  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

  • достаточно отчетливо и ясно произносит слова, выделяет из слов звуки, находит слова с определенным звуком, определяет место звука в слове;

  • различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

  • делит слова на слоги, определяет ударный слог, ударную гласную, пользуется графическим обозначением звуков и букв;

  • произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

  • правильно согласует слова в предложении;

  • плавно и свободно читает слова по слогам;

  • понимает смысл прочитанного, отвечает на вопросы по содержанию произведения;

  • записывает слово и предложение условными обозначениями;

  • соблюдает орфоэпические нормы произношения;

  • понимает и выполняет учебную задачу.

Система оценки результатов освоения программы.

Система оценки результатов освоения программы состоит из входного, текущего контроля успеваемости, и итогового контроля учащихся. Контроль осуществляется в следующих формах:


1 год обучения

Наблюдение, игра, беседа, устный опрос, конкурс, выставка, викторина, турнир знатоков, тестирование, практические задания, игра-викторина, творческая работа, практические задания.


Материально-техническое обеспечение.

Помещения: групповая комната ДОУ для занятий.

Необходимое оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, компьютер, магнитная доска с буквами, бумага для рисования и творческих работ, карандаши, ручки, пеналы, индивидуальные тетради, индивидуальные зеркала, маркеры трёх цветов: синий, красный, зелёный.

Методические пособия, используемые в работе: конспекты занятий, раздаточный, иллюстрационный материал, мнемотаблицы, схемы, демонстрационный материал «Символы звуков, схемы предложений», дидактический материал по различным лексическим темам, картинки на различные звуки, раздаточный материал «Разрезная азбука», Раздаточный материал «Символы звуков, слов, слогов», карточки с текстом, карточки с предложениями, карточки со слогами, раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения дошкольников.

Примечание: 1. Разработана система оценки результатов освоения программы

(приложение 1).

2. Разработан отдельным приложением к данной программе учебно-методический комплекс.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Предложение. Слово

6

3

3

Диагностическая карта (входная)


1.1

Понятие о предложении

-

1

-

Беседа.

1.2

Понятие о слове. Слова

длинные и короткие

-

1

-

Устный опрос

1.3

Слова, называющие

предметы

-

-

1

Практические задания.

1.4

Слова, называющие

действия

-

-

1

Практические задания.

1.5

Слова, называющие

признаки

-

-

1

Практические задания.

1.6

Понятие о звуке

-

1

-

Игра. Наблюдение.

2

Гласные звуки и буквы,

их обозначающие

11

3

8


2.1

Звук [У] и буквы У, у

-

-

1

Практические задания.

2.2

Звук [А] и буквы А, а

-

-

1

Практические задания.

2.3

Звук [О] и буквы О, о

-

-

1

Практические задания.

2.4

Звук [И] и буквы И, и

-

-

1

Практические задания.

2.5

Звук [Э] и буквы Э, э

-

-

1

Практические задания.

2.6

Звук [Ы] и буква ы

-

-

1

Практические задания.

2.7

Звуки [И] - [Ы],буквы и,ы

-

-

1

Практические задания.

2.8

Гласные звуки.

-

-

1

Практические задания.

2.9

Понятие о слоге.

Деление слов на слоги.

Слогообразующая роль

гласных звуков

-

1

-

Игра. Беседа.

2.10

Понятие об ударении.

Смысло-различительная роль ударения.

-

1

-

Игра.

2.11

Закрепление изученного.

-

1

-

Игра-путешествие.

3

Согласные звуки и

буквы, их

обозначающие. Чтение

слогов, слов,

предложений

24

3

21


3.1

Звуки [М], [М`]

Буквы М, м

-

-

1

Практические задания.

3.2

Звуки [В], [В`]

Буквы В, в

-

-

1

Практические задания.

3.3

Звуки [Н], [Н`]

Буквы Н, н

-

-

1

Практические задания.

3.4

Звуки [П], [П`]

Буквы П, п

-

-

1

Практические задания.

3.5

Звуки [Т], [Т`]

Буквы Т, т

-

-

1

Практические задания.

3.6

Закрепление изученного.

Звуки [М], [М`], [В], [В`],

[Н], [Н`], [П], [П`], [Т],

[Т`] и буквы, их

обозначающие

-

1

-

Викторина

«Раз, два не зевай!

Звуки, буквы

называй!»

3.7

Звуки [К], [К`]

Буквы К, к

-

-

1

Практические задания.

3.8

Звуки [С], [С`]

Буквы С, с

-

-

1

Практические задания.

3.9

Звуки [Х], [Х`]

Буквы Х, х

-

-

1

Практические задания.

3.10

Звуки [З], [З`]

Буквы З, з

-

-

1

Практические задания.

3.11

Звуки [Б], [Б`]

Буквы Б, б

-

-

1

Практические задания.

3.12

Закрепление изученного.


1


Выставка рисунков

«Согласные звуки – друзья Букваря»

3.13

Звуки [Д], [Д`]

Буквы Д, д

-

-

1

Практические задания.

3.14

Звуки [Г], [Г`]

Буквы Г, г

-

-

1

Практические задания.

3.15

Звук [Ш], Буквы Ш, ш

-

-

1

Практические задания.

3.16

Звук [Ж]

Буквы Ж, ж

-

-

1

Практические задания.

3.17

Звуки [Л], [Л`]

Буквы Л, л

-

-

1

Практические задания.

3.18

Звуки [Р], [Р`]

Буквы Р, р

-

-

1

Практические задания.

3.19

Звуки [Ф], [Ф`]

Буквы Ф, ф

-

-

1

Практические задания.

3.20

Звук [Ц], Буквы Ц, ц

-

-

1

Практические задания.

3.21

Звук [Й], Буква Й

-

-

1

Практические задания.

3.22

Звук [Ч], Буквы Ч, ч

-

-

1

Практические задания.

3.23

Звук [Щ], Буквы Щ, щ

-

-

1

Практические задания.

3.24

Закрепление изученного.

-

1

-

Буклеты на каждую

букву. Презентация.

4

Буквы II ряда Я, Е, Ё,

Ю. Чтение слогов, слов,

предложений

9

5

4


4.1

Буква Я, я + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

4.2

Буква Я, я

-

-

1

Практические задания.

4.3

Буквы Е, е + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

4.4

Буквы Е, е

-

-

1

Практические задания.

4.5

Буквы Ё, ё + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

4.6

Буквы Ё, ё

-

-

1

Практические задания.

4.7

Буквы Ю, ю + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

4.8

Буквы Ю, ю

-

-

1

Практические задания.

4.9

Буквы Я, Е, Ё, Ю.

Закрепление изученного.

-

1

-

Игра. Устный опрос.

5

Разделительные Ь, Ъ,

чтение слов, предложений

4

1

3



Буква Ь

-

-

1

Практические задания.

5.1

Буква Ь на конце слова

-

-

1

Практические задания.

5.2

Разделительный Ъ

-

-

1

Практические задания.

5.3

Закрепление изученного

-

1

-

Клуб знатоков

«Умники и умницы».

6

Чтение

8

-

8

6.1

Чтение отельных слов в строчку, в столбик

-

-

1

Практические задания.

6.2

Чтение предложений

-

-

1

Практические задания.

6.3

Чтение коротких

стихов (четверостиший)

-

-

1

Практические задания.

6.4

Чтение коротких

загадок с последующим

отгадыванием

-

-

1

Практические задания.

6.5

Чтение коротких

рассказов с последующим

пересказом

-

-

1

Практические задания.

6.6

Чтение коротких

сказок с последующим

пересказом

-

-

1

Практические задания.

6.7

Плавное и выразительное

чтение

-

-

1

Практические задания.


6.8

Итоговое занятие для родителей (обобщающее)

-

-

1

Диагностическая

карта (итоговая).

Отзывы родителей


ИТОГО

62

15

47




КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата

проведения занятия

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Предложение. Слово

6

3

3

Диагностическая карта (входная)


1 неделя


1. Понятие о предложении

-

1

-

Беседа.


2. Понятие о слове. Слова длинные и короткие

-

1

-

Устный опрос

2 неделя

3. Слова, называющие

предметы

-

-

1

Практические задания.


4. Слова, называющие

действия

-

-

1

Практические задания.

3 неделя

5. Слова, называющие

признаки

-

-

1

Практические задания.


6. Понятие о звуке

-

1

-

Игра. Наблюдение.

2

Гласные звуки и буквы,

их обозначающие

11

3

8


4 неделя

7. Звук [У] и буквы У, у

-

-

1

Практические задания.


8. Звук [А] и буквы А, а

-

-

1

Практические задания.

5 неделя

9. Звук [О] и буквы О, о

-

-

1

Практические задания.


10. Звук [И] и буквы

И, и

-

-

1

Практические задания.

6 неделя

11. Звук [Э] и буквы

Э, э

-

-

1

Практические задания.


12. Звук [Ы] и буква ы

-

-

1

Практические задания.

7 неделя

13. Звуки [И] - [Ы],буквы и,ы

-

-

1

Практические задания.


14. Гласные звуки.

-

-

1

Практические задания.

8 неделя

15. Понятие о слоге.

Деление слов на слоги.

Слогообразующая роль

гласных звуков

-

1

-

Игра. Беседа.


16. Понятие об ударении.

Смысло-различительная роль ударения.

-

1

-

Игра.

9 неделя

17. Закрепление изученного.

-

1

-

Игра-путешествие.

3

Согласные звуки и

буквы, их

обозначающие. Чтение

слогов, слов, предложений

24

3

21



18. Звуки [М], [М`]

Буквы М, м

-

-

1

Практические задания.

10 неделя

19. Звуки [В], [В`]

Буквы В, в

-

-

1

Практические задания.


20. Звуки [Н], [Н`]

Буквы Н, н

-

-

1

Практические задания.

11 неделя

21. Звуки [П], [П`]

Буквы П, п

-

-

1

Практические задания.


22. Звуки [Т], [Т`]

Буквы Т, т

-

-

1

Практические задания.

12 неделя

23. Закрепление изученного.

Звуки [М], [М`], [В], [В`],

[Н], [Н`], [П], [П`], [Т],

[Т`] и буквы, их

обозначающие

-

1

-

Викторина

«Раз, два не зевай!

Звуки, буквы

называй!»


24. Звуки [К], [К`]

Буквы К, к

-

-

1

Практические задания.

13 неделя

25. Звуки [С], [С`]

Буквы С, с

-

-

1

Практические задания.


26. Звуки [Х], [Х`]

Буквы Х, х

-

-

1

Практические задания.

14 неделя

27. Звуки [З], [З`]

Буквы З, з

-

-

1

Практические задания.


28. Звуки [Б], [Б`]

Буквы Б, б

-

-

1

Практические задания.

15 неделя

29. Закрепление изученного.

-

1

-

Выставка рисунков

«Согласные звуки – друзья Букваря»


30. Звуки [Д], [Д`]

Буквы Д, д

-

-

1

Практические задания.

16 неделя

31. Звуки [Г], [Г`]

Буквы Г, г

-

-

1

Практические задания.


32. Звук [Ш], Буквы

Ш, ш

-

-

1

Практические задания.

17 неделя

33. Звук [Ж]

Буквы Ж, ж

-

-

1

Практические задания.


34. Звуки [Л], [Л`]

Буквы Л, л

-

-

1

Практические задания.

18 неделя

35. Звуки [Р], [Р`]

Буквы Р, р

-

-

1

Практические задания.

36. Звуки [Ф], [Ф`]

Буквы Ф, ф

-

-

1

Практические задания.

19 неделя

37. Звук [Ц], Буквы Ц, ц

-

-

1

Практические задания.

38. Звук [Й], Буква Й

-

-

1

Практические задания.

20 неделя

39. Звук [Ч], Буквы Ч, ч

-

-

1

Практические задания.

40. Звук [Щ], Буквы

Щ, щ

-

-

1

Практические задания.

21 неделя

41. Закрепление изученного.

-

1

-

Буклеты на каждую

букву. Презентация.

4

Буквы II ряда Я, Е, Ё,

Ю. Чтение слогов, слов, предложений

9

5

4


42. Буква Я, я + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

22 неделя

43. Буква Я, я

-


1

Практические задания.


44. Буквы Е, е + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

23 неделя

45. Буквы Е, е

-


1

Практические задания.


46. Буквы Ё, ё + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

24 неделя

47. Буквы Ё, ё

-

-

1

Практические задания.


48. Буквы Ю, ю + звуки

-

1

-

Игра. Наблюдение.

25 неделя

49. Буквы Ю, ю

-

-

1

Практические задания.


50. Буквы Я, Е, Ё, Ю.

Закрепление изученного.

-

1

-

Игра. Устный опрос.

5

Разделительные Ь, Ъ,

чтение слов, предложений

4

1

3


26 неделя

51. Буква Ь

-

-

1

Практические задания.


52. Буква Ь на конце слова

-

-

1

Практические задания.

27 неделя

53. Разделительный Ъ

-

-

1

Практические задания.


54. Закрепление изученного

-

1

-

Клуб знатоков

«Умники и умницы»

6

Чтение

8

-

8

28 неделя

55. Чтение отельных слов в строчку, в столбик



1

Практические задания.


56. Чтение предложений

-

-

1

Практические задания.

29 неделя

57. Чтение коротких

стихов (четверостиший)

-

-

1

Практические задания.


58. Чтение коротких

загадок с последующим

отгадыванием

-

-

1

Практические задания.

30 неделя

59. Чтение коротких

рассказов с последующим

пересказом

-

-

1

Практические задания.


60. Чтение коротких

сказок с последующим

пересказом

-

-

1

Практические задания.

31 неделя

61. Плавное и выразительное

чтение

-

-

1

Практические задания.



62. Итоговое занятие для родителей (обобщающее)

-

-

1

Диагностическая карта (итоговая)

Отзывы родителей


ИТОГО

62

15

47




СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. «Предложение. Слово»


Занятие №1

Тема: Понятие о предложении

Теория: Предложения нам рассказывают о чем – либо, мы понимаем их смысл.

Практика: Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Занятие №2

Тема: Понятие о слове. Слова длинные и короткие

Теория: Каждый предмет называется своим словом. Длинное слово обозначаем длиной полоской, короткое слово – короткой полоской.

Практика: Различение длинных и коротких слов.


Занятие №3

Тема: Слова, называющие предметы

Теория: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Практика: Игра «Кто, что?»

Занятие №4

Тема: Слова, называющие действия

Теория: Каждый предмет может выполнять какое – то действие.

Практика: Составление предложений по демонстрации действий, по схеме.

Занятие №5

Тема: Слова, называющие признаки

Теория: Про каждый предмет можно сказать какой он?

Практика: Составление предложений по картинкам, по схеме.

Занятие №6

Тема: Понятие о звуке

Теория: Слова состоят из различных песенок – звуков.

Практика: Выделение начального гласного звука в слове, выделение конечного согласного в слове.


Раздел 2. «Гласные звуки и буквы, их обозначающие»


Занятие №7

Тема: Звук [У] и буквы У, у.

Теория: Звук [У] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград. Звук [У] – гласный.

Практика: Протяжное и отрывистое произнесение звука [У]. Восклицательная интонация. Выделение звука [У] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Чтение и письмо букв У, у. Составление схемы предложения с предлогом у. Разделительное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица.

Занятие №8

Тема: Звук [А] и буквы А, а.

Теория: Звук [А] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград. Звук [А] – гласный.

Практика: Произнесение звука [А] с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука [А] из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции). Чтение и письмо букв А, а.

Занятие № 9

Тема: Звук [О] и буквы О, о.

Теория: Звук [О] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград.

Звук [О] – гласный.

Практика: Интонационное произнесение звука [О]. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Повествовательная и восклицательная интонация при чтении. Выделение звука [О] из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа а о у.

Занятие №10

Тема: Звук [И] и буквы И, и.

Теория: Звук [И] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград.

Звук [И] – гласный.

Практика: Произнесение звука [И] с постепенным усилением и

ослаблением голоса. Восклицательная интонация. Выделение звука [И] из

состава слова. Анализ звукового ряда типа а о у и. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа а у о и.

Занятие №11

Тема: Звук [Э] и буквы Э, э.

Теория: Звук [Э] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград.

Звук [Э] – гласный.

Практика: Произнесение звука [Э] с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука [Э] из состава слова. Анализ звукового ряда типа а о э и. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа а у о э.

Занятие №12

Тема: Звук [ы] и буква ы.

Теория: Звук [ы] поется, воздух, выходящий из полости рта, не встречает преград.

Звук [ы] – гласный. Звук [ы] никогда не стоит в начале слов.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа а о у ы. Ребус дым.

Занятие №13

Тема: Звуки [и] - [ы] и буквы и - ы.

Теория: Звуки [и] - [ы] гласные.

Практика: Дифференциация звуков [ы]- [и]. Подбор слов к схеме, печатание букв в тетради.

Занятие №14

Тема: Гласные звуки

Теория: Гласные звуки «поются», воздух свободно выходит из полости рта.

Практика: Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.


Занятие №15

Тема: Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль

гласных звуков

Теория: Слова состоят из частей – слогов. Слово можно разделить на слоги хлопками, можно топнуть столько раз, сколько слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Практика: Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему).


Занятие №16

Тема: Понятие об ударении. Смысло-различительная роль ударения.

Теория: Чтобы определить ударный гласный звук, надо это слово «позвать», т. е. слово произнести длительно.

Практика: Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы.

Занятие №17

Тема: Закрепление изученного.

Теория: Гласные звуки обозначаются при чтении гласными буквами. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Практика: Выставка рисунков «Гласные звуки – друзья Букваря»


Раздел 3. «Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Чтение слогов,

слов, предложений»


Занятие №18

Тема: Звуки [М], [М`], Буквы М, м

Теория: Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние гласной и согласной буквы, слияние согласной и гласной буквы.

Практика: Выделение звуков [М], [М`] из состава слова. Дифференциация звуков [М], [М`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ам, ма. Преобразование слогов. Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха. Кроссворд. Большая буква в начале предложения. Чтение и письмо: ам, ом, ум, им, ым, ма, мо, му, мэ, ми.

Занятие №19

Тема: Звуки [В], [В`], Буквы В, в

Теория: Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние гласной и согласной буквы, слияние согласной и гласной буквы.

Практика: Выделение звуков [В], [В`] из состава слова. Дифференциация звуков [В], [В`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ва, ву, ви. Преобразование слогов. Чтение слогов типа во, ва, ву. Ребусы ворота, вышка. Кроссворд. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом в.


Занятие №20

Тема: Звуки [Н], [Н`], Буквы Н, н

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние гласной и согласной буквы, слияние согласной и гласной буквы.

Практика: Выделение звуков [Н], [Н`] из состава слова. Дифференциация звуков [Н], [Н`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа на, ну, ни. Преобразование слогов. Чтение слогов типа ан, он, ин, но, на, ну. Ребус ниточка. Чтение и составление предложений с предлогом на.


Занятие №21

Тема: Звуки [П], [П`], Буквы П, п

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние гласной и согласной буквы, слияние согласной и гласной буквы.

Практика: Выделение звуков [П], [П`] из состава слова. Дифференциация звуков [П], [П`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа па, пу, пи. Преобразование слогов. Чтение слогов типа aп, пo, слова папа. Ребус пони. Чтение и составление схем предложения с предлогом по.


Занятие №22

Тема: Звуки [Т], [Т`], Буквы Т, т

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние гласной и согласной буквы, слияние согласной и гласной буквы.

Практика: Выделение звуков [Т], [Т`] из состава слова. Дифференциация звуков [Т], [Т`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа та, ту, ти, слова то. Преобразование слогов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, слов типа Том.

«Превращение» слов: Том - Тим - там; тот - вот. Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. Чтение.


Занятие №23

Тема: Закрепление изученного. Звуки [М], [М`], [В], [В`], [Н], [Н`], [П], [П`], [Т], [Т`]и буквы, их обозначающие

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, звонкий, мягкий, твердый. Сравнение образов букв.

Практика: Викторина «Раз, два не зевай! Звуки, буквы называй!»

Занятие №24

Тема: Звуки [К], [К`], Буквы К, к

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние согласной, гласной, согласной буквы (сгс).

Практика: Выделение звуков [К], [К`] из состава слова. Дифференциация звуков [К], [К`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ка, ку, ки, слова кот. Преобразование слогов. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ка и дополнение их до целого слова. Ребусы кони, окно. Чтение. Письмо слогов типа ак, ко; слов типа кит.


Занятие № 25

Тема: Звуки [С], [С`], Буквы С, с

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние согласной, гласной, согласной буквы (сгс).

Практика: Выделение звуков [С], [С`] из состава слова. Дифференциация звуков [С], [С`], подбор слов к схеме. Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, свои. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа са, слов типа сук. Преобразование слов сук - сок - сом. Ребусы носок, аист. Чтение. Кроссворд. Письмо слогов типа са.

Занятие № 26

Тема: Звуки [Х], [Х`], Буквы Х, х

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние согласной, гласной, согласной буквы (сгс).

Практика: Выделение звуков [Х], [Х`] из состава слова. Дифференциация звуков [Х], [Х`], подбор слов к схеме. Анализ слогов ха, хи. Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха и дополнение их до целого слова. Письмо слогов типа ха; слов типа ухо, муха. Ребусы уха, духи. Чтение.


Занятие №27

Тема: Звуки [З], [З`], Буквы З, з

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние (ссг, ссгс).

Практика: Выделение звуков [З], [З`] из состава слова. Дифференциация звуков [З], [З`], подбор слов к схеме. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ слова козы.

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, зво и дополнение их до целого слова. Письмо слов типа коза, звон. Правописание безударных гласных (коза). Ребусы ваза, зима. Чтение.

Занятие №28

Тема: Звуки [Б], [Б`], Буквы Б, б

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние (ссг, ссгс).

Практика: Выделение звуков [Б], [Б`] из состава слова. Дифференциация звуков [Б], [Б`], подбор слов к схеме. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ слова бусы. Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, зво и дополнение их до целого слова. Письмо слов типа коза, звон. Правописание безударных гласных (коза). Ребусы ваза, зима. Чтение.


Занятие №29

Тема: Закрепление изученного.

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, глухой, мягкий, твердый. Сравнение образов букв.

Практика: дидактическая игра «Вопрошай - ка»

Занятие №30

Тема: Звуки [Д], [Д`], Буквы Д, д

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние слогов в слова.

Практика: Выделение звуков [Д], [Д`] из состава слова. Дифференциация звуков [Д], [Д`], подбор слов к схеме. Соотнесение слова и схемы. Звуко- слоговой анализ слов дубок, диван. Составление из букв разрезной азбуки слов дом, дубок, посуда. Письмо слогов типа да, слов дом, дымок. Правописание безударных гласных (дома). Ребусы дом, дочка. Чтение.

Занятие №31

Тема: Звуки [Г], [Г`] ,Буквы Г, г

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние (ссгс).

Практика: Выделение звуков [Г], [Г`] из состава слова. Дифференциация звуков [Г], [Г`], подбор слов к схеме. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс. Составление из букв разрезной азбуки слов: книга, бумага, магазин. Письмо слов гном, гамак, нога, бумага. Ребусы гвоздика, газон, гуси, гамак. Чтение.


Занятие №32

Тема: Звук [Ш], Буквы Ш, ш

Теория: Характеристика звука: согласный звук, глухой, всегда твердый. Заглавная и строчная буква. Правописание ШИ.

Практика: Выделение звука [Ш] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш. Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование слов: кошка - мошка — мушка - пушка — пышка — мышка. Ребусы Наташа, Маша. Чтение. Кроссворд. Правила письма предложения Это наша Машка.


Занятие №33

Тема: Звук [Ж], Буквы Ж, ж

Теория: Характеристика звука: согласный звук, звонкий, всегда твердый. Заглавная и строчная буква. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание ЖИ.

Практика: Выделение звука [Ж] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова пижама. Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу. Ребус лужа. Чтение.


Занятие №34

Тема: Звуки [Л], [Л`], Буквы Л, л

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние слогов в слова.

Практика: Выделение звуков [Л], [Л`] из состава слова. Дифференциация звуков [Л], [Л`], подбор слов к схеме. Звуко-слоговой анализ слов лампа, лиса. Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложения Лодки плывут. Ребусы липа, сила. «Что в калаче?» Письмо слогов типа ал, ла; слов зал, ходули, клоун; предложения Клоун много шутил. Чтение.


Занятие № 35

Тема: Звуки [Р], [Р`], Буквы Р, р

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние слогов в слова.

Практика: Выделение звуков [Р], [Р`] из состава слова. Дифференциация звуков [Р], [Р`], подбор слов к схеме. Звуковой анализ слов: Марс, Уран. Звуко-слоговой анализ слова Сатурн. Составление из букв разрезной азбуки предложения Папа купил розы. Ребусы народ, ворота, пирог. Письмо слогов типа ра; слов Мурка, Шарик; предложения Мурка спит на полу. Чтение.


Занятие № 36

Тема: Звуки [Ф], [Ф`], Буквы Ф, ф

Теория: Характеристика звуков: согласный звук, глухой, мягкий, твердый. Заглавная и строчная буква. Слияние слогов в слова.

Практика: Выделение звуков [Ф], [Ф`] из состава слова. Дифференциация звуков [Ф], [Ф`], подбор слов к схеме. Выделение звуков Ф, Фь из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин. Составление из букв разрезной азбуки слов: фиалка, фазаны, филин, фрукты. Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Чтение.


Занятие № 37

Тема: Звук [Ц], Буквы Ц, ц.

Теория: Характеристика звука: согласный звук, глухой, всегда твердый.

Практика: Выделение звука [Ц] из состава слова.

Составление из букв разрезной азбуки слов курица, цокот. «Рассыпанные»

слова. Чтение.


Занятие № 38

Тема: Звук [Й], буквы Й, й.

Теория: Характеристика звука: согласный звук, звонкий, мягкий.

Практика: Выделение звука [Й] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка. Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, зайка, лишний. Кроссворд. Чтение.


Занятие № 39

Тема: Звук [Ч], буквы Ч, ч.

Теория: Характеристика звука: согласный звук, глухой, всегда мягкий.

Правописание ча, чу.

Практика: Выделение звука [Ч] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов чай, чашка, чайник. Составление из букв разрезной азбуки слов чистый, кричит. Письмо ряда слогов, слов: харчо, чай; предложения Мы пили из чашки чай. Кроссворд.

Занятие № 40

Тема: Звук [Щ], Буквы Щ, щ.

Теория: Характеристика звука: согласный звук, глухой, всегда мягкий.

Правописание ща, щу.

Практика: Выделение звука [Щ] из состава слова. Составление из букв разрезной азбуки слов: защита, ищу, пища. «Рассыпанные» слова. Ребусы. Чтение.

Занятие № 41

Тема: Закрепление изученного.

Теория: Характеристика звуков, сравнение образов букв.

Практика: Выставка рисунков «Согласные звуки – друзья Букваря».

Раздел 4. «Буквы II ряда Я, Е, Ё, Ю. чтение слогов, слов, предложений»


Занятие № 42

Тема: Буквы Я, я + звуки

Теория: Познакомить с буквой Я, дать понятие о том, что данная буква может иметь два звука, упражнять в вычленении звуков в словах. Учить распознавать графическое

изображение буквы, читать слова с данной буквой.

Практика: Чтение слогов: мя, ня, ля, тя, ся, ря, зя, дя. Чтение слов: Яша, Зоя, Рая, яма,

ягода, яблоко, новая, старая, красивая, Надя, Ваня, Катя, Оля. Чтение предложений с данными словами.


Занятие № 43

Тема: Буквы Я, я

Теория: Обозначение мягкости согласных буквой Я.

Практика: Дифференциация а - я. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения: У кошки котята. Чтение.


Занятие № 44

Тема: Буквы Е, е + звуки

Теория: Познакомить с буквой Е, дать понятие о том, что данная буква может иметь два звука, упражнять в вычленении звуков в словах. Учить распознавать графическое

изображение буквы, читать слова с данной буквой.

Практика: Чтение слогов: ес, ем, ет, ен, еш, ей, ме, се, ре, не, те, де. Чтение слов: ели, ежи, Егор, белка, дело, Вера, сено, река, Лена, ветка, пей, лей. Чтение предложений с данными словами.


Занятие № 45

Тема: Буквы Е, е

Теория: Обозначение мягкости согласных буквой Е.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки слов Кеша, лес, и предложения: У Гены мячик. Чтение.


Занятие № 46

Тема: Буквы Ё, ё + звуки

Теория: Познакомить с буквой Ё, дать понятие о том, что данная буква может иметь два звука, упражнять в вычленении звуков в словах. Учить распознавать графическое изображение буквы, читать слова с данной буквой.

Практика: Чтение слогов: лё, сё, рё, вё, нё, тё, мё, стё. Чтение слов: ёжик, ёлка, Сёма, Лёва, Лёша, Тёма, идёт, поёт, зовёт. Чтение предложений с данными словами.

Занятие № 47

Тема: Буквы Ё, ё

Теория: Обозначение мягкости согласных буквой Ё.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки слов пѐс, Лёня, и предложения: У Лены пѐсик. Чтение.


Занятие № 48

Тема: Буквы Ю, ю + звуки

Теория: Познакомить с буквой Ю, дать понятие о том, что данная буква может иметь два звука, упражнять в вычленении звуков в словах. Учить распознавать графическое

изображение буквы, читать слова с данной буквой.

Практика: Чтение слогов: лю, клю, сю, всю, рю, крю. Чтение слов: Юра, Юля, юла, юбка,

пою, мою, стою, пью, шью, лью. Чтение предложений с данными словами.


Занятие № 49

Тема: Буквы Ю, ю

Теория: Обозначение мягкости согласных буквой Ю.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки слов люк, тюбик. Чтение.


Занятие № 50

Тема: Буквы Я, Е, Ё, Ю. Закрепление изученного.

Теория: Обозначение мягкости согласных буквами Я, Е, Ё, Ю.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки слов Лёня, Люся, небо и

предложения: У Лены пёсик. Чтение. Письмо предложения Петя идёт в лес.

Раздел 5. «Разделительные Ь, Ъ, чтение слов, предложений»


Занятие № 51

Тема: Буква Ь

Теория: Познакомить с буквой Ь, дать понятие о том, что данная буква не имеет звука. Учить распознавать графическое изображение буквы, читать слова с данной буквой.

Практика: Чтение слогов: онь, ось, оть, ать, ить. Чтение слов: лось, конь, гусь, рысь,

линь, карась, ловить, окунь, соль. Чтение предложений с данными словами.


Занятие № 52

Тема: Буква Ь на конце слова

Теория: Обозначение мягкости согласных буквой Ь на конце слова.

Практика: Составление из букв разрезной азбуки слов конь, дверь, шерсть. Письмо слов дверь, шерсть. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение.


Занятие № 53

Тема: Разделительный Ъ

Теория: Познакомить с буквой Ъ, дать понятие о том, что данная буква не имеет звука. Учить распознавать графическое изображение буквы, читать слова с данной буквой. Разделение буквой Ъ согласной и гласной буквы в слове.

Практика: Произнесение слоговых пар типа се-съе. Чтение слогов, слов с разделительным Ъ: съел, съезд, подъезд.

Занятие № 54

Тема: Закрепление изученного.

Теория: Образы букв Ь, Ъ. Обозначение мягкости согласных буквой Ь на конце слова. Разделение буквой Ъ согласной и гласной буквы в слове

Практика: Чтение слогов и слов с буквами Ь, Ъ.

Раздел 6. «Чтение»


Занятие № 55

Тема: Чтение отдельных слов в строчку, в столбик

Теория: Соблюдение пауз между словами

Практика: Чтение слов по цепочке, правильно произнося ударный слог.


Занятие № 56

Тема: Чтение предложений

Теория: Начало и конец предложения, паузы между словами.

Практика: Чтение предложений по цепочке, правильно произнося ударный слог.


Занятие № 57

Тема: Чтение коротких стихов (четверостиший)

Теория: Соблюдение пауз между предложениями, интонационная выразительность предложений.

Практика: Чтение предложений в стихах по цепочке, правильно произнося ударный слог.


Занятие № 58

Тема: Чтение коротких загадок с последующим отгадыванием

Теория: Соблюдение пауз между предложениями, интонационная выразительность предложений.

Практика: Чтение загадок и отгадывание их, правильно произнося ударный слог.


Занятие № 59

Тема: Чтение коротких рассказов с последующим пересказом

Теория: Соблюдение пауз между предложениями, интонационная выразительность предложений.

Практика: Чтение рассказа, пересказ каждым из воспитанников.


Занятие № 60

Тема: Чтение коротких сказок с последующим пересказом

Теория: Соблюдение пауз между предложениями, интонационная

выразительность предложений.

Практика: Чтение предложений в сказке по цепочке, правильно произнося ударный слог.


Занятие № 61

Тема: Плавное и выразительное чтение рассказов

Теория: Интонационная выразительность предложений.

Практика: Плавное чтение рассказа каждым из воспитанников.


Занятие № 62

Тема: Итоговое занятие для родителей (обобщающее)

Теория: Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Практика: Чтение слов и коротких фраз. Разгадывание ребусов. Составление слов из слогов, предложений из слов.


Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Тема

Форма занятия.

Приемы и методы.

Дидактический материал, ТСО.

Формы

контроля

1.

Предложение. Слово

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.

Раздаточный материал иллюстративная наглядность.

Диагностическая карта (входная). Беседа. Устный опрос. Игра. Практические задания. Наблюдение.

2.

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.



Раздаточный материал,

иллюстративная наглядность

Практические задания. Игра. Беседа. Игра-путешествие.

3.

Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Чтение слогов, слов, предложений.

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.


Раздаточный материал,

иллюстративная наглядность

Практические задания. Викторина

«Раз, два не зевай!

Звуки, буквы

называй!» Выставка рисунков «Согласные звуки – друзья Букваря»

4.

Буквы II ряда Я, Е, Ё, Ю. Чтение слогов, слов,

предложений

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.


Раздаточный материал,

иллюстративная наглядность

Игра. Наблюдение.

Практические задания. Устный опрос.

5.

Разделительные Ь, Ъ,

чтение слов, предложений

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.


Раздаточный материал,

иллюстративная наглядность

Практические задания. Клуб знатоков

«Умники и умницы».


6.

Чтение

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

Наглядные, словесные,

практические,

Беседа, рассказ, показ.

Раздаточный материал,

иллюстративная наглядность.

Практические задания. Диагностическая карта (итоговая).

Отзывы родителей




Рекомендуемая литература

Дополнительная общеразвивающая программа «Читайка» разработана

в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75, п. 4. 273-ФЗ);

-Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа

2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и

молодежи Минобрнауки РФ от18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

(внеурочная разноуровневые программы)»;

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».


Список литературы для педагога

1. Бортникова Е. Ф. Проверяем готовность ребёнка к школе (для детей 6-7 лет).

Тетради 1, 2. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.

2. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произно-

сить звуки. Метод. пособие /Н. В. Дурова. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – 90с.

4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты./М.Н.Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 205с.

5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве» / Е.В. Колесникова– М.: Ювента, 2016. - 48 с.

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя/ А.И.Максаков , Г.А.Тумакова – М.: Просвещение, 2003.– 144с.

7. Микляева Н. В. Методические условия обучения детей грамоте: метод. пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.

8. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу /Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова Е. А .– М.: Издательство « Астрель», 2007– 42с.

10. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 205с.

11. Цуканова С. П., Берц Л.Л. учим ребёнка говорить и читать. конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III периоды обучения /Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 184с.

12. Цуканова С. П.. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы по обучению грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» /С.П.Цуканова, Л.Л.Берц. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 32с.

13. Шанина С. А., Гаврилова А. С..Пальчиковые упражнения для развития речи

и мышления ребёнка. – М.:ООО Группа Компаний «РИПОЛклассик», ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008. – 249с.

14. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.

15. Юрчишина В.Д. Вижу - читаю - пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте /В.Д.Юрчишина. –2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство « Гном и Д», 2007. – 80с.


Список литературы для учащихся

1. Волина В.В. Праздник Букваря /В.В.Волина. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2009. – 334с.

2. Загадки для детей. Про всё на свете /Н.В.Иванова. – Новосибирск: Сиб. унив.

изд-во , 2008. – 202с.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя / А.И.Максаков , Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение, 2003.– 144с.

4. Созонова Н.Н. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь/

Н.Н.Созонова , Е.В. Куцина , Н.Г. Хрушкова; под ред.Т.А. Кайсиной. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.

5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу/ Художник Г. В. Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208с.

6. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению.

Серия: Подготовка к обучению грамоте / Д.Г.Шумаева. – СПб.:Акцидент, 1998. – 188с.


Список литературы для родителей

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма / М.М.Безруких– М.: Издательство «Дрофа», 2015. –64с.

2. Бортникова Е. Ф.Развиваем навыки чтения и грамотного письма (для детей 5-6 лет). Тетрадь. Части 1, 2. – Екатеринбург: ООО «Книгомир», 2015. – 32с.

3. Играем в слова. Популярное пособие для детей и родителей / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина – Ярославль:«Академия развития»,2000. – 18с.

4. Обучение грамоте. Тетрадь. Часть 2. Серия «Солнечные ступеньки». Автор:

Коллектив – Издательство: Кировская областная типография ООО «ВК «Дакота», 2015. – 32с.

5. Соловьёва Е.В. Буквы в раскрасках / Е.В.Соловьёва. – М.: Просвещение, 2012. – 26с.

Приложение 1

Система оценки результатов освоения программы.

Система оценки результатов освоения программы состоит из входного, текущего контроля успеваемости, и итоговой аттестации учащихся.

Входной контроль знаний - проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей воспитанников, поступивших на 1 год обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Читайка».

Текущий контроль знаний учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам программы. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: беседа, устный опрос, наблюдение,

практические задания, игра, тестирование, творческая работа, викторина, собеседование, самостоятельная работа.

Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Результаты итоговой аттестации заносятся в протоколы.


Критерии оценки по программе «Читайка»


Опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте. Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.


1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).

2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги).

3. Что я назвала сейчас? (называет слова).

4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.


2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их

последовательности.

Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:

1. Что я сейчас проговорила?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какое слово первое? (второе, третье…)

3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).

Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает

определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.

Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.


4. Составляет слова из слогов.

Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру «Весёлые слоги».

Подготовка исследования:

Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги

(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).

Проведение исследования:

Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберѐм их в слова»

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.

Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.

Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.


5. Производит звуковой анализ слов.

Подготовка исследования:

Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина,

черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут

картинки и предлагают ответить на вопросы:

1. Что нарисовано на картинке?

2. Какой звук в слове первый?

3. Третий и т.д.

По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном

диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.

Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами

Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.


6. Дифференцирует звуки.

Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребѐнку рассказать какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.


7. Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном диагностировании выделяет звуки из слова).

Методика «Звуковые прятки»

Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и

поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит

несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со

звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.

Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.

Оценка результатов:

Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – допущена одна ошибка.

Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.


8. Владеет чтением.

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение

из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных по смыслу.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.

Средний уровень – ребёнок читает по слогам.

Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.



Диагностическая карта усвоения учащимися

программы «Читайка»


Фамилия

Имя ребёнка

Начало года

Общий

уровень

Конец года

Общий

уровень


1


2


3


4


5


6


7


8


1


2


3


4


5


6


7


8


1




















2




















3




















4
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яковлева Светлана Александровна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства