Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавай-ка»
Срок реализации – 1 год
Автор:
Воспитатель: Кашпирева Елена Владимировна
Воспитатель: Руднева Камила Рифовна
Городской округ Балашиха
Московской области, 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Познавай-ка» разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН СП 2.4.3648-20, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи от 15.05.2015г.).
Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 5-6лет. Программа составлена на основе методических пособий:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой;
- Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова;
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей;
- О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет».
Направленность:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Познавай-ка» является программой социально-педагогической направленности. Предлагаемая программа направлена на логико - математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Новизна:
Программа является актуальной в связи с высоким запросом родительской общественности. Комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, и развитие умственных способностей детей путем воображения их навыками экспериментальных действий и формированию методов самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения, что способствует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность.
Формирование всесторонне развитой личности следует рассматривать как одну из ключевых проблем в совершенствовании человека и всего общества. От того, насколько развитой является личность, зависит активность жизненной позиции, успешность всестороннего развития, что особенно необходимо детям, вступающим в мир социальных отношений. Именно в дошкольном возрасте закладываются личностные качества, формируется внутренний мир, основные функции и отношение к окружающему.
Одним из способов развития познавательных способностей дошкольников является использование занимательного материала и дидактических игр на внеурочных занятиях. Получение новых знаний на внеурочных занятиях даёт возможность приблизить ребенку к реальной жизни.
Структура занятий.
Вводная, вступительная часть (3-5 мин.)
Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник. Установление благожелательного эмоционального контакта.
Основная часть. Упражнения и игры с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.
Цель: освоение основных знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (25 мин.) 1) Закрепление знаний, полученных на прошлом занятии (игры, упражнения).
2) Игры упражнения связанные с темой занятия.
Заключение.
Краткий анализ – оценка – занятия (5минуты)
Педагогическая целесообразность.
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира.
Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны. Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребенок испытывает трудности, помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.
В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.
Цель программы: развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Задачи:
Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
Формировать и развивать у детей простейшую логическую структуру мышления и математические, пространственные представления.
Развивать умственные способности путѐм овладения нормами и правилами родного языка.
Развивать познавательную личность ребенка посредством знакомства с окружающим миром, формировать основы базовой культуры.
Развивать у детей творчество, эстетическое восприятие и художественную культуру.
Способствовать улучшению физического статуса ребѐнка
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Она ориентирована научить детей развить способность нестандартно мыслить и лексически грамотно излагать свои мысли, что способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала. Логическое мышление оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а образно-ассоциативного мышления развивать память и воображение ребенка.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 2 раз в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятий 30 минут (вторник, четверг с 16:15 до 16:45). Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Принципы содержания программы:
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, искусства, продуктивной деятельности.
Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. У детей возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям;
4. У детей расширится кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
5. Речь станет более образной и логичной.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению коммуникативных навыков;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Используемые методы и приемы:
- практические (игровые);
- развития;
- исследования;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Игровые приемы:
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
Практические приемы:
манипуляция,
превращение,
складывание,
выбор,
складывание,
показ,
совместные действия,
сравнение.
Словесные приемы:
диалог с игровыми персонажами,
объяснение,
описание,
рассказ,
сказка,
уточнение,
стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Параметры педагогической диагностики.
Высокий уровень.
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и группе.
Средний уровень.
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. Низкий уровень.
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Условные обозначения: В – высокий, С – средний, Н – низкий
н – начало года
с – середина года
к – конец года
Диагностическая карта
№ п/п
Ф.И. ребёнка
Познавай-ка
ИТОГО
1
2
3
4
4
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
1
Гайдай Евгений
с
с
с
с
2
Галанкина Ольга
с
с
с
с
3
Капнинский Даниил
н
н
н
н
4
Коваленко Ольга
н
н
н
н
5
Кулева Емилия
н
н
н
н
6
Малахова Ксения
н
н
н
н
7
Назармовлоев Амир
н
н
н
н
8
Николаева Елизавета
н
н
н
н
9
Поляков Кирилл
с
с
с
с
10
Сачкова Евангелина
с
с
с
с
11
Томских София
с
с
с
с
12
Федотова Арина
с
с
с
с
13
Шаронин Иван
н
н
н
н
14
Шорохов Олег
н
н
н
н
Итоги года
В
0
С
0
Н
0
Учебный план
Название курса
Кол-во занятий в неделю
Кол-во занятий в месяц
Кол-во занятий в год
Длительность занятия
Количество воспитанников
«Познавай-ка»
2
8
64
30
14
Учебно-методическое обеспечение
Название курса
Автор
Издательство
Учебно-методические пособия
«Познавай-ка»
О.В. Дыбина.
Сфера, М.2005 г.
«Ребенок в мире поиска»
Е.В. Колесниковой
ООО «ТЦ Сфера»
«Математические ступеньки»;
под ред. Л.Н Прохоровой;
Москва : АРКТИ, 2010
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
О. С. Ушаковой
Москва : Сфера, 2013
«Развитие речи детей 5-7 лет».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
Сфера, 2005 г.
«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Содержание
Октябрь
Занятие № 1
«Математика-царица наук».
Учить считать цифры в прямом и обратном порядке в пределах 10;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
Развивать логическое мышление
Воспитывать умение работать в коллективе;
Занятие № 2
«Логические задачи»
Формировать умение анализировать и делать выводы.
Развивать мышление, память и речь.
Развивать собранность и внимательность.
Способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде.
Стимулировать интерес к математике.
Воспитывать навыки культурного поведения в обществе.
Занятие № 3
«Математические ребусы и головоломки»
навыки ориентировки на листе бумаги (соединять точки с цифрами прямыми линиями, определять, где верхний (нижний) правый (левый) углы.)
Развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие,
мелкую моторику пальцев рук.
Занятие № 6
«Геометрическая мозайка. Моделирование из проволоки»
Формировать умение применять разные способы конструирования из проволоки (закруглять, соединять, скручивать, сгибать, при помощи проволоки делать простые поделки.
Развивать творчество детей через составление фантастических рассказов. (коммуникация)
Занятие № 8
«Математика вокруг нас»
Закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.
Учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо: по длине, ширине) ввести в словарь детей: «самая широкая, уже, самая узкая», «самая длинная, короче, самая короткая».
Закрепить умение решать математические и логические задачи;
Закреплять знания о составе числа 10; умение считать до 12.
Развивать творческие способности, умение составлять композицию из геометрических фигур по инструкции взрослого.
всего 8 занятий
Ноябрь
Занятие № 1
«Я журналист»
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи (учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, Совершенствовать звуковую культуру речи, расширять и активизировать словарный запас).
Занятие № 2
«Снежная Королева»
развивать память, внимание, мышление
развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением
развивать личностные качества: активность, любознательность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности
развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию
Занятие № 3
«Красна речь пословицей. О пословицах и поговорках в нашей речи»
учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.
Развивать творческое воображение; умение воспринимать идею, образное содержание пословиц
Занятие № 4
«Зеркало»
развивать способность понимать эмоции свои и чужие;
Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.
Занятие № 6
«Чем похожи и чем отличаются»
Учить выявлять общий признак в расположении фигур и продолжать ряд по заданному признаку. Продолжать учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые» – «разные»).
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать. Отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Занятие № 7
«В мире сказки»
уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
продолжать учить определять тип и вид сказки;
продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
Занятие № 8
«Путешествие в город правильной речи»
Закреплять знания, полученные на занятиях, демонстрация детьми результатов, достигнутых по всем компонентам устной речи. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков. Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, выполнять поставленную задачу, развивать диалогическую речь.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Развивать мотивацию к совместной работе с другими детьми, к обучению и взаимопомощи.
Развивать умение сотрудничать.
Занятие № 2
« В гостях у вини пуха»
Развивать логическое мышление. Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, составлять задачи по схеме, определять пространственное расположение предметов, продолжать работу со счетными палочками, составлять фигуры путем пристроения, ориентироваться на листе бумаги
Занятие № 3
«Цветик – семицветик»
Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитывать интерес к школе, усидчивость доброту, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Занятие № 4
Путешествие в страну
«Геометрических фигур»
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете в новой проблемной ситуации
Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах, развивать мыслительные процессы
Занятие № 5
Путешествие в «Цветочный город»
Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой; закрепить знания геометрических фигур;
закрепить ориентировку в пространстве, умение ориентироваться на листе в клетку; закрепить умение работать по схеме, по образцу; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты; развивать активную речь (речь- доказательство, речь - аргументация) детей; развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат своей деятельности;
Занятие № 6
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
закрепить знания детей о пространственных отношениях: вправо, влево, вверх, вниз;
закрепить способность ориентации на микроплоскости, познакомить с бытом русской избы;
развивать у детей речь, мыслительную активность, внимание, логическое мышление, воображение, понимать задание и точно выполнять его, развивать ловкость и двигательную активность;
Занятие № 7
«Белоснежка и семь гномов».
Закреплять числа в прямом и обратном порядке до 10.
Называть «соседей» числа.
Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками.
Закреплять знание состава числа 8; умение составлять число 8 из двух меньших чисел.
Учить ориентироваться на листе в клеточку.
Занятие № 8
Математический праздник: «Мы дружим с цифрами от 1 до 10»
С помощью сказок и загадок способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах.
Развивать логическое мышление, внимание и память.
Прививать любовь к устному народному творчеству, к живому образному слову, развивать речь
всего 8 занятий
Январь
Занятие № 1
1. «Веселое приветствие»
Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей. Совершенствовать связную речь детей, закрепляя навыки использования глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, на материале чистоговорок учить детей изменять форму слова, согласовывать слова между собой, употреблять предлоги. Развивать слуховое внимание, память, мышление через игровую деятельность. Закрепить знания о геометрических фигурах, цветах. Закреплять представления детей о здоровье, навыки точечного массажа. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, умение сопереживать сказочным героям.
Занятие № 2
Сделай Котенка из геометрических фигур.
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах
Вспомнить с детьми названия геометрических форм ( круг, овал, треугольник), выделить различия между ними Развивать творческие способности при создании изображения домашнего животного из геометрических фигур.
Воспитывать бережное отношение ко всем животным.
Занятие № 3
«Снежинки»
Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу;
закреплять умение находить и называть цифры в пределах 10;
развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить;
воспитывать интерес к математике.
Занятие № 4
«Разведчики»
формировать самостоятельную личность, способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения;
воспитывать у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче;
Занятие № 5
Сказка по математике «Как чистый листок клеточку искал»
Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Развитие слухового внимания.
Развитие графического воспроизведения.
Развитие самостоятельности
Занятие № 6
«Снегопад»
Решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания;
воспитывать целеустремленность, умение слушать задание, договариваться, помогать друг другу.
Занятие «Ботинки»
Формирование умения считать парами, навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
Соотнесение числа и цифры.
Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
Формирование навыка сравне ния предметов по толщине визуально, умения пользоваться прилагательными (толстый, тонкий, толще, тоньше).
Занятие № 8
«Лабиринты»
Закрепить представления о геометрических фигурах.
Упражнять в умении двигаться в заданном положении;
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой дне недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, уточнить представления детей о факторах, необходимых для роста растений (почва, влага, свет, тепло). Учить выполнять трудовые операции по высаживанию рассады цветов. Воспитывать бережное отношение к природе.
Создать целостные представления о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.
Опытническим путем закрепить знания детей о воде, развивать логическое мышление, восприятие.
Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Занятие № 3
«Вулкан»
Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Занятие № 4
«Игра цветов»
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с цветом, его особенностями, свойствами, характерными признаками.
Формировать элементарные естественно-научные представления детей.
Расширять перспективы развития познавательно-поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Сформировать конкретные представления о магните, его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность;
Познакомить со свойствами магнита: притягивать предмет на расстоянии; магниты притягиваются друг с другом.
Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Занятие № 6
«Приключения Буратино»
Способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева – не тонет в воде;
Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе практической деятельности;
Прививать интерес к сказкам;
Стимулировать желание помочь герою сказки; воспитывать аккуратность.
Занятие № 7
«Органы чувств»
Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы;
Развивать способность приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования;
Учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Занятие № 8
Секреты «Кока-Колы»
Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
всего 8 занятий
март
Занятие № 1
«Ассоциации»
Формировать родовые понятия по развитию речи, развивать речь, уметь составлять логические цепочки; учить составлять предложения.
Занятие № 2
«Учусь быть внимательным»
Формировать произвольность внимания и восприятия;
Учить работать по алгоритму (3-4 шага);
Развивать мелкую моторику и зрительно-пространственную координацию;
Развивать конструктивные формы поведения, общения и сотрудничества;
Научить приёмам релаксации с целью осуществления двигательного контроля;
Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания. Учить соотносить ребёнка реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.
Занятие № 8
«Знатоки»
Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.
всего 8 занятий
Апрель
Занятие № 1
1. Шуточные тесты «Найдите ошибку художника».
Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую моторику через игры и в упражнения. Развития коммуникативные навыки.
Занятие № 2
Путешествие в сказку «Маша и медведь»
Развивать умение сопереживать героям сказки
Развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание
Развивать память, воображения
Развивать у детей общую и мелкую моторику
Занятие №3
Продолжение сказки «Теремок»
Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков.
Способствовать развитию силы голоса, темпа речи.
Совершенствовать навык чёткого произношения.
Занятие № 4.
«Добрые слова»
Развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Углублять представление детей о доброте как о ценном качестве человека.
Пополнить, расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова».
Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы.
Занятие № 5
«Все ли ты увидел?»
Формировать представление о внимании как способности человека и о значении внимания в жизни и деятельности.
Совершенствовать грамматический строй (практическое употребление предлогов, словообразование). Создать условия для развития внимания, памяти, мышления, координации речи с движением.
Занятие № 3
«Мы – веселые строители».
Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
Тренировать мелкую моторику и глазомер.
Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.
Занятие № 4
Квест ««По щучьему веленью».
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Способствовать становлению устойчивого интереса к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Занятие № 5
«В гостях у доброй волшебницы»
Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать память, внимание, логическое мышление через образное восприятие главных героев сказок
Активизировать использование в речи детьми имен существительных, прилагательных и глаголов в ед. и мн. числах.
Обогащать словарный запас детей.
Занятие № 7
«Мы друзья»
Учить понимать о значении дружбы для всех людей;
Учить рассуждать, делать определенные выводы;
Учить выражать словами свои чувства, справедливо оценивать поступки
Учить ценить дружбу, беречь её.
Развивать умение правильно строить связную речь;
Занятие № 8
«Путешествие в страну Познавай-ка»
развивать познавательную, эмоциональную и коммуникативную сферу детей.
всего 8 занятий
Список литературы
1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокорреционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) [Текст] / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.-144с.
2. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2004.
3. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
4. Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство
«Учитель», 2006.
5. Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
6. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
7.Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2007.-256с.
8. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
9. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
10. О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2012
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8»
_________________________И.Е. Роткина
«___»__________________________2022г.
График проведения занятий
День недели
Время проведения
Вторник
16.15-16.45
Четверг
16.15-16.45
Список детей группы компенсирующей направленности № 25 «Пчелки»,