Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Задоринки" ознакомительный уровень»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «31» августа 2021 года
Протокол № 1
Утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 133 от 31.08.2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Задоринки (хореография) »
(указывается наименование программы)
Уровень программы:ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 3 месяца: 48 часов
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 4 до 6 лет
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы:модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 558
Автор-составитель:
Поляная Дарья Дмитриевна -
педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2020
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3-4
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………5
1.3 Содержание программы……………………………………………………5-8
1.4 Планируемые результаты…………………………………………………….8
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от педагога не только знаний соответствующей методики, но и предлагает наличие у него правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде искусства. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить дефицит движений, поэтому была создана данная программа, которая восполняет дефицит движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Направленность программы - художественная,так как способствует раскрытию творческих способностей учащихся, нравственному и художественному развитию личности ребёнка.
Новизна и актуальность.
Танцевально-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Программа предусматривает обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сохраняет и умножает качества ребенка (инициативность, фантазия, непосредственность); определяет перспективы развития, что дает возможность большему количеству детей включиться в образовательный процесс.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для формирования и самореализации личности ребенка, раскрытия творческого потенциала детей, их познавательной активности, приобщения к высокой культуре и основам хореографического искусства.
Отличительная особенность программы. На каждом занятии отведено время на то чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли на основе проученных движений придумать свои; в процессе обучения используются нетрадиционные виды упражнений – пальчиковая гимнастика.
Особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование (WhatsApp, Skype)
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Основной вид деятельности – самообучение с помощью родителей.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 4 - 6 лет.
Уже в пять лет дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно заинтересовало и взволновало. Он может адекватно реагировать на слово или слова, которые сочетаются с движениями. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.
На занятия принимаются все желающие дети, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём программы - 48 часа.
Срок реализации программы – 3 месяца.
Формы обучения – очная, дистанционная.
Режим занятий: Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа, длительность занятия 30 минут.
При дистанционном обучении режим занятий осуществляется группой 2 раза в неделю по 2 академических часа (20 мин. + 20 мин.). Домашнее задание высылается в форме короткой видеозаписи (для удобства отправки) или ссылки в офлайн режиме. Если по каким-либо причинам обучающийся не может выйти в онлайн конференцию согласно расписанию, допускается запись видео, фото или другого вида связи в офлайн режиме.
Занятия - по группам.
Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы:
Приобщение учащихся к танцевальному искусству, развитие художественного вкуса и физического совершенствования, развитие творческих способностей, умения воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи программы.
Образовательные:
- обучить основам хореографической грамотности;
- обучить навыкам актерского мастерства.
- создание условий для развития интереса ребёнка в системе музыкально-ритмического образования;
- изучение музыкально-танцевальных знаний, умений, навыков на начальном этапе;
- приобретение музыкально-ритмических навыков;
Личностные:
- формирование здорового образа жизни;
- развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обеспечивающих успех в самоорганизации, развитие творческого потенциала.
Метапредметные:
- развитие координации, гибкости, пластики, растяжки;
- укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма
(дыхательной, сердечно - сосудистой, и др.):
- развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной
активности;
Содержание программы.
Учебный план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
Контроль
1.
Вводное занятие.
1
1
-
-
-
2.
Ее величество музыка.
4
1
3
-
Беседа
3.
Азбука танца.
18
2
16
-
Наблюдение, беседа
4.
Игровой стрейчинг.
21
-
21
-
Наблюдение, беседа
б
5.
Воспитательная работа.
3
3
-
-
Беседа
6.
Итоговая аттестация.
1
-
-
1
опрос + практическое занятие
7.
Итого
48
7
40
1
Учебный план в дистанционном режиме
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
Контроль
1.
Вводное занятие.
1
1
-
-
-
2.
Ее величество музыка.
4
1
3
-
-
3.
Игровой стрейчинг.
39
-
39
-
-
4.
Воспитательная работа.
3
3
-
-
5.
Итоговая аттестация.
1
-
-
1
опрос + практическое занятие
6.
Итого
48
5
42
1
Содержание учебно-тематического плана:
Тема № 1. Вводное занятие (1 час).
Теория – знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности. Пожарная безопасность.
Тема №2. Ее величество музыка (4 часа)
Теория – Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями.
Характер музыкального произведения.
Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
Игра «Жуки и бабочки».
Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
Слушая музыку, определить ее темп (устно).
Игра «Зайцы и охотник».
Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Гусеница».
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
Тема№5.Воспитательная работа (3 часа). Приложение №1
Тема № 6. Итоговая аттестация (1 час).
Практика - контрольный урок по хореографическим терминам, и исполнительская деятельность.
1.4 Планируемые результаты.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является:
- наличие коммуникативных навыков;
- знание хореографических терминов;
- выполнение простейших танцевальных движений;
- умение слышать и различать темп и характер музыки.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
время проведения занятий
Форма занятий
Место проведения
Форма контроля
План
Факт
1.
15.09
Вводное занятие.
1
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
-
Воспитательная работа
1
Беседа
2.
Ее величество музыка
4
-
2.1
20.09
Характер музыкального произведения
2
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Беседа
2.2
22.09
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии
2
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Беседа
3.
Азбука танца
18
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
-
3.1
27.09
29.09
04.10
- Шаги
- Постановка корпуса
- Позиции ног: I-я, VI-я
- Подготовка к изучению позиций рук
6
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
3.2
06.10
11.10
13.10
- Танцевальные положения рук: полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
6
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
18.10
Воспитательная работа
1
30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Беседа
3.3
18.10
20.10
25.10
27.10
- Выдвижение ноги ( battement - tendu), подъем на полупальцы (releve) по VI позиции, прыжки (allegro) saute по VI позиции
6
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
4.
Игровой стрейчинг
21
4.1
27.10
01.11
03.11
08.11
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса
7
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
4.3
10.11
15.11
17.11
Упражнения на укрепление позвоночника
6
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
22.11
Воспитательная работа
1
30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Беседа
4.4
22.11
24.11
29.11
01.12
06.12
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног, упражнения для равновесия
8
2 часа по 30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
Наблюдена, беседа
5.
06.12
Итоговая аттестация
1
30 минут
Групповая
ЦТ каб.№21
опрос + практическое занятие
ИТОГО:
48
2.2 Условия реализации программы
Чешки (балетки)
Удобная спортивная форма
Бутылка воды (без газа и несладкая)
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
Формы аттестации
В качестве методов диагностики результатов обучения используются практические задания по пройденным темам, метод наблюдения. После завершения ознакомительного уровня образовательной дополнительной программы «Задоринки» дети переводятся на базовый уровень дополнительной образовательной программы «Задоринки».
В режиме дистанционного обучения текущий и итоговый контроль, учёт результатов образовательного процесса происходит в электронной форме, в соответствии с разработанным диагностическим инструментарием: тесты, анкеты, готовый продукт (фото, видео, презентации, скан).
1 этап– обучающий, он направлен на накопление навыков развития музыкально - двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивал разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.
2 этап – развивающий, способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закрепляет полученные знания, умения и навыки.
3 этап – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.
К пяти годам развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, позвоночник гибок и податлив. Значит, педагогу нужно быть особенно бережным по отношению к своим воспитанникам и особое внимание уделить укреплению скелетной мускулатуры. Например, резкие движения рук могут привести к вывиху. Однако, неторопливые, спокойные танцы можно считать укрепляющими упражнениями, а, следовательно, они полезны. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, а именно танцевальной искусство обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп.
Занятия с дошкольниками должны проводиться в яркой, увлекательной форме общения детей. Занятия должны быть построены на принципах свободного общения, сотворчества, содружества и общего интереса к делу. Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и веселья, которые заражают детей положительными эмоциями. Для учителя урок является строгой продуманной структурной системой.
Атмосфера на уроке – свободное общение педагога с учеником. Это – шутка, юмор, смех. Важно создать на занятиях условие для творчества, где каждый ребенок смог бы раскрыть себя. Преподаватель должен научить удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.
3. Список литературы:
Программы и методические разработки по хореографии horeograf.COM. http://www.horeograf.com/biblioteka/programmy-i-metodichki
Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» часть 1, часть 2
Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. «Ритмика в специальном образовании» Учебно-методическое пособие.
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
Театр Танца Усовой. Работа с детьми от 3 до 6 лет.
Е.В. Горшкова «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5_7 лет творчества в танце»
Е.В. Горшкова «Учебно_методическое пособие О говорящих движениях и чудесных превращениях»
Танцевальный микс В. Чемрукова Минск 2010
Танцевальный микс (книга + музыка). Т. Ковалева Минск 2011.
Интернет ресурсы:
Мессенджер WhatsApp.
Платформа ZOOM.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение № 1
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Задоринки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества
ПЛАН
воспитательной работы
в объединении «Задоринки»
на 2021-22 учебный год
№
месяц
Наименование мероприятия
Форма проведения
1.
сентябрь
Мир профессий.
беседа
2.
октябрь
Земля – наш общий дом.
беседа
3.
ноябрь
Моя малая Родина.
соревнования
Приложение №2
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Задоринки»
Диагностическая таблица контроля знаний, умений, навыков.
объединения «Задоринки».
Тема: Итоговая аттестация.
Формы проведения: контрольный урок
Дата проведения:
Уровень оценки: зачет/незачет
1 группа
№ п/п
Фамилия имя
Физическая подготовка
Импровизация
1.
2.
Вывод: ознакомительную общеобразовательнуюпрограмму дополнительного образования «Задоринки» обучающиеся (усвоили, не усвоили).
Педагог дополнительного образования ___________ Д.Д. Поляная