kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «в мире оригами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа (кружок) в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «в мире оригами»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

от _________________ №____













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«В МИРЕ ОРИГАМИ»







Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год







Автор – составитель:

Переверзева В.С











г.Волгодонск, 2021



Содержание


1.

Пояснительная записка

стр3-4

2.

Новизна программы

стр5

3.

Цель и задачи

стр5,6

4.

Принципы реализации программы

стр6,7

5.

Навыки и методы работы

стр7

6.

Общий план занятий

стр8

7.

Введение в новую тему

стр8

8.

Практическая часть

стр8,9

9.

Результаты деятельности

стр9

10.

Общие правила при обучении технике оригами

стр9,10

11.

Материалы и оборудование

стр10

12.

Мониторинг

стр11

13.

Календарно-тематическое планирование

стр12-17

































Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

Содержание программы направлено на достижение цели ознакомления детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.











Новизна программы

Одним из основных условий реализации образовательной программы «В мире оригами» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.

Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Цель программы: Ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Основные задачи по программе

Обучающие: знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Навыки, прививаемые детям в процессе занятий:

-владение ножницами.

-обработка квадрата.

-создание основ (базовых форм) оригами

-аппликативное оформление оригами.

-составление творческих композиций.

Методы используемые на занятиях:

1. Наглядные:

- рассматривание образцов, схем;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы;

- подбор стихотворений, загадок  по различным темам.

3. Практические:

- индивидуальная работа детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.







Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

-подготовка к занятию (установка на работу).

-повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

-повторение названия базовой формы;

-повторение действий прошлого занятия;

-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

Введение в новую тему:

-загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

-показ образца;

-рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

-повторение правил складывания.

Практическая часть:

-показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

-вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»;

-текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

-самостоятельное изготовление детьми изделия по технологической карте;

-оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

-анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Итоги реализации программы:

-Составление альбома лучших работ.

-Проведение выставок детских работ.

-Ожидаемые результаты.

В результате дети:

-научатся различным приемам работы с бумагой;

-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

-познакомятся с искусством оригами;

-овладеют навыками культуры труда;

-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами:

-заготовка должна иметь точно квадратную форму.

-бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

-показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

-при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

-обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

-линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

-совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

-после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование:

-Бумага

-Непосредственно рабочая: цветная из набора

-Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

-Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

-Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

-Салфетки: бумажная, тканевая.

-Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

-Кисти.



























Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «В мире оригами» (подготовительная к школе группа)

п/п


Фамилия, имя

ребенка

Знание названий, умение различать  и применять  в работе условные обозначения оригами

Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы

Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12




















Календарно-тематическое планирование


СЕНТЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

Знакомство с искусством оригами

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

2

Превращения квадратика

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

3

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

4

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.



ОКТЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Воздушный змей»


Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

2

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Показать, как  можно изготовить деревья  с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

3

«Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

4

«Кот»

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».

Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.



НОЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Собачья семейка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».

Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

2

«Муха»

Базовая форма «треугольник».

Складывание поделки «Муха».

3

«Старое дерево»

Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»).

Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.

4

«Ветка рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


ДЕКАБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Лисичка-сестричка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

2

«Домики для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания:  складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

3

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

4

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

январь

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Снеговик»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

2

«Снегирь»

Учить  складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

3

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Февраль


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

2

«Стул»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.  

4

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

Март


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

3

«Серая шейка»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать глаза и клюв.

4

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.


Апрель


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

2

«Шаттл»

Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком.

Учить складывать прямоугольный лист  бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.

3-4

Панно «Цветочный луг»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Май


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Коралловая рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

2

«Медузка»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы).

Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца.

Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.

3

Композиция

«Морское дно»

Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».

Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.

4

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Переверзева Вера Сергеевна

Дата: 16.10.2021

Номер свидетельства: 588653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства