kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на обогащение сенсорного опыта и тактильных ощущений детей младшего и среднего дошкольного опыта. Особенность программы - комплексное использование элементов современных методик детского экспериментирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"»







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПОЧЕМУЧКИ»



Срок реализации:15 часов

Возраст детей: 4 года

Направленность: социально- гуманитарная







Составитель: Павлова Виктория Викторовна





























г. Новомосковск,

2022


I.Пояснительная записка

Краткосрочная общеразвивающая программа «Почемучки» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность и рассчитана на детей в возрасте 4лет. Срок реализации – 15 часов.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.     Конституция РФ.

2.     Конвенция ООН «О правах ребенка».

3.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

4. Порядок организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного  приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 года № 10).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).

8. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденных приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196»

10.  Устав МБУ ДО«Дворец детского (юношеского) творчества».

11.   Программа развития на 2020-2024 годы МБУ ДО«Дворец детского (юношеского) творчества».

Актуальность программы

Данная программа расширяет набор различных видов манипулятивной и исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Программа является актуальной, поскольку решаемые с ее помощью задачи непосредственно отражают стратегические ориентиры развития системы образования в Тульской области, способствуют реализации требований, обозначенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Педагогическая целесообразность программы. Программа направлена на обогащение сенсорного опыта и тактильных ощущений детей младшего дошкольного возраста. Это способствует:

  • развитию наблюдательности, необходимой для интеллектуального развития,

  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

  • позитивно влияет на эстетическое чувство,

  • развивает воображение, внимание,

  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

  • влияет на расширение словарного запаса ребенка,

  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Отличительная особенность. Занятия по данной программе входят в перечень платных образовательных услуг, оказываемых учреждением.

Новизна программы состоит в комплексном использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. За счет частой смены и разнообразия деятельности детей, применения игровых технологий на занятиях, дети получают разностороннее развитие, при этом не утомляясь.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества и познавательной активности детей: экспериментирование с различными предметами и материалами, исследовательская деятельность, рисование или печатание пальчиками, ладошкой, ватными палочками и другими подручными материалами, игры и опыты с песком и водой, мозаикой, шнуровками и резинками.

Цель программы:обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную и творческую деятельность.

Задачи программы

Обучающие:

создать условия для творческого самовыражения ребенка, расширить опыт тактильных ощущений;

Развивающие:

расширить тактильный опыт детей, развить интерес к совместной деятельности, к экспериментированию с различными материалами и предметами;

Воспитательные:

повысить адаптивные возможности детей, воспитать любознательности, интереса к познанию окружающего мира.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Групповая – не более 6 человек;

Программа рассчитана на 15 часов, занятия проводятся 5 раз в неделю по 3 часа (продолжительность одного занятия – 30 минут). Срок реализации программы 1 неделя.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

90 минут

5 раз

15

Используемые педагогические технологии:

Здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.

При создании программы учитывались педагогические принципы:

  • осуществление целостного подхода к обучению и воспитанию (физического, эстетического и нравственного);

  • соответствие содержания и педагогических технологий возрастным особенностям обучающихся;

  • соблюдение преемственности и поэтапности при реализации содержания программы.

Структура занятия

Занятие по данной программе имеет следующую структуру:

Вводная часть направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы. Это игры-приветствия, физкультминутки. Длительность 5 минут.

Теоретическая часть включает в себя объяснение материала, знакомство с видами деятельности и способами выполнения задания. Длительность 10 минут.

Релаксация (динамическая пауза) — элементы психогимнастики (считалочки, потешки, сопровождающиеся движениями), разучивание стихотворений по темам занятий с использованием мнемотехнических приемов, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Длительность 15 минут.

Основная часть 1 занятия направлена на решение задач программы путем организации экспериментальной деятельности с игровыми и бытовыми предметами. Это сенсорные игры, опыты и эксперименты с песком, водой, тестом, красками. Длительность 15 минут.

Релаксация (динамическая пауза) - подвижные и музыкальные игры, массажные паузы, элементы нейрогимнастики. Длительность 15 минут.

Основная часть 2 - творческие задания с элементами изодеятельности. Длительность 15 минут.

Заключительная часть направлена на закрепление положительных эмоций, полученных на занятии, развитие самостоятельности у детей через свободную игровую Длительность 15 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обогащение сенсорного опыта.

Активизация формирования активной познавательной позиции обучающихся.

Формы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ и практических заданий обучающихся.

Уровень освоения программы – стартовый. Ребенок проявляет интерес к экспериментированию и самостоятельность в творчестве.

II. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы

контроля

п/п

 

Теория

Практика

Всего

1

Чудеса в песочнице

1

2

3

Педагогическое наблюдение

2

Волшебное тесто

1

2

3

Педагогическое наблюдение

3

Печатное королевство

1

2

3

Педагогическое наблюдение

4

В гостях у Водяного

1

2

3

Оценка деятельности

5

Наши ручки – ловкие!

0,5

2,5

3

Игровой праздник


Всего

4,5

10,5

15


III. Содержание программы

Тема 1.«Чудеса в песочнице» - 3 часа

Теория. Знакомство с обучающимися и программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с сыпучими материалами.

Практика.Проведение коммуникативных игр. Эксперименты с песком, солью, крупами. Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование песком, манкой.

Тема 2.«Волшебное тесто»- 3 часа

Теория.Знакомство со свойствами пластилина, с приемами лепки. Беседа: «Из чего можно лепить».

Практика.Изготовление теста для лепки. Разучивание потешки про тесто. Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Лепка «Печенья для мамы», «Ладошки».

Тема 3. «Печатное королевство»- 3 часа

Теория.Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Печатание».

Практика. Эксперименты с отпечатками различных предметов (шарики, листочки, стаканчики, пальчики). Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование в технике «печатание»: «Цветы на лугу». Разучивание стихотворения «Лето» с помощью мнемотехники.

Тема 4. «В гостях у Водяного»- 3 часа

Теория. Знакомство со свойствами воды.

Практика. Эксперименты с водой легкими тяжелыми предметамии красками Просмотр видео по теме.Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование «Рыбки в море» (восковые мелки и акварель).

Тема 5. «Наши ручки – ловкие!»- 3 часа

Теория. Подведение итогов обучения.

Практика. Игры – соревнования, игры с прищепками, пуговицами, камешками, ракушками. Проведение игрового праздника «Наши ручки – ловкие».

IV. Методическое обеспечение

Для освоения программы на каждом занятии проводятся упражнения с элементами психогимнастики, сопровождающиеся динамическими паузами: пальчиковые игры, дыхательная, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, релаксация и подвижные игры.

Источником получения знаний на занятиях служат методы обучения:

1. Словесные методы - объяснение, рассказ, беседа.
2.  Наглядные методы - иллюстрации, репродукции, педагогический рисунок.Наглядность помогает организовывать самостоятельную работу учащихся.

3.  Практические методы - конкретные практические действия.

Акцент делается на оригинальность и игровой характер занятий. На каждом занятии для лучшего усвоения материала проводятся словесные и дидактические игры, работа с раздаточным материалом. Проводятся игры – эксперименты.

Развитие познавательной активности происходит методами:

  • информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - педагог сообщает готовую информацию, а от обучающихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач;

  • репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует детей на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции).

  • проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения);

  • частично-поисковый ("метод совместного творчества" - поиск средств выражения);

  • исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества").

Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- сыпучие материалы: песок, крупы, соль;

- вода, краски, прищепки, камушки, пуговицы;

- аудиозаписи для подвижных игр и динамических пауз;

- массажные мячики, спортивный инвентарь для подвижных игр.

Наглядно – образный материал:

Иллюстрации и репродукции;

Презентации ;

Наглядно - дидактический материал;

Игровые атрибуты;

Стихи, загадки, скороговорки.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогами дополнительного образования, имеющими профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающими уровень профессионального мастерства.

V. Литература
1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.-М.: ЭлизеТрэйдинг,ЦГЛ,2003.

2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические

рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2005.

4. Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность. –М.: Учитель, 2009.

5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  М.: Аркти, 2005.

Интернет-ресурсы:

http://www.maam.ru/

http://dohcolonoc.ru/

http://www.uchmet.ru/

http://www.solnet.ee/

https://ped-kopilka.ru/roditeljam/yeksperimenty-dlja-detei-3-4-let-v-domashnih-uslovijah.html



ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки

Для оценивания результатов освоения программы применяетсяпедагогическое наблюдение за поведением детей на занятиях.

Оцениваются показатели поведения, способствующие активизации познавательной позиции обучающихся:

-  эмоциональное благополучие;

- проявление интереса в экспериментальной деятельности;

-  успешность выполнения заданий;

- степень усилий, необходимых ребенку для выполнения заданий;

- самостоятельность ребенка при выполнении заданий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"

Автор: Павлова Виктория Викторовна

Дата: 09.06.2022

Номер свидетельства: 609331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства