Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"
Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"
Программа направлена на обогащение сенсорного опыта и тактильных ощущений детей младшего и среднего дошкольного опыта. Особенность программы - комплексное использование элементов современных методик детского экспериментирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная краткосрочная программа "Почемучки"»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОЧЕМУЧКИ»
Срок реализации:15 часов
Возраст детей: 4 года
Направленность: социально- гуманитарная
Составитель: Павлова Виктория Викторовна
г. Новомосковск,
2022
I.Пояснительная записка
Краткосрочная общеразвивающая программа «Почемучки» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность и рассчитана на детей в возрасте 4лет. Срок реализации – 15 часов.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка».
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 года № 10).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
8. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденных приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196»
11. Программа развития на 2020-2024 годы МБУ ДО«Дворец детского (юношеского) творчества».
Актуальность программы
Данная программа расширяет набор различных видов манипулятивной и исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Программа является актуальной, поскольку решаемые с ее помощью задачи непосредственно отражают стратегические ориентиры развития системы образования в Тульской области, способствуют реализации требований, обозначенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Педагогическаяцелесообразностьпрограммы. Программа направлена на обогащение сенсорного опыта и тактильных ощущений детей младшего дошкольного возраста. Это способствует:
развитию наблюдательности, необходимой для интеллектуального развития,
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
развивает воображение, внимание,
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
влияет на расширение словарного запаса ребенка,
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Отличительная особенность. Занятия по данной программе входят в перечень платных образовательных услуг, оказываемых учреждением.
Новизна программы состоит в комплексном использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. За счет частой смены и разнообразия деятельности детей, применения игровых технологий на занятиях, дети получают разностороннее развитие, при этом не утомляясь.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества и познавательной активности детей: экспериментирование с различными предметами и материалами, исследовательская деятельность, рисование или печатание пальчиками, ладошкой, ватными палочками и другими подручными материалами, игры и опыты с песком и водой, мозаикой, шнуровками и резинками.
Цель программы:обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную и творческую деятельность.
Задачи программы
Обучающие:
создать условия для творческого самовыражения ребенка, расширить опыт тактильных ощущений;
Развивающие:
расширить тактильный опыт детей, развить интерес к совместной деятельности, к экспериментированию с различными материалами и предметами;
Воспитательные:
повысить адаптивные возможности детей, воспитать любознательности, интереса к познанию окружающего мира.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Групповая – не более 6 человек;
Программа рассчитана на 15 часов, занятия проводятся 5 раз в неделю по 3 часа (продолжительность одного занятия – 30 минут). Срок реализации программы 1 неделя.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Кол-во часов в неделю
90 минут
5 раз
15
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
При создании программы учитывались педагогические принципы:
осуществление целостного подхода к обучению и воспитанию (физического, эстетического и нравственного);
соответствие содержания и педагогических технологий возрастным особенностям обучающихся;
соблюдение преемственности и поэтапности при реализации содержания программы.
Структура занятия
Занятие по данной программе имеет следующую структуру:
Вводная часть направлена на создание мотивации у детей, эмоционального настроя, на объединение группы. Это игры-приветствия, физкультминутки. Длительность 5 минут.
Теоретическая часть включает в себя объяснение материала, знакомство с видами деятельности и способами выполнения задания. Длительность 10 минут.
Релаксация (динамическая пауза) — элементы психогимнастики (считалочки, потешки, сопровождающиеся движениями), разучивание стихотворений по темам занятий с использованием мнемотехнических приемов, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Длительность 15 минут.
Основная часть 1 занятия направлена на решение задач программы путем организации экспериментальной деятельности с игровыми и бытовыми предметами. Это сенсорные игры, опыты и эксперименты с песком, водой, тестом, красками. Длительность 15 минут.
Релаксация (динамическая пауза) - подвижные и музыкальные игры, массажные паузы, элементы нейрогимнастики. Длительность 15 минут.
Основная часть 2 - творческие задания с элементами изодеятельности. Длительность 15 минут.
Заключительная часть направлена на закрепление положительных эмоций, полученных на занятии, развитие самостоятельности у детей через свободную игровую Длительность 15 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Обогащение сенсорного опыта.
Активизация формирования активной познавательной позиции обучающихся.
Формы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анализ творческих работ и практических заданий обучающихся.
Уровень освоения программы – стартовый. Ребенок проявляет интерес к экспериментированию и самостоятельность в творчестве.
II. Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Формы
контроля
п/п
Теория
Практика
Всего
1
Чудеса в песочнице
1
2
3
Педагогическое наблюдение
2
Волшебное тесто
1
2
3
Педагогическое наблюдение
3
Печатное королевство
1
2
3
Педагогическое наблюдение
4
В гостях у Водяного
1
2
3
Оценка деятельности
5
Наши ручки – ловкие!
0,5
2,5
3
Игровой праздник
Всего
4,5
10,5
15
III. Содержание программы
Тема 1.«Чудеса в песочнице» - 3 часа
Теория. Знакомство с обучающимися и программой обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с сыпучими материалами.
Практика.Проведение коммуникативных игр. Эксперименты с песком, солью, крупами. Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование песком, манкой.
Тема 2.«Волшебное тесто»- 3 часа
Теория.Знакомство со свойствами пластилина, с приемами лепки. Беседа: «Из чего можно лепить».
Практика.Изготовление теста для лепки. Разучивание потешки про тесто. Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Лепка «Печенья для мамы», «Ладошки».
Тема 3. «Печатное королевство»- 3 часа
Теория.Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Печатание».
Практика. Эксперименты с отпечатками различных предметов (шарики, листочки, стаканчики, пальчики). Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование в технике «печатание»: «Цветы на лугу». Разучивание стихотворения «Лето» с помощью мнемотехники.
Тема 4. «В гостях у Водяного»- 3 часа
Теория. Знакомство со свойствами воды.
Практика. Эксперименты с водой легкими тяжелыми предметамии красками Просмотр видео по теме.Обучение приемам самомассажа. Нейрогимнастические упражнения. Пальчиковые и подвижные игры. Дыхательная гимнастика. Рисование «Рыбки в море» (восковые мелки и акварель).
Тема 5. «Наши ручки – ловкие!»- 3 часа
Теория. Подведение итогов обучения.
Практика. Игры – соревнования, игры с прищепками, пуговицами, камешками, ракушками. Проведение игрового праздника «Наши ручки – ловкие».
IV. Методическое обеспечение
Для освоения программы на каждом занятии проводятся упражнения с элементами психогимнастики, сопровождающиеся динамическими паузами: пальчиковые игры, дыхательная, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, релаксация и подвижные игры.
Источником получения знаний на занятиях служат методы обучения:
1. Словесные методы - объяснение, рассказ, беседа. 2. Наглядные методы - иллюстрации, репродукции, педагогический рисунок.Наглядность помогает организовывать самостоятельную работу учащихся.
3. Практические методы - конкретные практические действия.
Акцент делается на оригинальность и игровой характер занятий. На каждом занятии для лучшего усвоения материала проводятся словесные и дидактические игры, работа с раздаточным материалом. Проводятся игры – эксперименты.
Развитие познавательной активности происходит методами:
информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - педагог сообщает готовую информацию, а от обучающихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач;
репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует детей на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции).
проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения);
частично-поисковый ("метод совместного творчества" - поиск средств выражения);
исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества").
Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- сыпучие материалы: песок, крупы, соль;
- вода, краски, прищепки, камушки, пуговицы;
- аудиозаписи для подвижных игр и динамических пауз;
- массажные мячики, спортивный инвентарь для подвижных игр.
Наглядно – образный материал:
Иллюстрации и репродукции;
Презентации ;
Наглядно - дидактический материал;
Игровые атрибуты;
Стихи, загадки, скороговорки.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогами дополнительного образования, имеющими профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающими уровень профессионального мастерства.
V. Литература 1.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.-М.: ЭлизеТрэйдинг,ЦГЛ,2003.
2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
4. Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность. –М.: Учитель, 2009.
5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Аркти, 2005.