kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дополнительная краткосрочная программа "Книжкин дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Книжкин дом» составлена на основе комплексной образовательной программы «Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Актуальность программы

Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание дошкольников на внутренний, духовный мир человека.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей понятия, что книга – источник знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дополнительная краткосрочная программа "Книжкин дом"»




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»





РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ

на заседании Педагогического совета МБУ ДО «ДДЮТ»

протокол от__________2022 №_____


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ»


от __________2022 №________




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Книжкин дом»





Срок реализации: 15 часов

Возраст детей: 5 - 7 лет

Направленность: художественная







Составитель: педагог дополнительного образования

Трунова Инна Александровна







г. Новомосковск

2022






  1. Пояснительная записка

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Книжкин дом» составлена на основе комплексной образовательной программы «Детство». Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Актуальность программы

Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание дошкольников на внутренний, духовный мир человека.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей понятия, что книга – источник знания.

Педагогическая целесообразность программы

Но далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что интенсив способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Отличительная особенность

Занятия по данной программе входят в перечень платных образовательных услуг, оказываемых учреждением.

Новизна программы – Данная программа поможет оценить уровень возможностей ребенка, погрузить в атмосферу творческой деятельности.


РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

135 минут

5 раз

15

Для зачисления на обучение по данной программе специальных знаний и подготовки не требуется, принимаются все желающие в возрасте 5 - 7 лет. Данная программа максимально доступна детям с различной подготовкой и индивидуальными данными.

Отличительные особенности программы

Данный курс направлен на обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально — личностное и художественно — эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы по данной программе помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Цель

Помочь ребенку сделать первые шаги в мир культуры через книги.

Задачи программы

Образовательные:

-приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений.

Воспитательные:

- воспитание любви к книге и приобщение детей к чтению.

-формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Развивающие:

-продолжать побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание произведений, участвовать в инсценировках известных литературных произведений;

-развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.

Планируемые результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прослушать книгу, побывать на экскурсии, посетить библиотеку.

Формы проведения занятий:

беседы;

экскурсии;

фотосессии;

заочные путешествия;

развлечения;

слайд-час.

Формы выявления результатов: педагогическое наблюдение, анализ ответов обучающихся на вопросы проблемного характера, анализ творческих работ обучающихся, анализ экскурсий.

Уровень освоения программы – стартовый, обучение по программе создает условия для самоопределения и творческой самореализации обучающихся в читательской компетенции.


Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы

контроля

п/п

 

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1


1

 

2

Вот такой он: Книжкин дом!

1


1

Педагогическое наблюдение

3

Знакомство с книгой.


1

1


4

Как создается книга.

1


1


5

Кто и как создает рисунки в книгах.

1


1


7

Знакомство с произведениями Н. Носова


2

2

Анализ ответов обучающихся на вопросы проблемного характера

9

Сказки А. Толстого для детей.


2

2

Анализ ответов обучающихся на вопросы проблемного характера

10

Рассказы о природе В. Бианки.


2

2


12

Человек без Родины, что соловей без песни.

1


1


13

Стихотворения патриотической тематики.


1

1


14

Тысячелетняя кладовая мудрости – экскурсия в библиотеку.

1


1

Анализ экскурсии

15

Викторина по страницам любимых и известных произведений


1

1

Анализ творческих работ обучающихся


Итого:

6

9

15



Содержание программы

1. Вводное занятие – 1 час.

Знакомство с детьми, с режимом работы. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Что значит быть читателем.

2. Вот такой он: Книжкин дом! – 1 час.

Расширять знания детей о библиотеке, профессии библиотекаря; учить рассказывать об увиденном родителям, другим членам семьи. Воспитывать уважение к работе библиотекаря. Помочь детям стать читателями, прививать интерес, любовь, уважение к книге, как к источнику новой интересной информации.

3. Знакомство с книгой - 1 час.

Показать составные части книги: обложка, заставка, титульный лист, иллюстрации, разворот, концовка.

4. Как создается книга - 1 час.

Познакомить с историей создания книги; учить устанавливать причинно - следственные связи между явлениями; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.

5. Кто и как создает рисунки в книгах - 1 час.

Познакомить детей с понятиями «художник детской книги», «иллюстратор». Закрепить представление о графике и таком её виде, как книжная графика, её особенностях и средствах выразительности. Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы книга попала в руки читателя.

6. Знакомство с произведениями Н. Носова - 2 часа.

Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Уметь инсценировать прочитанное.

7. Сказки А. Толстого для детей - 2 часа.

Продолжить знакомство с творчеством А. Толстого, закрепить ранее усвоенные знания о его произведениях, развивать интерес к художественной литературе. Понимание содержания литературного произведения. Уметь находить нужную книгу, внимательно слушать читаемый текст, отвечать на вопросы.



8. Рассказы о природе В. Бианки - 2 часа.

Выбор и слушание произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

9.Человек без Родины, что соловей без песни - 1 час. Познакомить со стихами поэтов – земляков, природой родного края, знаменитыми земляками. Развивать любознательность, уважение к землякам, творчеству поэтов. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать интерес к творчеству поэтов.

10.Стихотворения патриотической тематики. - 1 час. Познакомить со стихами поэтов – земляков, поэзией ВОВ, знаменитыми земляками. Развивать любознательность, уважение к землякам, творчеству поэтов.

11.Тысячелетняя кладовая мудрости – экскурсия в библиотеку.- 1 час. Развитие познавательных способностей у детей; развитие речи, сенсорных способностей.

12.Викторина по страницам любимых и известных произведений – 1 час. Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.


Методическое обеспечение

Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.

Воспитательный компонент программы

Воспитание является важной частью образовательной деятельности, логично «встроенной» в содержание учебного процесса. В процессе обучения педагог дополнительного образования обращает особое внимание на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры общения в детско-взрослом коллективе. Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.

Необходимые условия реализации программы 

Кабинет, ноутбук, интерактивная система: проектор, интерактивная доска или приставка.

1. Пособия, игры на закрепление программного материала.

2. Канцелярские принадлежности для детского творчества.

3. Интернет – ресурсы.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.



Литература

  1. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго». - М.: Росмен, 2003 г.

  2. Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике». - С-П: Детство – пресс,2004 г.

  3. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». - М.: Школьная пресса, 2005 г.

"Учим читать художественную литературу" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Технология воспитания в дошкольнике грамотного читателя - Статьи для развития (razvitum.ru)

Литературный проект «Пришли мне чтения доброго…» (infourok.ru)


Оценочные средства

1.Критерии оценки конкурса чтецов:

- Знание текста

- Выразительность и четкость речи – 5 б.

- Исполнительское мастерство – 5 б.

2.Описательный рассказ. Ребенку предлагают составить рассказ- описание по предмету. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

  1. балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

3.Повествовательный рассказ. Ребенку предлагают серию сюжетных картин, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

4.Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный педагогом рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Дополнительная краткосрочная программа "Книжкин дом"

Автор: Трунова Инна Александровна

Дата: 10.06.2022

Номер свидетельства: 609400


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства