Просмотр содержимого документа
«Долгосрочная целевая программа работы с социально – неблагополучными семьями "шанс"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
НА 2015– 2020 гг.
г. Нижневартовск
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
«Шанс» Долгосрочная целевая программа по работе с социально – неблагополучными семьями МБДОУ ДС №56 «Северяночка» на 2015 – 2020 годы (далее – Программа)
Основания для разработки
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (Новый!), N 273-ФЗ от 29.12.2012»;
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
Приоритетный национальный проект «Образование», утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 05.10.05 №250;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271.
Федеральная целевая программа «Дети России», Подпрограмма "Дети и семья" - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 03. 2007г. № 172;
«Семейный кодекс Российской Федерации» Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Кодекс РФ об административных правонарушениях ( КоАП) N 195-ФЗ от 30.12.2001
Разработчики
Программы
Заместитель заведующего по ВМР
Социальный педагог
Цель программы
Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением.
Задачи программы
раннее выявление неблагополучных семей;
оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
содействие личностному и социальному развитию родителей;
содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;
содействовать в формировании правовой культуры родителей;
снижение количества неблагополучных семей;
разработка и внедрение рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.
Сроки и этапы реализации Программы
1-й этап – январь – май 2015 уч. год – организационный
Цель: подготовка условий для создания системы работы с социально – неблагополучными семьями.
Задачи:
Изучить и проанализировать состояния работы в ДОУ с социально – неблагополучными семьями.
Изучить нормативную базу.
Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально – неблагополучными семьями
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
Провести МО педагогов по проблемам выявления социально – неблагополучных семей.
Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.
Сентябрь 2015 – декабрь 2017г
2-й этап – сентябрь 2016 – декабрь 2019 года - основной
Цель: реализация программы «Шанс»
Задачи:
Создание психолого-педагогических условий для работы с социально – неблагополучными семьями.
разработка и реализация индивидуальных программ с семьями;
Реализация работы с социально – неблагополучными семьями по специальным программам и методикам.
Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях ДОУ
Создание и выпуск методических материалов, рекомендаций родителям (памятки, брошюры, методические пособия).
Проведение мониторинга реализации программы.
Разработка программы психологического сопровождения неблагополучных семей с целью их социальной адаптации.
Трансляция концепции программы посредством интернет-сайта ДОУ и размещения на нем материалов по работе с социально - неблагополучными семьями и детьми из этих семей.
Январь – май 2018г.
3-й этап –январь– май 2020 г. – контрольно – аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Анализ результатов программы.
Обобщение опыта работы с социально – неблагополучными семьями в ДОУ.
Создание банка методик по работе с социально – неблагополучными семьями.
Определение стратегии дальнейшей работы с социально – неблагополучными семьями.
Реализация программыпредполагает достижение следующих результатов:
Количественные результаты:
Снижение количества неблагополучных семей.
Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все неблагополучные семьи.
Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (секции, кружки)
Будут выпущены методические пособия, буклеты и памятки для родителей (законных представителей) воспитанников.
Качественные результаты:
У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
Снизится уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
Система организации контроля за исполнением Программы
1. Включение в план внутрисадового контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с неблагополучными семьями.
2. Анкетирования родителей (законных представителей воспитанников) из неблагополучных семей.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Аналитическое обоснование Программы
Основные цели и задачи программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Мероприятия по реализации программы по поддержке социально – неблагополучных семей «Благополучная семья» на 2015– 2020 гг.
Механизм реализации программы и контроль процесса её реализации
Оценка эффективности Программы
Аналитическое обоснование Программы
Концепция модернизации российского образования одной из задач ставит
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. В этих семьях отмечаются алкоголизм, безразличное отношение к воспитанию и образованию детей.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности несовершеннолетних. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности. Отягощенные неблагополучной обстановкой в семье они замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Проблема социально-педагогической помощи неблагополучным семьям весьма актуальна.
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с социально – неблагополучными семьями. Программа "Шанс" охватывает главные аспекты социализации личности ребёнка из социально – неблагополучной семьи, намечает перспективы, определяет приоритеты работы с социально неблагополучной семьёй, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке новой системы работы с социально – неблагополучной семьёй и детьми из социально – неблагополучных семей.
Выделяется проблема выявления, поддержки и работы с социально – неблагополучной семьёй и детьми из социально – неблагополучных семей.
К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с социально – неблагополучной семьёй, что подразумевает:
Поэтому важной составной частью данной программы является повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров по работе с социально – неблагополучной семьёй.
Программа направлена на создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, установление связи между семьей и образовательным учреждением.
2. Основные цели и задачи программы
Настоящая Программа разработана для достижения следующих основных целей:
Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
раннее выявление неблагополучных семей;
оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
установление отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
содействие личностному и социальному развитию родителей (законных представителей) воспитанников;
содействие формированию правовой культуры родителей (законных представителей) воспитанников;
снижение количества неблагополучных семей;
разработка и внедрение рекомендаций педагогами ДОУ в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы к 2020 году предполагается:
Количественные результаты:
1. Снижение количества неблагополучных семей.
Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (секции, кружки)
Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все неблагополучные семьи.
Будут выпущены методические пособия, буклеты и памятки для родителей (законных представителей) воспитанников. Качественные результаты:
У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
Снизится уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.
Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями.
Достижение качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с социально – неблагополучными семьями.
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
НА 2015– 2020 гг.
Воспитательно-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1.
Раннее выявление социально - неблагополучных семей, семей группы риска и детей, нуждающихся в социально-психологической помощи
2015-2020
Социальный педагог
2.
Закрепление за детьми группы риска наставников
2015- 2020
Администрация ДОУ
3.
Вовлечение детей из неблагополучных семей в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям
2015 - 2020
Педагоги ДОУ
Воспитатели
4.
Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (секции, кружки)
2015 - 2020
Педагоги ДОУ
5.
Организация каникулярного досуга
2015 - 2020
Социальный педагог
Педагоги ДОУ
6.
Участие воспитанников группы риска в развлечениях и праздниках, конкурсах, фестивалях, смотрах, акциях.
2015 - 2020
Воспитатели
Профилактическая работа с неблагополучной семьей
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1.
2.
Первичные, текущие и контрольные обследования неблагополучных семей
2015-2020
Социальный педагог
3
Знакомство родителей с законодательными актами федерального, регионального уровня
2015- 2020
Социальный педагог
4.
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности
2015 - 2020
Социальный педагог
Воспитатели
5.
Просветительская работа с родителями
2015 - 2020
Социальный педагог
6.
Семейное консультирование проблемных семей
2015 - 2020
Социальный педагог
психолог
7.
Участие в «Родительском клубе»
2015 - 2020
Социальный педагог
Воспитатели
8.
Организация встреч специалистов различных служб профилактики с родителями
2015 - 2020
Социальный педагог
9.
Составление индивидуальных программ по сопровождению неблагополучных семей и их реализация
2015-2020
Социальный педагог
Психолог
Педагоги ДОУ
Взаимодействие образовательного учреждения с различными субъектами профилактики
2015- 2020
1.
Организация встреч с представителями Центра социальной помощи семье и детям «Кардея»
2015 - 2020
Зам.зав по ВМР
Социальный педагог
2.
Организация лекционных занятий с участием специалистов представителями Центра социальной помощи семье и детям «Кардея»
2015 - 2020
Зам.зав по ВМР
Социальный педагог
5.
Взаимодействие с детской библиотекой «Читай-город» с детьми из неблагополучных семей
2015 - 2020
Социальный педагог
6.
Совместные рейды с представителями Центра социальной помощи семье и детям «Кардея» в семьи
2015 - 2020
Социальный педагог
7.
Вовлечение воспитанников из неблагополучных семей в систему дополнительного образования
2015 - 2020
Педагоги ДОУ
Воспитатели
8.
Вовлечение учащихся в проведение различного уровня мероприятий (муниципальных, региональных, всероссийских), социальных акций, проектов
2015-2020
Педагоги ДОУ
Воспитатели
Организационно-методическая работа
2015- 2020
1.
Принятие программы «Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей»
2015 - 2020
Педагогический Совет
2.
Составление и корректировка банка данных на различные категории семей
(многодетные, неполные, находящиеся в СОП)
2015 - 2020
Социальный педагог
3.
Проведение консультаций, педагогических советов, семинаров, совещаний при зам.зав. по ВМР на тему
«Работа образовательного учреждения с неблагополучной семьей как источником безнадзорности несовершеннолетних воспитанников»
2015 - 2020
Администрация
Социальный педагог, психолог, педагоги ДОУ
4.
Информационный стенд для родителей (законных представителей)
2015 - 2020
Социальный педагог
5.
Публикации, статьи на сайт ДОУ и в СМИ по работе с неблагополучными семьями
2015-2020
Социальный педагог
6.
Методическая копилка «Работа с неблагополучными семьями»
2015- 2020
Социальный педагог, психолог
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫИ КОНТРОЛЬ
ПРОЦЕССА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Механизм реализации Программы определен комплексом мероприятий по правовому, организационному, социально-экономическому, информационному обеспечению.
Реализацию Программы осуществляет педагогический коллектив МБДОУ ДС № 56 «Северяночка» г. Нижневартовска.
При необходимости в Программу вносятся изменения, подлежащие исполнению в текущем году, в случае необходимости - в течение срока реализации Программы.
В целях эффективной реализации программы администрация ДОУ организует мониторинг выполнения программных мероприятий, работу по корректировке Программы на основании результатов работы за год, предоставляет информацию о ходе реализации Программы на педагогических советах ДОУ.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение.
6.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня ответственности у родителей (законных представителей) за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка и семьи.
У родителей (законных представителей) повысился уровень знаний в области правовых вопросов.
Снизился уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога» Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4 Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001 Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99 Беличева С.А. «Основы превентивной психологии» Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Томск, 2006. — 18 с.