Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса"
Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса"
Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обус¬ловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне систе¬мы общественных отношений и коллектива.
Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой при¬родное существо, способное к саморазвитию, обладающее естест¬венными задатками, внутренними силами и стимулами их спон¬танного развития. По природным законам происходит рост и раз¬витие его организма, становление физиологических систем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса" »
«Ребенок как субъект целостного педагогического процесса»
Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива.
Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой природное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественными задатками, внутренними силами и стимулами их спонтанного развития. По природным законам происходит рост и развитие его организма, становление физиологических систем.
Развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание играет по отношению к развитию ведущую роль. Оно определяет уровень, широту и глубину этого развития.
Поскольку природа ребенка неограниченно богата, а общественные потребности, стало быть, требования к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько: общефизическое, трудовое, интеллектуально-идеологическое, общедуховное, гражданско-политическое, эмоциональное развитие, нравственное, эстетическое.
Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно взаимосвязаны между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность. Развитие осуществляется объективно в воспитательном процессе, в жизненных отношенческих ситуациях.
В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания.
Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру: от рождения до 1 года—раннее младенчество; от 1 года до 3 лет — собственно младенчество;от 3 лет до 6 — раннее детство; от 6 до 8 лет — собственно детство; от 8 до 11 лет — предподростковый период; от 11 до 14 лет—отроческий, подростковый возраст; от 14 до 18 лет—юношеский возраст. В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения.
Формирование разумныхпотребностей, интересов, мотивов, взглядов детей в различные возрастные периоды осуществляется в тесном взаимодействии привычного поведения, эмоций, сознания. Каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий развертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребностей, интересов, подготовке к полноценной жизнедеятельности в следующем возрастном цикле.
У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства, воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее мощно и ярко проявиться зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит общее развитие детской личности. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренный.
Проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого сообщества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем как требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.
Вопрос
Ответ
1. Выделите принципиальные научные положения о сущности человека и факторах, определяющих его становление как личности и индивидуальности.
Существуют различные представления о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует представление о ребенке как замкнутой системе, развивающейся по внутренним законам, не связанным с внешним миром и независимым от него. В действительности же развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Воспитание играет по отношению к развитию ведущую роль. Оно определяет уровень, широту и глубину этого развития.
2. Какие параметры положены в основу современной периодизации детства и в чем суть самой периодизации?
В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения. Периодизация социальной стадии имеет структуру, в которую входят 7 периодов возрастного становления ребенка. В каждый период важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения.
3. Какова роль формирующихся потребностей, интересов, мотивов деятельности детей в становлении их личности?
Формирование разумных потребностей, интересов, мотивов, взглядов детей в различные возрастные периоды осуществляется в тесном взаимодействии привычного поведения, эмоций, сознания. Каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий развертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребностей, интересов, подготовке к полноценной жизнедеятельности в следующем возрастном цикле.