kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обус¬ловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне систе¬мы общественных отношений и коллектива. Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой при¬родное существо, способное к саморазвитию, обладающее естест¬венными задатками, внутренними силами и стимулами их спон¬танного развития. По природным законам происходит рост и раз¬витие его организма, становление физиологических систем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса" »

«Ребенок как субъект целостного педагогического процесса»


Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обус­ловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне систе­мы общественных отношений и коллектива.

Вместе с тем рождающийся ребенок представляет собой при­родное существо, способное к саморазвитию, обладающее естест­венными задатками, внутренними силами и стимулами их спон­танного развития. По природным законам происходит рост и раз­витие его организма, становление физиологических систем.

Развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социаль­ных условий. Воспитание играет по отношению к развитию веду­щую роль. Оно определяет уровень, широту и глубину этого раз­вития.

Поскольку природа ребенка неограниченно богата, а обще­ственные потребности, стало быть, требования к человеку много­образны, то и видов развития существует несколько: общефизическое, трудовое, интеллек­туально-идеологическое, общедуховное, гражданско-политическое, эмоциональное развитие, нравственное, эстетическое.

Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно взаимосвязаны между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и ин­дивидуальность. Развитие осуществляется объективно в воспита­тельном процессе, в жизненных отношенческих ситуациях.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологиче­скую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания.

Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру: от рождения до 1 года—раннее младенчество; от 1 года до 3 лет — собственно младенчество;от 3 лет до 6 — раннее детство; от 6 до 8 лет — собственно детство; от 8 до 11 лет — предподростковый период; от 11 до 14 лет—отроческий, подростковый возраст; от 14 до 18 лет—юношеский возраст. В каждый период возрастного становления ребенку важно до­стигнуть необходимой для этого периода полноты развития, пси­хофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпа­дает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения.

Формирование разумных потребностей, инте­ресов, мотивов, взглядов детей в различные возрастные периоды осуществляется в тесном взаимодействии привычного поведения, эмоций, сознания. Каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий раз­вертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребно­стей, интересов, подготовке к полноценной жизнедеятельности в следующем возрастном цикле.

У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интел­лект, чувства, воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может наиболее мощно и ярко проявиться зависит от социального и педагогического фона, на ко­тором происходит общее развитие детской личности. При бла­гоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренный.

Проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходи­мость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого сообщества, обеспечивающе­го материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем как требование осуществления специфиче­ского воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.



Вопрос

Ответ

1. Выделите принципиальные научные положения о сущности человека и факторах, определяющих его становление как личности и индивидуальности.

Существуют различные представления о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует пред­ставление о ребенке как замкнутой системе, развивающейся по внутренним законам, не связанным с внешним миром и независи­мым от него. В действительности же развитие ребенка есть результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социаль­ных условий. Воспитание играет по отношению к развитию веду­щую роль. Оно определяет уровень, широту и глубину этого раз­вития.

2. Какие параметры положены в основу современной периодизации детства и в чем суть самой периодизации?

В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные на­грузки; духовная готовность к вступлению в многообразные соци­альные отношения. Периодизация социальной стадии имеет структуру, в которую входят 7 периодов возрастного становления ребенка. В каждый период важно до­стигнуть необходимой для этого периода полноты развития, пси­хофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпа­дает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения.

3. Какова роль формирующихся потребностей, интересов, мотивов деятельности детей в становлении их личности?

Формирование разумных потребностей, инте­ресов, мотивов, взглядов детей в различные возрастные периоды осуществляется в тесном взаимодействии привычного поведения, эмоций, сознания. Каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий раз­вертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребно­стей, интересов, подготовке к полноценной жизнедеятельности в следующем возрастном цикле.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Ребёнок как субъект целостного педагогического процесса"

Автор: Галинова Нина Ивановна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства