Просмотр содержимого документа
«Дистанционная работа с детьми с ТНР в ДОУ»
01-22
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ЛИННИК О.В.
«МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЖУРАВУШКА» Г.РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
на 2020-2021 год
План учителя-логопеда Линник Оксаны Валерьевны
по самообразованию
на 2020-2021 учебный год
Тема: «Дистанционная работа с детьми с ТНР в ДОУ»
Я учитель-логопед. В моей работе, как и у любого педагога, огромное количество планирования: перспективное, календарное, тематическое ... И я должна грамотно и четко представлять, какова будет моя деятельность не только «здесь и сейчас», но и завтра, на следующей неделе, через полгода.
Обучающиеся с ТНР представляют собой в соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу обучающихся первичной речевой патологией. Согласно ФГОС, данные обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.
Эпидемиологическая обстановка в мире диктует свои условия, в реалиях пандемии мы вынуждены обратиться к поиску новых форм обучения или более подробно изучать уже существующие.
В настоящее время тема «Дистанционная работа с детьми с ТНР в ДОУ» очень актуальна, так как в условиях карантина и самоизоляции не всегда есть возможность провести всю запланированную работу в очном режиме.
Цель самообразования: Организация дистанционной коррекционной работы детьми с ТНР в условиях ДОУ.
Поставленная цель определила круг задач, а именно:
изучить интернет- ресурсы педагогического профиля на предмет представления опыта оказания дистанционных услуг для детей дошкольного возраста;
изучить интернет- платформы педагогического профиля на предмет представления своего опыта работы. (Самоизоляция не отпуск, а время для повышения компетенций);
собрать информацию об интернет- ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения видеоконференций, чатов, телефонии, проверить их деятельность в тестовом режиме;
собрать информацию родительского сообщества о возможности выхода на интернет- площадки для проведения видеоконсультаций, занятий;
разработать пакет общих консультаций для родителей и педагогов ДОУ по работе с детьми в дистанционном режиме;
разработать и апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами дошкольных организаций;
Создать«cloud.mail.ru» для размещения: логопедических пособий, необходимых для занятий; видеоуроков; видеоконсультаций для родителей; фонетической ритмики; инструкций к заданиям и упражнениям; различных памяток; ссылок на другие ресурсы или файлы; мультиков и детских песен (для пальчиковой гимнастики, логоритмики и поднятия настроения) и т.д.
Установка приложения What app как на телефон (на платформе iOS), так и на компьютер (Whats apр Web). Создать группы
отследить промежуточные результаты дистанционной работы;
написать отчет: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ТНР».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
Этап/сроки
задачи
мероприятия
Подгото-вительный
(сентябрь-ноябрь)
изучить интернет-ресурсы педагогического профиля на предмет представления опыта оказания дистанционных услуг для детей дошкольного возраста;
изучить интернет- платформы педагогического профиля на предмет представления своего опыта работы;
собрать информацию об интернет- ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения онлайн-консультаций, чатов, телефонии, проверить их деятельность в тестовом режиме;
собрать информацию родительского сообщества о возможности выхода на интернет- площадки для проведения онлайн-консультаций, занятий;
разработать пакет общих консультаций для родителей по работе с детьми в дистанционном режиме;
разработать пакет общих консультаций для педагогов ДОУ по работе в коррекционном направлении
разработать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами;
провести консультацию для родителей: «Дистанционная работа с детьми с ТНР в условиях ДОУ».
Прохождение обучения на вебинаре с успешным прохождения тестирования на тему «Дистанционная работа с ребенком с нарушением речевого развития. Опыт. Выводы. Советы экспертов. Разбор ошибок и пути выхода» 4 часа. Лектор Жукова О.С. Сертификат №163257 «Логопед-профи», «Лого-Эксперт»
разработка консультаций для родителей (с использованием всех доступных для родителей средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат)
разработка консультаций для педагогов ДОУ (с использованием всех доступных средств коммуникации: видео, аудио, телефония, электронная почта, чат);
разработка системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами
проведение консультацию для родителей: « Дистанционная работа с детьми с ТНР в условиях ДОУ »
Основной
апробировать систему дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами
апробирование системы дистанционной работы с детьми логопедических (компенсирующих) групп и педагогами
Заключительный
отследить промежуточные результаты дистанционной работы;
написать отчет: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»;
наградить самые активные семьи, участвующие в дистанционной работе.
отслеживание промежуточных результатов дистанционной работы;
написание отчета: «Дистанционная работа учителя-логопеда ДОУ»;
награждение самых активных семей, участвующих в дистанционной работе.
При организации дистанционного образования, и в частности, коррекционных мероприятий и программы коррекционной работы, поддерживающих процесс освоения содержания АООП, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей.
При организации дистанционных занятий, учитывается не только уровень речевого развития детей, но и стрессовая ситуация в мире (пандемия). Дети с проблемами в речевом развитии зачастую отличаются психической и соматической нестабильностью. А находясь в стрессовой ситуации (вся семья оказалась в непривычных условиях, нарушен режим сна-бодрствования) концентрация и распределение произвольного внимания снижаются ещё больше, программирование собственных действий нарушено. Родители, которые сейчас должны осуществлять контроль вместо логопеда, не совсем осознают всю важность своего участия в дистанционном обучении ребёнка.
Так как коррекционная групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми с ТНР в нашем ДОУ на данный момент проводится очно, актуальным стал вопрос о дистанционной работе с родителями в виде консультаций, мастер-классов и родительских собраний.
Как мотивировать родителей на продолжение закреплений занятий с ребенком дома и помочь им в усвоении учебного материала в полном объеме в новых условиях? Для этого в корректной форме до них была донесена информация о невозможности индивидуального консультирования и организации родительского собрания в детском саду.
Вместе с родителями воспитанников мы выбрали удобную для всех форму дистанционного общения, создав группу в известном мессенджере. Подключили к общению воспитателей группы. Таким образом, вовлекли в коррекционный процесс всех участников.
Родителям разъяснили, что период активного развития речи приходится на дошкольное детство, а запас времени остается небольшой. Уже к школе все речевые функции (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая сторона, связность, словарный запас) должны быть скорректированы и сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без квалифицированной помощи специалиста некоторые родители не могут закрепить пройденный материал самостоятельно, стала очевидна необходимость индивидуальных консультаций логопеда на удаленной форме.
В начале каждой недели я даю рекомендации по домашнему заданию на всю текущую неделю в соответствии с коррекционной программой и учебным планом. Рекомендации включают в себя:
- подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной гимнастики;
- план беседы родителей с ребенком и ссылки на развивающие фильмы и мультфильмы по изучаемой лексической теме;
- набор дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматической стороны речи в рамках изучаемой темы;
- дидактические пособия для работы по развитию: слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных); зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке); словесно-логического мышления (четвёртый – лишний, отгадай загадки - реши кроссворд); фонематических процессов; лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город);
- стихи и чистоговорки для заучивания;
- интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые и удобные в использовании дома;
- печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков (в pdf формате);
- подбор материала для ознакомления с художественной литературой (сказок, рассказов, известных произведений детских авторов в аудиоформате);
- на выбор и по желанию ребенок выполняет рисунок, поделку или аппликацию на заданную тему.
Настоятельно советую равномерно распределить учебную нагрузку на неделю, приступать к занятиям в хорошем настроении, следить за правильным звукопроизношением, хвалить и поощрять ребенка за старания.
В качестве обратной связи родители выкладывают в нашу группу или мне лично короткие видеофрагменты занятий со своими детьми.
Неоценим вклад воспитателей группы, они всегда открыты к общению с родителями и детьми. В своих комментариях поощряют старания детей, радуются их успехам, поддерживают стремления к новым достижениям в учебе и хорошим результатам.
Активное включение родителей, а зачастую и кого-нибудь из родственников, детей, учителя-логопеда, воспитателей, делает процесс незабываемым. Все начинают друг друга контролировать и исправлять. Такое взаимодействие благотворно влияет на образовательный процесс и на самих участников.