Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Карусель» г.Перми
Дидактическое пособие Сенсорная песочница
«Космос: вчера, сегодня, завтра»
/ для детей дошкольного возраста/
Подготовили воспитатели МАДОУ
«Детский сад «Карусель» г.Перми
Татьяна Николаевна Субботина
Пермь 2023
Материалы дидактического пособия «Сенсорная песочница» предназначены для детей дошкольного возраста. Многофункциональная песочница создана для использования в познавательной, игровой и творческой деятельности детей.
Цель дидактического пособия: создание условий для самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи дидактического пособия «Сенсорная песочница»:
- Расширять представления детей о космосе, солнечной системе.
- Обеспечить ситуации, способствующие развитию мелкой моторики, координированию работу рук и глаз.
- Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, внимания, воображения.
-Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
- Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к предметам, созданным другими людьми.
-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
Д идактическое пособие «Сенсорная песочница»:
-эстетичное; удобное, безопасное, вместительное;
-мобильное;
- доступное для детей всех возрастов по структуре и содержанию;
-пригодное к использованию одновременно подгруппой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра);
-обладает дидактическими свойствами;
-обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников.
КОСМИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ ПЕСОЧНИЦЫ - ДЕЛАЕМ САМИ!
Ночное небо такое черное и если вы за городом, то сколько звезд вы можете увидеть! Луна, звезды, планеты, галактики…это так интересно для детей! Чтобы подогреть интерес к космической теме мы предлагаем сделать космическую сенсорную песочницу. Мы наполним её космической землей, планетами и звездами! Итак, приступим к строительству!
Сенсорная песочница - это развивающая игрушка для детей, которую можно сделать самостоятельно. Универсальной она является относительно детского возраста и содержания самой коробки, ведь для ее создания используются подручные средства и игрушки. На самом деле, это обычная тара с натуральным и безопасным наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать содержимое. Сенсорная песочница способствует развитию у детей наилучших качеств – любопытства, в оображения и фантазии, концентрации внимания и творческих способностей. К тому же, самим детям подобные игрушки очень нравятся, но к сожалению педагоги и родители не всегда догадываются об этом. Это универсальное пособие, воспитывающее в детях дух экспериментаторства. Сенсорные песочницы могут быть различной тематики, все это лишь ограничивается только вашей собственной фантазией. Предлагаем вам окунуться в мир космоса…
М АТЕРИАЛЫ: Космос - песок, абстрактные фигурки, круглые мячики - планеты и многое другое!
Песочница (коробка)
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной (например, картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер, миска и даже надувной бассейн), ведь гораздо веселее играть с друзьями, а не в одиночку. Деревянные коробки являются наиболее органичными и привлекательными. А пластиковый - более вместительный, долговечный и удобный. Следующим шагом является выбор тематики и наполнителя.
Идеальные наполнители для сенсорной коробки:
Пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный к рахмал, кукурузные хлопья, орехи, песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, ватные шарики, нарезанная бумага, солома, пуговицы, деревянная стружка, колпачки от фломастеров, пластиковые крышки… А также, наш неопесок, сохраняющий форму, как мокрый и при этом рассыпчатый, как сухой песок - это отличный наполнитель, например для космической тематики. Ваши воспитанники смогут делать планеты, а вы помогать им в изучении космоса, рассказывая на примерах про звездную пыль, прочность материй и историю создания земли. При выборе наполнителя необходимо учитывать следующее: чем младше по возрасту ребёнок, тем крупнее должен быть наполнитель. При выборе мелкого наполнителя ребёнок должен находиться под присмотром в зрослого!
Предметы, с которыми можно играть:
Мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные киндеры, обработанные стекляшки, камни, искусственные растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы… Важно, не переборщить с предметами и игрушками, ведь ребятам нужно "поле" для полноценной игры.
КАК ИГРАТЬ:
Т акже, к созданию сенсорной песочницы следует подойти осмысленно, учитывая возраст ваших воспитанников.
Дети 3-4 лет:
К огда мы наполнили тару, необходимо дополнить ее игрушками и инструментами. Дальше, предоставьте свободу для игры в сенсорной песочнице своим малышам, вы можете сесть рядом и понаблюдать за их игрой. Вам наверняка будет интересно узнать: Что же заинтересовало ваших ребятишек больше всего? Что вызывало улыбку или восхищение, а что любопытство? Детям раннего возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку. Приготовьтесь к тому, что, играя, дети могут просыпать наполнитель, смешивать ингредиенты и пытаться пробовать все «на зуб». Лучше обговорить заранее то, что в песочнице для игры руками или ложками, а не для еды. Песочница является универсальным обучающим и развивающим пособием для работы с детьми раннего возраста. Для поддержания интереса необходимо периодически менять и дополнять содержимое и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с пособием на т ему «Космос» давала им ощущение новизны и оставалась для них всегда привлекательной и интересной, а г лавное – несла бы в себе развивающую функцию.
Дети 5-7лет:
Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной песочнице. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся. Дети постарше могут придумывать и выкладывать созвездия при помощи серебряных помпонов или фигурок звезд, ну и конечно игры с фигурками космонавтов!
Д ля ребят тема космоса очень интересна, в ней много необычного, фантазийного. В нашем детском саду «Карусель» прошла тематическая неделя, посвящённая Дню космонавтики. Воспитанники группы №17 и №18 с педагогами Татьяной Николаевной и Наталией Витальевной в течение недели д ля расширения кругозора в группах использовали различные сенсорные песочницы по теме «Космос». Дети, совместно с родителями сами выбирали материал для наполнения ящика и предметы для исследования и игры. Прошедшая тематическая неделя послужила своеобразным Гагаринским уроком, для р асширения детского кругозора, раскрытие сути такого события способствует развитию патриотических чувств дошкольников, позволяет ребятам осознать личную причастность к жизни Родины. Узнав об открытиях в области космоса, дети проникаются чувством гордости и уважения к своей стране, ее культуре, к соотечественникам, упорно стремящихся к цели, с неиссякаемой мощью познания и горячей любовью к Земле.
Р езультаты использования дидактического пособия «Сенсорная песочница» в совместной с педагогом деятельности:
-пособие помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по теме «Космос» и лучше понять, запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление);
- пособие является отличным способом для повторения ранее пройденного материала – в любое удобное время ребёнок может свободно взять данное пособие и действовать с ним;
-ребёнок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно выбирать и изучать интересную ему информацию;
В целом дидактическое пособие «Сенсорная песочница»станет отличным помощником педагогу в организации познавательной, исследовательской и творческой деятельности как в режимных моментах, так и в организованной деятельности.
Дети же с большим удовольствием и огромным эмоциональным откликом будут действовать с данным дидактическим пособием, успешно закрепляя ранее полученную информацию с помощью практических действий.