Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста»»
План самообразования
Тема: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»
Доброва Юлия Владимировна
Образование высшее, ХГУ им. Н.Ф. Катанова 2014, квалификация магистр по направлению «Педагогическое образование»
Работа начата 1.09.2018
Предполагается закончить 30.05.2019
Актуальность:сенсорное развитие(от лат. sunser - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Ведущим видом деятельности детей3-4 лет является игра, а дидактические игры являются уникальной базой для развития сенсорного воспитания детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности и мастерства.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
-совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
-совершенствование предметно-развивающую среду группы (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
-организовать выставку «Дидактические игры для детей», подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед.
8. Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
9. Форма самообразования: индивидуальная
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Информационно-педагогический блок
Изучить книгу
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
Сентябрь 2018г.
Изучить книгу
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
Октябрь 2018г.
Изучить книгу
«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
Январь 2019г.
Посещение городских методических объединений
В течение года
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru)
Февраль 2019г.
Работа с детьми
создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды
В течение года
специальные занятия по сенсорному воспитанию
В течение года
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)
В течение года
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию
В течение года
Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Сентябрь – ноябрь 2019г.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Январь 2019г
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Декабрь- Февраль
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
Март 2019г.
Закрепление пройденного с детьми
Мониторинг
Апрель-май 2019г.
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Сентябрь-ноябрь 2018г.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Декабрь 2018г.
Список использованной литературы:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
14. Приложения
Приложение 1
Тема: «Картотека игр по развитию мелкой моторики»
Цель:
стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
развитие движений пальцев рук, координации
и движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
подготовка кисти руки к письму;
развитие сенсомоторной координации рук;
влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
развитие внимания, восприятия, мышления;
развитие творческих способностей.
Игры с карандашом.
Оборудование: карандаш
Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
Работа с резинкой
Оборудование: резинка, коробка
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,
память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
Игры со шнурками.
Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
«прошагать» по лесенке из шнурка;
«Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
Различные шнуровки.
Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
Выкладывание геометрических фигур.
Составление узоров.
Выкладывание предметов.
Игры по развитию тактильной памяти.
Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью
Мех
Наждачная бумага
Байка (фланель)
Капли воска
Верёвка зигзагами
Целые палочки
Поломанные палочки
Бархат
Вельвет
Фольга
Целлофан
1 .«Что на что похоже»
Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.
« Кто какой на ощупь»
Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.
«Улетай, горе»
Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.
Игры с прищепками.
Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.
Цель: 1.Развитие мелкой моторики.
формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
развитие чувства ритма;
развитие конструктивного мышления;
формирование положительного настроя на работу.
Работа с мозаикой
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Макароны, горох, фасоль, разные семечки.
«Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
«Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
А."Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
«Бусы для любимой бабушки» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
«Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована
смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давай
покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.
Найди приз!
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Пуговицы
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.
Игра "Пуговица ".
Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.