Просмотр содержимого документа
««Детские эмоции» Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.»
«Детские эмоции»
Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.
Разработан педагогом-психологом и учителем-логопедом
Пояснительная записка
Исходя из того, что у ребенка с ОНР нарушены все речевые и неречевые процессы, могут быть нарушения эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности ребенка. Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний – эмоциональная лексика.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, чем больше владеет эмоциональной лексикой, тем точнее он поймет состояние другого человека.
Цель и задачи занятий:
Знакомить детей с эмоциями радости, горя, удивления, страха, гнева, интереса.
Учить различать эмоции по их схематическим изображениям
Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию)
Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
Развивать у детей эмпатию (способность к переживанию)
Учить контролировать свои эмоции
Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
Организация занятий:
Занятия проводятся с детьми старшей группы по подгруппам, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия от 20 до 30 минут.
Методические приемы
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
Проигрывание этюдов
Мультимедийные игры и сказки.
Рисование эмоций.
Тематический план занятий
Тема
Педагог-психолог
цели
Учитель – логопед
цели
Интегрированные
занятия
цели
Радость
Первичное знакомство с чувством радости. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Научить отражать радость в рисунках
Учить предавать чувство радости мимикой и интонацией. Научить отражать радость в рассказе.
Продолжать знакомство с чувством радости.
Учить детей передавать чувство радость, используя мимику, пантомимику, интонации. Учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Грусть
Знакомство с эмоцией грусть. Учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.
Научить передавать эмоциональное состояние с помощью слов и интонации
Расширять представления детей об эмоции «грусть»; помогать детям преодолевать негативнее настроения. Развивать у детей эмпатию.
Страх
Познакомить детей с эмоцией страха; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.
Учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Продолжать учить передавать эмоциональное состояние. Повышение уверенности в себе
Удивление
Познакомить детей с эмоцией удивления; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей.
Закрепление мимических навыков
Учить детей передавать чувство удивление, используя мимику, пантомимику, интонации
Гнев
Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.
Развивать интонационную выразительность
Расширять представления об эмоции «гнев»; учить преодолевать негативные настроения.
Интерес
Познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Расширять словарный запас; умение передавать эмоциональное состояние мимикой и интонационно
Научить отражать это эмоциональное состояние в этюдах и рисунках.
Наши эмоции
Закрепить полученные знания; расширять представления детей об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение.
Закреплять умение передавать различные эмоциональные состояние и использованием мимики и интонационной выразительности речи.
Тренировать в умение различать чувства
Литература:
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А.Пазухина -СПб,: «детство-ПРЕСС», 2004
Крюкова С.В., Слободняник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М: Генезис.2002.
Крюкова С.в. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис»,2002
Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия. Игры, упражнения. 2-е изд.,доп. И перераб. СПб.: Издательство «Речь»,2001Калилина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь,2003
Юдина Е.Г. Педагогическая диагности кА в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Прсовещение,2002
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ООО издательство «Школьная пресса» №2 2006
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.- М.:АРКТИ.1999
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья.- М.: Педагогическое общество Росси,2000