Анализ отечественного опыта по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования в ДОУ.
Анализ отечественного опыта по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования в ДОУ.
Материал по теме :"Анализ отечественного оыта работы по проблеме инклюзивного образования в ДОУ" будет полезен педагогам при планировании работы в группах с детьми с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ отечественного опыта по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования в ДОУ.»
Анализ отечественного опыта по проблеме организации и содержанию инклюзивного образования в ДОУ.
В Самарской области целенаправленная работа по изменению системы специального образования началась с 2000 г. Образовательная политика региона формировалась по двум приоритетным направлениям:
1) обеспечение своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития;
2) создание в образовательных учреждениях условий, необходимых для внедрения интегрированных форм образования детей с отклонениями в развитии.
Реализация программы проходила поэтапно и сопровождалась работой по формированию позитивного отношения общественности к новым формам обучения.
На первом этапе (2001—2004) формировалась базовая структура системы специального образования, расширялся спектр специальных образовательных услуг и форм их предоставления.
Второй этап (2005—2008) предполагал внедрение результатов первого этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования.
Первый этап был поддержан областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001—2004 годы «Реабилитация» (закон Самарской области от 15 июня 2001 г. № 44-ГД), второй этап – областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005—2008 гг.» (закон Самарской области от 2 ноября 2004 г. № 140-ГД).
Помимо выполнения целевых программ значительная работа была проделана в рамках основной деятельности Министерства образования и науки Самарской области и подведомственных учреждений:
• была сформирована региональная система ранней специальной помощи ребенку и семье (2001—2004), в состав которой вошли областная лаборатория ранней помощи и 13 территориальных служб. Система обеспечена методически, создана нормативная база, обучен персонал, установлено необходимое оборудование. На сегодняшний день около 6,5 тыс. семей обратились за помощью, 3,5 тыс. из них ее получают. К концу 2005 г. почти 1800 детей обучились по программе ранней помощи, 80 % из них достигли уровня возрастной нормы и уже не нуждаются в специальных образовательных услугах;
• был разработан и внедрен в широкую образовательную практику целый спектр мобильных и эффективных форм коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Это группы кратковременного пребывания, консультационные пункты, дошкольные логопедические пункты, интегрированные группы, игровые группы. Такой подход позволил без финансовых затрат на введение дополнительных штатных единиц специалистов сохранить возможность предоставления необходимой помощи детям со слабовыраженными (преимущественно – речевыми) нарушениями, составлявшим прежде основной контингент специальных учреждений и групп, и привлечь в систему дошкольного коррекционного образования детей с более сложными нарушениями.
В Самарской области с 1 января 2005 г. в каждом территориальном управлении существуют территориальные агентства специального образования (ТАСО), являющиеся накопителями ресурсов и координаторами в сфере обеспечения интегрированных форм образования. В ТАСО концентрируются программно-методические ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям детей с различными нарушениями, наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения); материально-технические ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.); кадровые ресурсы, в том числе педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей (сурдопедагоги, тифлопедагоги); имеется возможность организовать дополнительную специальную подготовку педагогов. Механизм обеспечения интегрированного образования через ТАСО выглядит следующим образом.
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями перед поступлением в школу обследуется на ПМПК.
2. Родители выбирают общеобразовательное учреждение, в котором они хотели бы обучать своего ребенка, затем с заключением ПМПК обращаются в ТАСО.
3. Специалисты ТАСО с учетом рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей формируют комплект необходимых для обучения ребенка ресурсов; материально-технические ресурсы направляются в образовательное учреждение.
4. ТАСО организует обучение педагогов, которым предстоит осуществлять обучение данного ребенка, выдает педагогам соответствующий пакет программно-методических материалов, обучает работе с ними.
5. ТАСО решает вопрос об организации необходимого ребенку сопровождения силами сотрудников образовательного учреждения или обеспечивает участие сотрудников ТАСО в работе консилиума, а также организует поддержку ребенка.
Проблемой, которую невозможно разрешить в рамках деятельности ТАСО, является обеспечение доступности зданий и помещений образовательного учреждения для детей, ограниченных в передвижении, – пандусы, лестничные подъемные устройства и другое оборудование является стационарным. Здания образовательных учреждений, введенные в эксплуатацию до 2003 г., не соответствуют требованиям СНиПов о безбарьерной среде для маломобильных слоев населения.
В Самарской области начиная с 2002 г. последовательно снижается численность школьников с отклонениями в развитии (за период 2002—2005 годов снижение составило около 30%); доля детей с задержкой психического развития среди школьников с отклонениями в развитии снизилась с 64 % в 2001 г. до 51 %.
Приведем пример построения оптимального образовательного маршрута в Самарской области.
В Москве реализация программы интегрированного образования началась в 1990-х годах с создания с целью интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему новых видов дошкольных образовательных учреждений – ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. В целях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в округах г. Москвы были созданы центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, накопившие за последние годы большой опыт работы с детьми с ОВЗ. С 2002 г. в городе функционируют вариативные формы дошкольного образования – на базе групп кратковременного пребывания были созданы консультативные пункты, службы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок», в которых получают образовательные услуги дети с ОВЗ. На сегодняшний день в Москве инклюзивный подход в образовании реализуется в ДОУ, работающих с разным контингентом детей и обладающих определенными ресурсами (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Продолжение таблицы.
В особых условиях функционируют ДОУ общеразвивающего вида, в которых создаются инклюзивные группы, так как пока не существует юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличие специалистов в штатном расписании. В ДОУ комбинированного вида создаются группы комбинированной направленности, реализующие инклюзивную практику. При наличии в ДОУ структурных подразделений семьям предлагаются различные образовательные маршруты и формы взаимодействия: индивидуальные формы работы с детьми, создание детско-родительских групп, консультации родителей, группы для родителей, группы кратковременного пребывания, группы полного дня. Такая организация деятельности ДОУ обусловлена наличием особых образовательных потребностей детей и диктует необходимость психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей. Если в ДОУ выявлены 2–3 ребенка с ОВЗ и ввести в штат специалистов сопровождения невозможно, заключается договор с ППМС-центром на оказание консультативных услуг диагностики и составления индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ.