Просмотр содержимого документа
«Знакомство с югом России. Казачий Дон. народные промыслы.»
Сценарий НОД
"Знакомство с югом России. Казачий Дон. Народные промыслы"
для детей старшего дошкольного возраста.
Составила воспитатель:
Кушнир Г.А
Цель: Создание условий для познавательного развития старших
дошкольников через ознакомление с югом России.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление детей об истории юга России;
закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
формировать ценностные представления о семейных отношениях;
закрепить знания о казачьих ремеслах; Развивающие:
развивать познавательный интерес к истории своего народа;
развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ;
воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям;
воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;
Приоритетная образовательная область - познавательная; Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, рушник, подкова.
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты России, Ростовской области; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление мини-музея, макета «Казачий дворик», изготовление глиняных горшочков, аппликации "Рушник", лепка "Конь".
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа, продуктивная деятельность.
Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; детские и взрослый казачьи костюмы; символика Великого Войска Донского; игрушечные кони; рушники, глиняная посуда, подкова, мультимедийная установка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь? Поднебесье там синее, синее,
А в полях серебристый ковыль.
Вы бывали на юге России
Где станицы у самой реки?
Там рассветы такие красивые
И седлают коней казаки.
Дети входят в зал под казачьи напевы Слайд 1
-Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на юг России в Ростовскую область, где познакомимся с народными промыслами Донских казаков. А отправимся мы не на машине, не на поезде, а с помощью современных технологий. С помощью флешки, на которой собрана информация о Донских казаках, о их традициях и промыслах.
Выходит (Донская казачка – второй воспитатель)
-Здорово дневали? (Пауза) Не поняли?! Здравствоваться не хотите, али не
знаете как?
Воспитатель и дети: нет, не знаем, у нас здороваются просто. Говорят:
"Здравствуйте!" А Вы кто?
Казачка: "Я донская казачка Аксинья и у нас на Дону при встрече говорят
"Здорово дневали! А в ответ: Слава Богу!"
Воспитатель: ребята, давайте и мы по казачьи поздороваемся, скажем
"Здорово дневали!"
Казачка: "Слава Богу!"
Воспитатель: Аксинья, мы с ребятами хотим познакомиться с промыслами
донских казаков, поможете нам?
Казачка: Да, приглашаю вас ребята на казачью ярмарку.
Слайд 2
Аксинья: Внимание на экран.
- Пока казаки военную службу несли и охраняли южные границы России,
казачки пряли, ткали, шили и вышивали.
Слайд 3
Аксинья: А вот и первый промысел - ТКАЧЕСТВО.
1 ребенок :
Пряла лен, пряла лен
Да льняное волокно
Приходи ко мне дружочек
С гармошкой под окно.
Казачка-ткачиха соткала льняное полотно, из него можно сделать красивый рушник. Знаете, что такое «Рушник». Для того, чтобы он был красивым -его надо украсить орнаментом. Да не простым, а нашим казачьим.
(Аппликация. Украшаем рушники) Работа в парах.
Вот какие рушники красивые у вас ребята получились! Слайд 4
- А мы идем дальше.
Слайд 5
Аксинья: А вот и второй промысел - ВЫШИВКА. Искусство вышивание всегда ценилось на Дону. Уже с детства в казачьей семье девочки приучались к вышиванию.
2 ребенок:
Не губи ты жизнь бездельем Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи, не унывай
Или гладью вышивай!
Аксинья: предлагаю поиграть в народную игру «Иголка, нитка, узелок».
- Продолжим наше путешествие по ярмарке донских ремесел.
А что бы угадать следующее ремесло, необходимо угадать загадку:
В земле скрывается
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина)
А как называется мастер, который в работе использует глину? (Гончар)
Слайд 6
На Дону тоже есть мастера, которые изготавливают из глины посуду. А вы
хотите побыть гончарами?
3 ребенок:
Круглая, глубокая, гладкая, широкая.
Гончаром крученная, в печке обожженная.
От кувшина - низка
Глиняная миска.
Аксинья: А чтобы посуда была красивой, донские казаки ее украшали.
(Украшаем горшочки)
Аксинья: Вот мы познакомились с третьим ремеслом: ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО.
Слайд 7
Аксинья:
- Эй, кузнец, Молодец,
Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять!
4 ребенок:
- Отчего не подковать! Вот гвоздь,
Вот подкова,
Раз, два и готово!
А вот еще один казачий промысел: КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО. Аксинья: ребята, а вы хотите подковать своих коней. -Да!
- А где же ваши кони? У каждого казака должен быть конь -лучший друг.
Давайте вылепим коней из пластилина и подкуем их как кузнецы. (Заготовки коней и подков)
Дети добавляют недостающие элементы (гривы, хвосты, подковы)
Аксинья: Вот и стали вы как настоящие казаки: ремеслами овладели, верного друга - коня завели. А теперь на нем пронесемся как вольный ветер по донским степям.
Физминутка:
Конь меня в дорогу ждет -руки за спиной в замок
Бьет копытом у ворот -ритмичные поочередные поднимания согнутых в
коленях ног
На ветру играет гривой пышной - покачивание головой в стороны