Кубиева Гульнар Досжановна
Педагог-психолог
Западно-Казахстанская область
Город уральск
ГККП ДО №19 «Золотой петушок»
Заседание родительского клуба
Тема «Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть похвала? Виды поощрений»
Цель: Научить родителей пользоваться похвалой и поощрениями.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошую учебу и хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Поощрениями можно стимулировать желательное поведение. Простейшей формой поощрения является похвала.
Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его умения. Более сложный вариант: «Ты все-таки добился успеха - две недели учил правила и получил пятерку!»
Похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, т.к. дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать развитие ребенка.
Этот метод поощрения является эффективным, если используется не слишком часто. Если взрослый часто дружелюбно поощряет детей за успехи, они скоро заметят, что отсутствие похвалы означает, что в этот момент взрослый не одобряет их поступки.
Родители, желающие воспитать ребенка без «комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путем сравнения с другими, например: «Очень хорошо, что ты учишься лучше всех в классе. Ты будешь единственным отличником». Так может вырасти человек, который постоянно будет нуждаться в одобрении и положительных внешних оценках.
Потребность во внешнем одобрении - своего рода наркотик, привыкнув к которому человек теряет самого себя: он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы получить положительную оценку. Сами же родители, постоянно хвалящие ребенка, очень болезненно переживают моменты его неуспешности. У них появляются чувство вины и протеста, а у ребенка формируются истероидные черты характера (гипертрофия потребности в восторженном, восхищенном признании его личности).
Таким образом, похвала самому ребенку, а не его действиям и поступкам даже вредна. Каждая семья должна выработать свою систему поощрений.
Чтобы поощрение было эффективным, оно должно удовлетворять какие-то значимые потребности ребенка.
Формы поощрения
Ø Билетики (или баллы), которые нужно заработать. Потом они обмениваются на различные игрушки, сладости и т.п.
Ø Волшебные карточки, на которых ребенок пишет свое желание; оно исполняется после выполнения какой-то работы по дому.
Ø Уступки, например, лечь спать попозже, чем обычно, или получить «выходной», если всю неделю мыл посуду после ужина.
Виды поощрения
Покупка наклеек, конфет; все награды заключаются в разрешении заняться чем-нибудь, что ребенок любит делать, быть ведущим в игре, самому выбрать игру.
Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуации. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу, как нужно.
Ø После просмотра спектакля драмкружка: «Миша, ты лучший артист кружка!» (Преувеличенная похвала). Лучше сказать: «Сегодня ты играл действительно хорошо. Мне понравилась твоя артистичность».
Ø «Маша, ты отлично все убрала: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно сформулирована похвала).
Ø «Ты у нас такой славный! Настоящий помощник! Чтобы мы без тебя делали!» (Ребенка «захваливают»). Лучше сказать: «Ты много поработал сегодня. Все сделал, как было надо».
Посоветуйтесь с группой по следующим вопросам: можно ли назвать взрослого наставником по нравственно-духовному воспитанию, и что из этого получится, если он:
Ø оставляет без внимания попытки ребенка исправиться;
Ø помогает ему в преодолении трудностей;
Ø чрезмерно опекает детей и потакает им;
Ø использует все благоприятные моменты для обучения ребенка.
Надеемся, что все упражнения помогут вам в общении с детьми и будут эффективно способствовать духовно-нравственному росту, т. к. принятие чувств ребенка, поощрение за хорошие поступки окрыляет ребенка, дарит ему веру в свои поступки, способности и возможности.
Подвижные игры
«Иноходец»
Цель: Учить конструктивно, взаимодействовать друг с другом: синхронизировать свои движения с движениями других детей.
Ход: Две команды: участники встают друг за другом. Нужно будет пройти необычным шагом. Ведущий указывает, до какого места нужно идти.
- Шаг, которым вам предстоит идти, такой: правую ногу заносите сзади за левую и ставите как можно дальше вперед. Побеждает та команда, которая быстрей и с наименьшим числом падений пройдет этим шагом.
Анализ упражнения:
- Что было труднее всего?
- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?
«Ночной поезд»
Цель: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет вести Вагоны через Лес, а Деревья - предупреждать Поезд об опасности, чтобы нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на праздник.
Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака)
Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро праздник и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?
- Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.
Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Ш-ш.» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные - на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса - вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.
- Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека, Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах). После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта.
В следующий раз другие дети могут быть локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.
Анализ упражнения:
- Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?
- Каким образом ты ощущал, что «ведешь целый поезд»?
- Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?
- Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?
- Кем тебе больше нравится быть - Локомотивом или Вагоном?
Подведение итогов, обмен мнениями
Вот и закончена работа «Родительского клуба» Хотелось бы подвести итоги его работы. Конечно, он не последний, поэтому хотелось бы от вас услышать:
Ø Какие изменения Вы бы внесли в проведение занятий?
Ø Какую форму проведения Вы нам предлагаете?
Какие темы и вопросы Вам бы хотелось, чтобы были раскрыты более широко в будущем