Просмотр содержимого документа
«Занятие в старшей логопедической группе на тему: "Составление описательного рассказа о приметах зимы по опорному плану с использованием мнемотаблиц"»
Занятие на тему
Составление описательного рассказа о приметах зимы по опорному плану
с использованием мнемотаблиц
Цель: ознакомление детей с приметами и признаками зимы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Дать детям знания о зиме;
Познакомить с приметами и признаками зимы;
Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом;
Подбирать однокоренные слова;
Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме;
Активизировать словарь по данной теме;
Обогащать словарь с помощью прилагательных;
Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, а именно:
Загадка; художественное слово; вопрос – ответ; рисование; логоритмическое упражнение «Снежная баба»; составление рассказа по схеме; словесные игры - «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко»; поощрение - снежинки.
Оборудование: снежинки, схемы - карточки, мяч, листочки с пунктирным изображением снеговика.
Ход занятия:
Дети и логопед стоят на коврике кружком.
Логопед: - Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы с вами будем разговаривать на занятии.
Кто, угадай-ка.
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки.
Над миром пушинки?
Дети: Зима.
Логопед: - Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме, я буду задавать вопросы, а вы будете давать ответы, а за правильный ответ вы будете получать снежинки.
- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит",
- "Береги нос в большой мороз"? (ответы детей).
- А какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей).
Логопед: - Хорошо, молодцы.
Логопед: - А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, слова которые начинаются на звук «С». Кто слово называет, тот получает снежинку. (Рассмотреть картинки-схемы в случае затруднения). (Приложение №1)
Логопед: - Молодцы. А теперь мы все вместе вспомним приметы по которым можно определить что наступила зима. Каждое предложение начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце» (Рассмотреть картинки-схемы для подсказки в случае затруднения). (Приложение №2)
Дети: - «Зимой идет снег».
- «Зимой очень холодно».
- «Зимой вода превращается в лед, появляются сосульки».
Логопед: - Молодцы, ребята. А ещё зима – это время весёлых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете? (Рассмотреть картинки-схемы в случае затруднения). (Приложение №3)
Дети: - Снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах, игра в хоккей, можно лепить снежную бабу.
Логопед: - А поиграть хотите?
П.\ и «Снежная баба».
Сегодня из снежногоидут по кругу, катят перед собой
мокрого кома воображаемый ком
Мы снежную бабу слепили у дома, «рисуют» руками в воздухе круги
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, грозят указательным пальцем сначала правой
никто не пройдет, руки, потом - левой
Знакома она уже всей детворе…….. идут по кругу, взявшись за руки
А Жучка все лает: говорит ребёнок, сидящий в центре круга
«чужой во дворе!»
Логопед: - Вы, наверное, тоже лепили снежную бабу. Давайте её нарисуем. У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик, начиная с нижнего комка. Старайтесь не выходить за контур. Затем дорисуйте глазки-угольки и нос-морковку, руки – веточки, ноги. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы. У вас получились весёлые друзья.
Логопед: - А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».
Логопед: - Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом
«Д\и «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые... (снежинки.)
На поселки, на лужок
Всё снижается ... (снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее… (снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка-... (снегурка.)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой... (снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (снег.)
Логопед: - Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?
Дети рассказывают о зиме, используя мнемотаблицы.
Логопед: - А теперь давайте посчитаем, у кого, сколько снежинок накопилось (подсчёт снежинок). Молодцы, вас можно назвать «Знатоками зимы», я вас с этим поздравляю!