Просмотр содержимого документа
«Занятие в форме квест-игры «Помоги сказке» (в средней группе)»
Конспект открытого занятия
по речевому развитию «Помоги сказке»
(в средней группе)
Воспитатель:
Муртазова Ранне Шамильевна
Цель:
• Формировать у детей представление о богатстве дагестанской и русской культуры через знакомство с народными сказками.
• Создание благоприятных условий для познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности;
способствовать формированию умения применять полученные знания в решении нестандартных задач;
обогащать словарный запас детей.
закрепить знания детей о сказке, как литературном жанре.
Развивающие:
совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве;
уточнить и обогатить знания детей о дагестанских народных сказках;
развивать мышление, связную речь, воображении;
учить узнавать сказки по заданию;
обогащать словарный запас детей.
закрепить знания детей о сказке, как литературном жанре.
Воспитательные:
прививать интерес к литературному чтению, народному творчеству, к сказкам;
продолжать развивать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности, способствовать сплочению детского коллектива, развивать навык работы в коллективе.
Оборудование:
Письмо от Бабы Яги, ромашки с заданиями, сюжетные иллюстрации к сказке «Колобок», распечатанные загадки, математические пазлы, картонные ключи с указателями, сундук Бабы Яги.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я сегодня принесла вам интересную книгу со сказками, но случилась беда, прилетела Баба Яга и забрала её. Вы же любите сказки и поможете мне ее найти? Баба Яга оставила нам письмо.
Письмо: Ребятушки, я забрала у вас книгу, отдам, только если вы выполните все мои задания. Они не простые: нужно будет вспомнить все сказки, которые вы читали и ответить на вопросы. Вы должны пойти на цветочную поляну и найти там белые цветы (ромашки), на них вы найдете вопросы. Ответите правильно – получите ключ. Книга спрятана в большом сундуке, вы сможете открыть его, если только соберете все ключи.
Воспитатель: Ну что, ребята, будем спасать книгу? (ответ детей). Тогда вперед! Закроем глазки, посчитаем до 5, и очутимся мы на сказочной поляне, (ищем ромашки с заданиями).
Нашли цветок Задание №2 «Собери сказку «Колобок»
Воспитатель: Ребята, как в сказке появился колобок? (его испекла бабушка). А кто попросил бабушку испечь колобка? (дедушка). Из чего его испекли? (рассказ по тексту). Вот вам картинки разложите их по тексту.
Детям дается набор карточек по сказке «Колобок». Они должны разложить в их правильном порядке и рассказать сказку.
После правильного выполнения первого задания дети получают ключ и вешают его на доску, находят цветок со вторым заданием.
Задание №2 «Загадки»
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? (ответы детей) Бабушка Яга решила проверить, как хорошо вы помните сказки и загадала вам такие загадки:
— Вот и 3 задание! Ребята, нужно постараться! (воспитатель уточняет у одного из детей: «А зачем мы выполняем задания?»). Готовы услышать задание? А здесь находятся загадки. Попробуйте отгадать их.
Тонок, остер, как жало он
Лежит, звенит, поет клинок
Рукой могучей запущен в цель
Скорей за круг, спасайся зверь. (Кинжал)
Что за шапка на джигите
Чудо-шапка, посмотрите
Скачет на коне джигит
Шапка у него стоит. (Папаха)
Что за чудо этот зверь
Вороной, в глазах огонь
Словно птица, словно птица
По горам высоким мчится. (Конь)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, кому могут принадлежать конь, папаха, и кинжал?
Дети: Джигиту.
Входит джигит.
Джигит: Салам – алейкум, друзья! Угадайте, кто же я?
Нерадивые два брата
Позабыли про осла,
Что из дальнего селенья
Нам принес мешок зерна.
А веселый мальчуган,
Ослика не видя,
Все узнал и рассказал
Братьев не обидел.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, из какой сказки этот джигит?
Дети: Это герой лакской сказки «Смелый мальчик».
Джигит: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости, о храбрости, о друзьях и о дружбе?
Дети:
- Смелые побеждают – трусы проигрывают.
- Трус и тени своей боится.
- Чем больше человек знает, тем он сильнее.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
Воспитатель: Как считаешь, мальчик, мы справились с заданием?
Джигит: Да, молодцы! Я уверен, что справитесь со всеми заданиями, потому что вы дружные, добрые ребята. (уходит)
После правильного выполнения второго задания дети получают ключ и вешают его на доску, находят цветок с третьим заданием.
Задание №3 «Физкультминутка»
Воспитатель: Давайте, делая зарядку, вспомним, как называется эта сказка.
«РЕПКА»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движений)
Вырастала репка (встать и потянуться вверх)
Хороша и крепка, (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движений)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки
Здоровые и крепкие! (показать силу)
После правильного выполнения третьего задания дети получают ключ и вешают его на доску, находят цветок с четвертым заданием.
Задание №4 «Назови сказку»
Воспитатель: Ребята, смотрите, что это здесь лежит! Да это же математические пазлы. Видимо Баба Яга хочет проверить не только ваши знания сказок, но и то, как хорошо вы выучили цифры до 10. Давайте соберем пазлы и назовем сказку!
Детям выдается 10 пронумерованных полосок с частями разрезанной иллюстрации. Чтобы получилась картинка, ребенок должен в правильном порядке разложить листочки с цифрами в порядке от 1 до 10 и назвать сказку, получившуюся на собранной иллюстрации.
После правильного выполнения четвертого задания дети получают ключ и вешают его на доску, находят цветок с пятым заданием.
Задание №5 «Вспомни сказку»
Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до последней ромашки. Вспомните названия сказок, где есть сказочный персонаж: заяц (ответы детей). Хорошо, а он был добрым или злым в этой сказке? Чем он занимался? У него были друзья?
(Обсуждение вместе с детьми, названных ими сказок)
Воспитатель: Какие вы все молодцы!
После правильного выполнения пятого задания дети получают ключ и вешают его на доску.
Воспитатель: Ну, вот мы и справились со всеми заданиями, и получили ключи, сложим их вместе и увидим там подсказку (указатель на место, где лежит большой ключ от сундука Бабы Яги).
Открываем замок вместе с детьми и достаем книгу.
Воспитатель: Вы молодцы, помогли мне найти книгу, которую спрятала Баба Яга, а теперь нам нужно отправляться обратно в детский сад. Глаза крепко закрыли: «Покружись, покружись, в детском саду очутись!». Ребята, какое интересное путешествие! Вам понравилось? А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какие сказки мы с вами вспомнили? Какие задания были для вас самыми трудными? (ответы детей).
Давайте посмотрим, какую книгу мы с вами спасли от Бабы Яги. Как вы думаете, почему она хотела её у нас отобрать? (ответы детей). Вы хотите узнать новые сказки? Вам нравится новая книга? (ответы детей) Мы будем её читать. Как вы думаете, для чего вообще нужны книги? (ответы детей).
Отзыв
Для проведения занятия Ранне Шамильевна выбрала сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда преград и трудностей.
Все задания на занятии были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в получении ключей, для открытия сундука, чтобы достать сказки. Во время путешествия дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одного задания к другому. После каждого задания дети находили ключи, в результате которые сложили в одно единое целое и нашли подсказку.
Содержательная часть проходила через игровые ситуации и большого разнообразия смены деятельности детей. Дети выполняли игровые задания в нахождении, отгадывании, проявляя познавательную активность, эмоционально реагируя на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.
Благодаря использованию здоровье-сберегающим технологиям и правильного их включения в занятие (разминка под музыку, подвижные упражнения) у ребят не проявлялось признаков утомляемости.
Дети достигли и получили результат, так как полностью смогли реализовать поставленные Ранне Шамильевной задачи. Выполнены все задания правильно на всех этапах игры.
Анализируя, проведенную игру, считаю, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение. Логичность построения позволила провести занятие, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.
Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей, их активность была достаточно высокой.
Детям было интересно и это порадовало меня, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении.