Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня много собралось гостей, они хотят посмотреть и послушать, что дети знают, как занимаются.
Предлагаю поздороваться с гостями.
- А теперь, вставайте в круг.
(дети встают в круг).
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
Я хочу с вами подружиться».
Воспитатель: Как хорошо, когда мы все улыбаемся. Сейчас мы с вами поиграем, вы будете повторять за мной. Готовы?
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой – старший брат.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Воспитатель: В какую игру мы играли, как она называется?
Дети: Семья.
Воспитатель: Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О семье.
Воспитатель: А сейчас сядем за столы.
Дети сидят за столами. На столах стоят тарелочки с кружочками разных размеров и цветов.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам историю, а по ходу рассказа я буду выкладывать на фланелеграфе кружочки разные по величине и по цвету.
Жил был малыш, были у него мама и папа, еще у малыша были брат и сестра. Так же у него были бабушка с дедушкой – мамины родители, бабушка с дедушкой – папины родители.
И жили они вместе.
Теперь посмотрите, что же у нас получилось. А получилась у нас схема. Давайте повторим это новое слово – схема. Как можно назвать эти кружочки одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно, это схема семьи. А сейчас каждый из вас составит схему своей семьи. Маленькие кружочки – это дети, побольше – это мама и папа, самые большие – это бабушки и дедушки.
(Дети выкладывают схемы).
Воспитатель: Хорошо все справились. Расскажите по схеме про свою семью.
Воспитатель: Вот какие схемы у нас получились. Семьи бывают разные: большие и маленькие. Каждый человек с рождения имеет семью. Скажите, что же такое семья?
Дети: Это родственники, которые живут вместе.
Воспитатель: Ребята, а все члены семьи проживают вместе в одной квартире или доме?
Дети: Не всегда. Бывает, что дедушка и бабушка живут отдельно, ходят друг другу в гости или ездят в отпуск.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
Человеку нужна семья, чтобы…
Дети: Чтобы готовить еду, заботиться друг о друге, чтобы воспитывать детей.
Воспитатель: Давайте, поразмышляем. В семье живут родные разного возраста. Самые старшие в семье – это бабушка и дедушка. Моложе бабушки и дедушки – это …
Дети: Мама и папа.
Воспитатель: Младшие в семье – это…
Дети: Это дети.
Воспитатель: А всегда ли бабушка и дедушка были такими старенькими? Как вы думаете?
Дети: Раньше бабушка и дедушка были молодыми.
Стихи про дедушку и бабушку.
1 ребенок: У меня есть дедушка
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
2 ребенок: Мы с бабушкой – большие друзья,
Должна вам признаться я.
Мы вместе готовим хинкал,
Обед чтобы сытным стал.
Печем пирожки и оладьи,
И вам, как гостям, будем рады!
Воспитатель: Вы знаете дети, у каждого в семье свои обязанности. Давайте вспомним, кто чем занимается.
Игра «Кто, что делает?»
Воспитатель: Бабушка…
Дети: Печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками…
Воспитатель: Мама…
Дети: Готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей…
Воспитатель: Папа…
Дети: Ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме…
Воспитатель: Дедушка…
Дети: Работает в огороде, помогает папе, бабушке…
Воспитатель: Сестра…
Дети: Помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими…
Воспитатель: Брат…
Дети: Помогает папе, дедушке, выносит мусор…
Воспитатель: А что же делаете вы?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, обязанности всех членов семьи вы знаете хорошо. А теперь давайте покажем, как же вы помогаете дома.
Физминутка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Воспитатель: Молодцы, помогли мамам. А знаете, дети, семью почитали с давних пор. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним некоторые из них.
Не нужен клад, коли в семье лад.
При солнышке тепло, при матери добро.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогаю.
Дети объясняют значение пословиц.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили пословицы о семье. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих.
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель:Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми проблемами справились.
В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят.
Игра «Назови ласково»
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папуля – папочка;
Дедушка – дедуля – дедулечка;
Бабушка – бабуля – бабулечка.
Воспитатель: Молодцы, вот как вы любите друг друга. А у нас в Дагестане много национальностей, которые говорят на разных языках. Кто скажет, как называют папу и маму на аварском, кумыкском, даргинском, лезгинском языках.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята. Я вижу, что все вы очень любите свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная и крепкая семья. А вы знаете стихотворение о семье?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Расскажи, Сакинат, пожалуйста.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем
Основа основ – родительский дом.
Воспитатель: Молодец! Спасибо!
А если в семье все заботятся друг о друге, любят и гордятся друг другом, то в такой семье будет что? Как вы думаете?
Дети: Будет мир, дружба и любовь.
Песня про семью.
Воспитатель: А теперь давайте сотворим волшебство. На ваших столах лежат листочки с нарисованным цветком, но его надо украсить. Пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка.
Дети приклеивают цветочки в контур сирени.
Звучит музыка.
Воспитатель: Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!