Интегрированные: способствовать эмоциональному восприятию картины
Средства: иллюстрация М.М. Байрамбекова к азербайджанской сказке «Семь гранатовых прутьев».
Ход занятия
Воспитатель показывает иллюстрацию к азербайджанской сказке «Семь гранатовых прутьев».
В.: Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто изображен на иллюстрации? (Богатыри) Сколько их? (Семеро) Можно их назвать братьями? Какие они? Подберите разные слова к ним. (Дружные, сильные). Кто ведет беседу с богатырями? (Отец). Как вы думаете, о чем он говорит?
В.: А вот, что с ними случилось однажды, мы узнаем из сказки «Семь гранатовых прутьев».
Воспитатель читает сказку.
В.: В сказке есть начало, середина, конец. О чем говорится в начале сказки? В середине? В конце.
В.: Какими были братья в начале? (Дружные, сильные, трудолюбивые). Что с ними случилось? (Они стали ссориться).
В.: Что отец-старик сделал, чтобы братья жили в дружбе, согласии? (Ответы детей)
В.: В сказке есть такие слова: «сызмальства», как можно сказать по-другому? (С детства). «Недруг» (Враг).» «Одержать верх» (Победить), «Сводить с ними счеты поодиночке» (Ссориться с каждым).
В.: Посмотрите, какая геометрическая фигура у меня в руке? (Круг). Я сейчас отрежу часть круга, это круг? (Нет). Части не хватает. Так же и в сказке, рассказе есть части: начало, середина, конец.
В.: У вас на столах модель – круг. Он разделен на части. Красная часть- начало, желтая часть – середина, синяя – конец.
В.: Я прочитаю сказку, опуская часть сказки. Вы должны отгадать, какую часть я опустила и фишкой отметить, какую часть опустила.
Воспитатель читает еще раз сказку, опуская начало.
В.: Какую я часть опустила? Отметьте фишкой, какая эта часть. (Начало). Придумайте другое начало. Какими словами можно начать сказку? (Жили-были. Однажды. В некотором царстве, в некотором государстве…..».
Дети придумывают другое начало.
В.: Как стали жить братья? (в согласии). Как вы понимаете выражение «Сила и счастье – в единстве». Что такое «счастье»? (Высказывание детей).
Примечание: аналогично можно провести занятие, когда воспитатель читает начало и конец, а детям предлагает придумать середину; читает начало, середину, а дети придумывают конец.