Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вспомнила одно стихотворение. Хотите послушать?
О каком времени года говорится в стихотворении? Дети: Об осени.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Назовите ее приметы?
Дети: Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; небо стало хмурым, пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Воспитатель: Кто знает почему осень называют золотой? Золотые листья, золотые деревья.
Дети:Потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому все кажется золотым.
Воспитатель: Дети, а вам нравится осень?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: И я очень люблю осень! А вот послушайте отрывок из стихотворения нашего дагестанского поэта Р. Рашидова, как он описывает осень в горах.
Зиму встречая сердитую,
Лес в нашем горном краю
Красную, золотом шитую,
Сбросил одежду свою.
Ветки торчат оголенные.
Белка – хозяйка дупла –
Солнцем орехи каленные
На зиму всю припасала.
Еж прошуршал под осиною.
Возит грибы на спине
В нору он на зиму длинную,
Как на стальной бороне.
Р.Рашидов
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дети: Понравилось.
Воспитатель: Какую сбросил одежду лес в нашем горном крае?
Дети: Красную, золотом шитую.
Воспитатель: Да, в осеннем лесу сейчас очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Посмотрите на слайды, какая красивая осень у нас в горах Дагестана.
Дети смотрят слайды.
Воспитатель: Давайте теперь покажем, какой же осенний лес.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом - эстампом. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем это делать?
На клеёнку кладём наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем.
(Рассказ сопровождается показом).
Воспитатель: Все поняли, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в правую руку и аккуратно приступим к работе.
(Дети работают под музыку Н.Дагирова «Осенний лес»).
Воспитатель: Какой красивый осенний лес у нас появился в группе. Но сколько листьев на земле и дорожках. Пока наши рисунки высохнут, давайте, наведем порядок.
Физкультминутка.
Мы дорожки подметаем
Мы дорожки подметаем Имитация движений.
Листья в кучи собираем Наклониться, имитировать движение.
Чтоб гуляя, малыши Подскоки на месте.
Веселились от души!
Ох, устали, «Обтереть пот со лба».
Отдохнем. Присесть.
Воспитатель: Что мы с вами рисовали?
Дети: Осень в Дагестане.
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы?
Дети: Да.
Воспитатель:Вы настоящие волшебники. У вас такие красивые работы потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали аккуратно и дружно. Мы развесим наши работы на выставке, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые.
Рисунки размещаются на стенде, дети рассматривают их.