Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи в старшей группе «В гости к тётушке Сове»»
Занятие по развитию речи
в старшей группе
«В гости к тётушке Сове»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевого развития, посредством прохождения квест-игры «В гости к тётушке Сове».
Задачи:
1. Создавать условия для развития речевого аппарата, развития навыков задавать направление и силу воздушной струи. 2. Создавать условия для развития грамматически правильной и связной речи, обогащения словарного запаса, развития логического мышления, внимания, памяти.
3. Содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решения, конструктивно взаимодействовать, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.
4. Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
5. Создавать условия для развития познавательных процессов.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями для игр: «Деревня», «Цветы», «Составь слово».
2. Оборудование для игры «Дождик для цветов»: стаканчики, ёмкость с водой, краски, кисточки, коктейльные трубочки, карточки с готовыми облаками (формат А4), салфетки.
3. Набор детской посуды и продуктов-бутофории для игры «Накрой стол к чаю».
Ход ОД:
Начало: Дети заходят в группу, здороваясь с гостями.
В. Ребята, какое сейчас время суток?
Д. Дети отвечают на поставленный вопрос полным предложением.
В. А с чего начинается ваше утро?
Д. Ответы детей: «Моё утро начинается с…» варианты ответов.
В. Как замечательно начинается наше утро дома! Ребята, а давайте покажем нашим гостям, как мы встречаем наше утро в детском саду?
Речевая гимнастика «Доброе утро»
(комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, пальчиковые игры)
Сюрпризный момент: Стук в дверь.
В. Ребята, вы слышали стук? Кажется кто-то пришёл к нам в гости! Кто там? (голос из-за двери: Письмо для группы «Гномики»)
Нам письмо? Вот так сюрприз. Давайте ребята посмотрим от кого письмо.
Воспитатель вместе с детьми идут к двери, открывают, на пороге лежит письмо.
В. (читает) адресант: (поясняет детям значение слова) Это тот кто написал нам письмо: Лесная поляна, домик тётушки Совы, адресат: (поясняет детям значение слова) Это тот кому адресовано (написано) письмо: г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, дом 13 детский сад «Ягодка» для детей группы «Гномики». Ребята письмо попало по адресу?
Д. Ответы детей.
В. Ребята, давайте прочитаем, что написала нам тётушка Сова.
Письмо от Тётушки Совы.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Тётушка Сова. У меня случилась беда! На днях был сильный ветер, который сорвал табличку с моего домика. Она упала и раскололась на несколько частей. Мне удалось собрать и склеить части таблички, но все же два кусочка унес ветер. Теперь никто не сможет прочитать, чей это домик. А ведь у меня сегодня День Рождения! Ребята, может вы сможете прийти на мой праздник?! А по пути попытаетесь отыскать недостающие кусочки таблички? А для того, чтобы вы не заблудились, я посылаю вам карту. Ребята, жду с нетерпением в гости!
Ваша Тётушка Сова.
В. Ну что, ребята, отправимся в гости к тётушке Сове?
Д. Варианты ответов.
В. Отлично! Отправляемся в путь! Но, давайте для начала рассмотрим карту.
Д. Рассматривают карту и, с помощью воспитателя, определяют направление пути и способы передвижения
Детский сад (передвижение пешком) -- железнодорожная станция (передвижение на электричке (поезде)) -- деревня (передвижение пешком) -- луг (передвижение пешком) -- лес (передвижение пешком) -- домик Тётушки Совы
В. Ну что, ребята, отправляемся в путь?
Дети вместе с воспитателем расставляют стулья по принципу сюжетно-ролевой игры « Поезд».
В. Ребята, наш поезд готов, но кто будет машинистом поезда? Каким способом мы можем выбрать машиниста?
Д. Варианты ответов детей. (считалка, жребий, голосование).
В. Я предлагаю сделать выбор методом жеребьевки.
Д. Тянут жребий (в мешочке заранее приготовлено 7 палочек одного цвета и 1 другого цвета).
В. Машинист выбран, поезд готов к отправке. В путь! (звучит аудиозапись имитирующая звук движения поезда).
В. Стоп машина! Первая станция! (звучит аудиозапись «звуки деревни») Ребята, как вы думаете, куда мы с вами приехали?
Д. Варианты ответов детей по каким звукам определили. (мычание коровы, кудахтанье кур, и т.д.)
В. Правильно ребята, мы приехали с вами в деревню. А что вы можете рассказать о деревне? Какие домашние животные живут в деревне? Какие домашние птицы живут в деревне? Какие дома в деревне? (классификация по размеру, по материалу)
Д. Ответы детей согласно поставленным вопросам.
В. Молодцы, ребята! Вот сколько интересного вы знаете о деревне и её жителях! (звучит аудиозапись с голосом ветерка)
Ветерок.
Ха-ха-ха, это я, ветерок! Я спрятал недостающие кусочки таблички. Чтобы их получить, вам необходимо справиться с заданиями. Вот первое задание: Найдите ошибки в рассказе-небылице!
В. Ах, какой проказник этот ветерок! Ну что ребята, как вы думаете справимся с заданием?
Д. ответы детей.
В. Хорошо, слушайте внимательно! (читает рассказ-небылицу). Какие ошибки вы услышали в рассказе?
Д. Ответы детей.
(Звучит аудиозапись с голосом ветерка)
Ветерок.
Какие смышленые ребята! Ну что же, придется отдать вам первый кусочек таблички. Ловите!
Воспитатель, незаметно для детей достает кусочек таблички с изображением буквы «С».
В. Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием и первый кусочек таблички у нас. Какая это буква? Какой звук?
Д. Ответы детей.
В. «С» это гласный или согласный звук? Как вы определили, что звук «С» согласный? Звук «С» может быть твердым или мягким? (произнести твердый звук и мягкий звук «С»).
Д. Варианты ответов детей согласно поставленным вопросам.
В. Молодцы ребята! Но впереди нас ждут еще испытания. Мы ведь не боимся трудностей? Давайте посмотрим на карте, в каком направлении нам необходимо двигаться дальше.
Д. Рассматривают карту.Варианты ответов.
В. Ну что же, продолжаем наш путь! (звучит аудиозапись «звуки поля») Ребята, куда мы с вами пришли?
Д. Варианты ответов детей, по каким звукам определили (жужжание пчел, стрекотание кузнечиков, журчание ручья и т.д.).
В. Правильно ребята, мы пришли с вами в поле. А какие полевые цветы вы знаете?
Д. Ответы детей.
В. Молоды, ребята! Много названий полевых цветов знаете! А вы знаете такое растение – герань? Какое это растение? Где оно растет?
Д. Ответы детей.
В. Все верно, ребята! Но герань растет не только дома на подоконнике. Она растет и на лугу. Герань, которая растет на лугу, называют…Как вы думаете, как? Если она растет на лугах, то она какая?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ребята, это луговая герань. (воспитатель показывает, для сравнения картинки с изображением комнатной и луговой герани. Дети рассматривают картинки, а воспитатель продолжает свой рассказ). Цветет луговая герань очень мало – только два дня! Но цветков у нее очень много, поэтому кажется, что герань цветет очень долго. Пыльцу герани очень любят разные насекомые, но она не отдает свою пыльцу ползающим жучкам, а бережет её для пчел и бабочек. Стебель цветка покрыт липкой жидкостью, поэтому жучки не могут проползти. Как вы думаете почему?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ребята, они попросту прилипают к стеблю растения. А вот пчелам и бабочкам это не мешает. Почему?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ведь пчелы и бабочки летают и садятся на цветок сверху! И им эта липкая жидкость на стебельке внизу цветка нисколько не мешает. У луговой герани есть еще одно название, и узнать какое – это будет вашим домашним заданием! Но…ребята, мы задержались с вами в пути. Тётушка Сова нас уже заждалась в гости. А мы еще не нашли еще один кусочек от таблички. (звучит аудиозапись с голосом ветерка)
Ветерок.
Ну что же. Вы справились с первым заданием, но со вторым вам точно не справится! Сможете полить все луговые цветы?
В. Ребята, откуда полевые цветы получают влагу? Кто их поливает?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ребята, полевые цветы поливает дождь. Как нам полить все цветы? Где взять дождь?
Д. Ответы детей.
В. Отлично придумали, ребята. Мы нарисуем дождь! Я предлагаю сделать это необычным способом! И ветерок нам в этом поможет! Будем рисовать при помощи воздуха. (на столе разложены карточки с облаками, сделанными из соли).
В. Ребята, перед вами лежат карточки. Что на них изображено?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ребята, на карточках изображены облака. Но из чего идет дождь?
Д. Ответы детей.
В. Верно, дождь идет из тучи. И чтобы наши с вами облака превратить в тучи, что нужно сделать?
Д. Ответы детей.
В. Правильно, ребята. Облака нужно раскрасить. В какой цвет будем раскрашивать облака? Какого цвета тучи?
Д. Ответы детей.
В. Верно, ребята, тучи черного, серого, либо темно синего цвета. Перед вами стоят контейнеры с водой окрашенной в черный и синий цвет. Вы можете раскрасить свои тучи в черный, синий цвет. Либо комбинировать краски. Необходимо обмакнуть кисточку в воду и перенести аккуратно каплю на облако. (дети раскрашивают облака).
В. Отлично, ребята, тучи готовы. Теперь осталось нарисовать дождь. Для этого необходимо капнуть каплю краски на бумагу рядом с тучей и при помощи воздуха, выдуваемого из коктейльной трубочки направить её в нижнюю часть листа бумаги. (дети при помощи воздушной струи рисуют дождь, воспитатель следит за правильностью выполнения упражнения на силу и направление воздушной струи, напоминает правила выполнения упражнения. После того, как дети сделают несколько дождевых струй, начинает звучать аудиозапись «Дождь».) Ребята, прислушайтесь,…. у нас получилось сделать дождь! Теперь он точно польет все луговые цветы! (звучит аудиозапись с голосом ветерка)
Ветерок.
Молодцы, ребята, и со вторым заданием смогли справиться. Ловите второй кусочек таблички!
В. ( незаметно для детей достает кусочек таблички с изображением буквы «О»). А вот и второй кусочек таблички! Какая это буква? Какой звук?
Д. Ответы детей.
В. «О» это гласный или согласный звук? Как вы определили, что звук «О» гласный? Давайте вместе пропоем звук «О».
Д. Варианты ответов детей согласно поставленным вопросам.
В. Ребята, какие же вы все молодцы! Так быстро и ловко справляетесь с заданиями. Я очень вами горжусь! Но пора продолжать наше путешествие. Давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше?
Д. Рассматривают карту. Варианты ответов. (звучит аудиозапись «Лес»)
В. Ребята, вы слышите эти звуки? Как вы думаете, куда мы пришли?
Д. Варианты ответов детей, по каким звукам определили (шелест листвы, пение птиц, кукует кукушка и т.д.)
В. Правильно, перед нами лес. Ребята, а кто помнит какой адрес указан на конверте? Где живет тётушка Сова?
Д. Варианты ответов детей.
В. Правильно, ребята, наша тётушка Сова живет в лесу. Значит мы уже находимся совсем близко к её домику! А вот и заветная табличка! Давайте вернем недостающие кусочки на место! (дети ставят кусочки таблички и по желанию читают надпись).
В. А вот и вход в домик! Ребята, давайте постучим к Тётушке Сове! (дети стучат в домик, появляется Тётушка Сова).
С. Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть всех вас на своем празднике! Спасибо, что согласились отправиться в такое далекое и нелегкое путешествие, не испугались всех испытаний и со всем справились. Вы очень дружные и смелые ребята! Что вам больше всего понравилось в вашем путешествии? Что нового и необычного узнали?
Д. Ответы детей.
С. Ребята, вы все молодцы! Но, я не успела накрыть на стол к празднику. Вы мне поможете? (дети помогают накрыть Сове стол к чаю).Спасибо, ребята за вашу помощь! Прошу всех к столу, угощайтесь гости дорогие…(сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».)
В. Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями, и продолжим наш праздник. (дети прощаются с гостями).