Занятие для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»
Занятие для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»
Занятие рассчитано на группу из пяти-шести человек. Продолжительность занятия — 10–15 минут.
Оборудование и материалы:две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных. Во второй песочнице закопаны деревянные плоскостные фигурки сказки «Волк и козлята».
Цели занятия:научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанализа); закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации; способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Давайте посмотрим, что сегодня приготовил нам наш «Песочный дворик».(Роется в песке.) Смотрите-ка, фигурки! Из какой они сказки?
Дети: Из сказки про волка и козлят.
Педагог: Назовем-ка всех персонажей сказки: всех, кто там упоминается.
Дети перечисляют персонажей, психолог раздает им игрушки, роли которых дети будут исполнять. Роли козы и волка исполняют взрослые.
Педагог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».
Педагог и дети рассказывают сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы. Педагог по мере разворачивания сказки «маркирует» эмоции персонажей.
Психолог: Как козлятки боялись волка? Вот как: «З-з-з-з-з; ж-ж-ж!». (Дети изображают, как можно дрожать.) Как справиться со страхом? Давайте лучше глубоко подышим животиком, будто у нас внутри надувается воздушный шарик. Вот так. А теперь научим этому козляток. Наверное, тот козленок, который в мешок к волку не попал, умел со страхами справляться, как и мы?
Дети: Да!
Педагог: Когда мама-коза пришла домой и не нашла там козляток, что она почувствовала?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»»
Занятие для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»
Занятие рассчитано на группу из пяти-шести человек. Продолжительность занятия — 10–15 минут.
Оборудование и материалы:две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных. Во второй песочнице закопаны деревянные плоскостные фигурки сказки «Волк и козлята».
Цели занятия:научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанализа); закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации; способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Давайте посмотрим, что сегодня приготовил нам наш «Песочный дворик».(Роется в песке.) Смотрите-ка, фигурки! Из какой они сказки?
Дети: Из сказки про волка и козлят.
Педагог: Назовем-ка всех персонажей сказки: всех, кто там упоминается.
Дети перечисляют персонажей, психолог раздает им игрушки, роли которых дети будут исполнять. Роли козы и волка исполняют взрослые.
Педагог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».
Педагог и дети рассказывают сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы. Педагог по мере разворачивания сказки «маркирует» эмоции персонажей.
Психолог: Как козлятки боялись волка? Вот как: «З-з-з-з-з; ж-ж-ж!». (Дети изображают, как можно дрожать.) Как справиться со страхом? Давайте лучше глубоко подышим животиком, будто у нас внутри надувается воздушный шарик. Вот так. А теперь научим этому козляток. Наверное, тот козленок, который в мешок к волку не попал, умел со страхами справляться, как и мы?
Дети: Да!
Педагог: Когда мама-коза пришла домой и не нашла там козляток, что она почувствовала?
Дети: Она расстроилась. Опечалилась. Загрустила очень сильно. Она чуть не расплакалась.
Педагог: Не плачь, мама-коза, не расстраивайся! Козлятки сидят в мешке, но ни капельки волка не боятся: мы научили их со страхами бороться. Они просто ждут терпеливо, когда ты за ними придешь! Пойдем-ка все мы по волчьим следам. Вот здесь волк мешок по земле волок, здесь дорогу хвостом заметал, но мы все равно знаем, что это его следы. Точно, вот его дом.
Взрослый (в роли мамы-козы): Эй, злой волк! Отдавай немедленно козлят!
Взрослый (в роли волка): У-у-у-у-у-у! Не отдам! Хотя мне даже не хочется есть этих козлят: они меня совсем не боятся! Но я их все равно не отпущу, потому что я злюсь!
Дети (в роли козлят): А ты поиграй с нами в игру «Солнышко и дождик».
Взрослый-волк: Ладно уж, так и быть, поиграю!
Проводится словесная игра.
Взрослый-волк: Что-то вся моя злость прошла! Может, эти козлятки волшебные? Ладно, мама-коза, забирай своих детушек. Не нужны они мне.
Педагог: Обрадовались козлята. И мы тоже вместе с ними порадуемся.
Взрослый-волк: Я теперь тоже хочу быть хорошим, не злым, раз вы меня не боитесь. Хочу с вами дружить, а то в лесу одному так скучно! Возьмите меня с собой.
Мама-коза: Жить мы тебя к себе взять не можем: у нас дом маленький. Вот разве что огород охранять…
Педагог: Кто, ребятки, обычно дом и огород охраняет?
Дети: Собака. Пес.
Волк: Но я вовсе не собака. Я похож на слона: сильный, серый. Пожалуй, я буду слоном.
Дети убеждают волка, что он совсем не похож на слона, а гораздо больше похож на собаку.
Взрослый-волк: Ну, хорошо. Не буду слоном. Буду кем-нибудь другим («роется» в песке первой песочницы). Вот, посмотрите, что тут спрятано.
Дети откапывают трафареты животных. Волк все время говорит, что он похож на изображение какого-то вновь обнаруженного животного. Дети сравнивают трафарет и волка и доказывают, что это не так.
Педагог: Не пора ли обнаруженным зверюшкам домой? Они уже наигрались в нашем песочке. Давайте посмотрим, какому животному какой домик подходит?
Психолог раздает детям рамки для вкладышей. Дети подбирают к рамкам подходящих зверей.
Педагог: Зверята вернулись в свои домики. Как вы думаете, мы хорошо поступили, вернув их домой?
Дети: Хорошо.
Педагог: Почему?
Дети: Они уже устали гулять. Они к маме захотели.
Педагог: Значит, мы молодцы?
Дети: Да!
Педагог: А теперь давайте вспомним про нашего волка. На кого же он все-таки больше всего похож?
Дети приходят к выводу, что волк больше всего похож на собаку, и убеждают в этом волка. Только вот лаять волк не умеет. Может, научится? Дети показывают, как лает собака («Р-р-р-р-аф-аф, гав-гав!»). Волк обещает тренироваться. Дети подбирают ему «доброе» имя.
Педагог: Ну, вот: теперь все подружились. Волк совсем исправился и будет теперь двор у козы сторожить. Козлята незнакомым дверь открывать не будут. И мама-коза постарается не оставлять их одних. Правда, хорошая сказка у нас получилась? Мы молодцы! Похлопаем себе и друг другу.
Занятие для детей первой младшей группы с применением песочной терапии «Расти, репка, на песке!»
Занятие рассчитано на группу из пяти-шести человек. Продолжительность занятия — 10–15 минут.
Оборудование и материалы:две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных. Во второй — фрагмент иллюстрации к сказке «Репка» (иллюстрация наклеена на картон и обтянута прозрачной пленкой). В отдельной емкости у психолога находится набор маленьких фигурок — персонажей сказки «Репка».
Цели занятия: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа); способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Проводится игра «Чувствительные ладошки». Педагог и дети по очереди оставляют на ровной поверхности песка отпечатки рук — то внутренней, то внешней стороны кисти.
Педагог: Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуете вы?
Дети отвечают: «Мне тепло, приятно» и т.д.
Педагог: Песочек какой?
Дети: Хороший, ласковый, желтый, щекотный и т.д.
Педагог: Давайте посмотрим, какие следы мы можем оставить на песке — ладошками, пальчиками, ребром ладони. Посмотрите: они разные, на что они похожи?
Дети отвечают.
Педагог: Давайте копнем песочек поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Дети копают песок, обнаруживают плоские вкладыши в форме зверей.
Педагог: Смотрите: маленькие зверюшки решили поиграть в прятки, сбежали из своих домиков и спрятались в песочке. Вы знаете, как эти зверята называются? (Дети называют обнаруженных животных.) Давайте посмотрим, какие отпечатки оставляют зверюшки на песке.
Педагог: Кажется, теперь зверюшки наигрались в песочке и захотели домой. Давайте поселим зверюшек в свои домики.
Педагог раздает детям рамки, к которым требуется подобрать вкладыши в виде фигурок животных. Дети подбирают к рамкам подходящие вкладыши.
Педагог: Вот мы и помогли зверятам вернуться в свои домики. Как вы думаете, мы хорошо поступили?
Дети: Хорошо!
Педагог: Почему?
Дети высказывают свои соображения: зверята устали гулять. Они к маме захотели. Они соскучились по своему домику. Они спать хотят.
Педагог: Раз мы хорошо поступили, значит, мы молодцы?
Дети: Да!
Педагог: Давайте посмотрим, не приготовил ли «Песочный дворик» нам еще какой-нибудь сюрприз — раз мы такие молодцы?(Запускает руку в песок.) Здесь что-то есть. Раскопаем?
Дети: Да!
Дети и психолог откапывают фрагмент иллюстрации к сказке «Репка».
Педагог: Картинка какой сказки здесь пряталась?
Дети: Это сказка про дедку, про репку! Это сказка «Репка»!
Педагог: Правильно, ребятки, а наши знакомые зверюшки встречаются в этой сказке? (Педагог показывает детям изображения животных-вкладышей из рамок.) Лось репку тянул? Дельфин дедушке помогал репку тянуть? А змея в сказке встречалась?
Дети отвечают, реагируя очень эмоционально.
Педагог: Так какие же звери встречались в сказке «Репка»?
Дети перечисляют зверей — персонажей «Репки». Психолог в это время достает из контейнера игрушки для сказки: собачку, кошку, мышку.
Педагог: А кто репку сажал?
Дети: Дедка!
Педагог: Кто ему помогал?
Дети: Бабка, внучка.
Педагог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».
Вместе с детьми взрослый рассказывает сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы. Педагог может провокационно ставить в песок зверей, не имеющих отношение к сюжету, — дети поправляют его.
Педагог: Когда герои сказки вытянули репку, что они почувствовали?
Дети: Обрадовались!
Педагог: Как мы радуемся? Давайте покажем. (Дети изображают радость.) Почему дедушке и его помощникам все-таки удалось вытащить репку?
Дети: Потому что герои сказки все делали дружно, не ссорились. Даже кошка с собакой. И все друг другу помогали. Даже маленькая мышка помогала.
Педагог: И мы с вами дружно сказку рассказали. Хорошо у нас получилось?
Дети: Да!
Педагог: Давайте запомним: если что-то делать вместе и дружно, то все у нас чудесно получается. Мы — молодцы! Похлопаем себе и друг другу.