Просмотр содержимого документа
«Занятие "Дербент - самый древний город"»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дербент — древний город»
Цели: создать у детей образ Дербента – древнего города в Дагестане.
Задачи:
Образовательные - расширить кругозор детей сведениями о древнем и современном Дербенте. Познакомить детей с достопримечательностями города Дербент.
Развивающие – развивать познавательный интерес к любимому городу. Вызвать в детях чувство восхищения и гордости.
Воспитательные - воспитать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему, что окружает детей. воспитывать патриотические, гражданские чувства.
Оборудование: интерактивная доска, цифровое оборудование, слайд-шоу города Дербент, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Дербент, видеозаписи путешествий по Дербенту.
Словарная работа: магал, Джума-мечеть, синагога, церковь
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности родного город». Цикл бесед «История моего города», «Достопримечательности моего города»; дидактические игры «Собери герб республики, города», «Собери флаг»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие по республике», «Прогулка по городу»; слушание гимна Российской Федерации, Республики Дагестан.
Ход занятия:
Музыка: песня Э. Кулиева «Песня о Дербенте»
Воспитатель предлагает детям отправиться в «путешествие» по Дербенту.
Сегодня мы отправляемся в путешествие, не выходя из группы. Все готовы? Внимание на экран. (звучит музыка)
Воспитатель: Дербент – один из древнейших городов мира и самый древний город России. Название Дербент с персидского означает «дар» и «банд»: «закрытые ворота». Археологи установили, что первое поселение возникло 5 тысяч лет тому назад. Дербент был окружен крепкими стенами с башнями, построенными из больших камней. Слух о «дивных стенах» как об одном из чудес света, порождал множество легенд. У древних стен искали славу и военную удачу почти все известные завоеватели. Через Дербент пролегал один из важнейших участков шелкового пути. Многочисленные караваны из Индии и Китая везли шелк, чай, фарфор, а обратно – коней, оружие, золото и серебро. И владеть городом означало контролировать такое богатство. О Дербенте упоминается во всех священных писаниях Торе, Библии, Коране. Здесь построена джума – мечеть, церковь и синагога. Эти здания предназначены для вероисповедания каждой религии: Джума-мечеть для мусульман, церковь для христиан, синагога для евреев. Как и древний Иерусалим Дербент был колыбелью трех мировых религий.
«Экскурсия» по крепости «Нарын-кала»
Со временем крепость отделили от города стеной и превратили в закрытую резиденцию правителей и стали называть «Нарын – кала». А город поделили на магалы. Магал – это квартал древнего города, а поскольку Дербент очень древний город, его кварталы официально называются магалы.
Здесь можно увидеть захоронения, древние предметы быта, развалины крестово-купольной церкви, ханской бани, тепло в которой благодаря особой технологии поддерживало горением одной свечи, ворота позора, подземная тюрьма-зидан, обзорная площадка, на которой располагались сторожевые отряды охранников крепости.
Воспитатель: Ахмад прочтет нам стих про Дербент!
Меж Каспия и гор Кавказских,
Уже пять тысяч долгих лет,
Стоит на побережье город,
Ему название - Дербент.
Чтоб посмотреть на город с высоты,
Взойдешь на крепость, обходя магалы,
Там, где вдоль стен ковровые развалы,
И перехватит дух от красоты.
Куда ни взглянешь, чудно как в раю:
В красе мечети, церковь, синагога,
Вот там мой дом, в тоннель ведет дорога,
И я орлом над городом парю.
Воспитатель: В Дербенте много мечетей. А о самой главной мечете всех верующих – Джума- мечете нам расскажет Амина:
Джума - мечеть находится недалеко от крепости на 6 магале. Это одна из пяти древнейших мечетей мира. На территории мечети медресе. Во дворе мечети растут огромные тысячелетние деревья, платаны, посаженные здесь при закладке мечети, чтобы их кроны укрывали двор от солнца и в то же время чтобы их корни держали фундамент всей мечети. Внутри обязательно нужно снять обувь в специальном месте, не кричать и не бегать.
Воспитатель: Спасибо Амина, за интересный рассказ. А теперь немного поиграем, подвигаемся.
Объявляется физкультминутка.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
«Экскурсия» по Армянской церкви
Воспитатель: не менее важная достопримечательность Дербента находится недалеко от площади – армянская церковь: здание церкви крестово-купольное. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. В здании церкви размещен музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с иллюстрациями Армянской церкви. После рассматривания иллюстраций с изображением памятника Петра 1 воспитатель рассказывает о том, как Петр 1 посетил Дербент.
Воспитатель: В 1722 году Дербент посетил Петр I. Петр I побывал во дворце, осмотрел город и его окрестности. Для него в нижней части города была построена землянка. На этом месте сейчас музей Петра 1. В Петропавловском соборе хранятся 7 ключей от ворот Дербента: один серебряный и шесть железных.
«Экскурсия» – по парку боевой славы
Парк боевой славы находится рядом с площадью, здесь можно узнать имена дербентцев – героев Советского Союза. В центре – вечный огонь и статуя скорбящей матери с журавлями, много цветов. И днем и ночью горит огонь в память о погибших. В парке проходят различные концерты, выступления, выставки рисунков детей, мероприятия по различным темам. С парка открывается неплохой вид на купола армянской церкви в глубине магалов. Это место любят посещать взрослые и дети.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Мы завершаем сегодняшнюю экскурсию по достопримечательностям прекрасного города Дербент. Хотя в Дербенте еще очень много замечательных мест. Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал бы побывать в Дербенте! О Дербенте написано много стихов и песен. Какие вы знаете?
Рефлексия. Подведение итогов занятий.
- Где вы побывали, что нового узнали?
- О каких достопримечательностях Дербента вы узнали?
- С какими религиозными зданиями вы познакомились?