Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.
Задачи
Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине); закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке», К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе», А. Клыков «Лисица», Т. Скребицкий «Заяц», «Белка»; рассматривание альбома «Дикие животные»; отгадывание загадок о диких животных.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сложи узор», «Математический планшет», контурные изображения животных (по 1 на стол), палочки Кюизенера (по количеству детей), мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей), листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка), простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.
Ход занятия
І. Вводная часть
Организационный момент
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
- Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин).
Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз).
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы).
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук).
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.
- Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
- Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает». Если так бывает — улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает — хмуримся и топаем ногами.
-Бывает круг с углами. — Бывает весна после зимы.
-Бывает петух с 4 ногами. — Бывает у собаки 4 лапы.
-Бывает после понедельника суббота. — Бывает ночь после утра.
-Бывает у человека 3 глаза. — Бывает число два больше трех.
-Бывает трава зеленого цвета. — Бывает число пять идет после семи.
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.
II часть. Основная.
Слайд 2.
- Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.
Загадка
Я привык на юге жить. Я умею говорить! День-деньской могу летать, Разным звукам подражать.
Кто такой я? Угадай! Разноцветный — Дети: — Попугай!
(Щелчок — раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)
- Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю). «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!».
Слайд 3.
- Так что, поможем?
Дети: — Да!
- В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …). Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.
Детям представляется выбор дидактического материала.
«Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм».
«Сложи узор».
«Математический планшет».
«Змейка».
- Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.
- Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.
Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам».
Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.
- Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.
Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.
Слайд 4.
Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...».
Дети садятся за столы.
Слайд 5.
Дидактическое упражнение «Кто чем питается».
- Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.
Дети выполняют задания.
- Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.
Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.
Дидактическое упражнение «Вольеры для животных»(с использованием палочек Кюизенера).
- Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных). Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания).
Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок».
- Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.).
- Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей («пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи (растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи (опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальныепальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые (выставить указательный и средний пальцы обеих рук,
остальные в кулачке)
Птицы красивые (помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть!
Впрочем, всех не перечесть! (соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончикислегка согнутых пальцев — это «крокодилова пасть»).
Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.
Слайд 7.
ІІІ. Заключительная часть
Вот и вечер наступает Зоопарк наш засыпает, Засыпает до утра, Нам уже домой пора.
- Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?
Слайд 8.
- Спасибо! Мне с вами было очень интересно!
Каждый просто молодец! Путешествию конец. С математикой дружите Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
Сюрпризный момент. — Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.