Знакомство с буквами и звуками С и З (артикуляционным укладом, фонетическими особенностями, звуковыми характеристиками).
Оборудование: Слайд-презентация «В заколдованном замке»», запись шума ветра, Хруст снега, шум машин, шелест листьев, пение птиц, стрекотание кузнечика, гром, шум дождя, шум моря, крик чаек, индивидуальный раздаточный материал (красный и желтый сигнал на каждого ребенка), фасоль и камушки.
Ход занятия:
Дети на ковре, в кругу. Пришло электронное письмо.
Здравствуйте ребята. Я королева страны ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. В нашей стране, случилась беда. Войско злых «ошибок» захватило нашу страну, а меня королеву Грамоту заточило в замке, закрыв на множество замков. И каждый замок заколдован. А открыть их можно только в том случае, если правильно выполнишь задания. Я без вашей помощи не смогу обойтись. Я уверена вы умные. Ловкие смелые и с легкостью выполните задания, откроете все замки и освободите меня.
В-ль: Ну что, идем спасать королеву? (Ответы детей)
В-ль: Вот только как мы попадем в волшебную страну ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ? (Ответы детей: Можно доехать на машине, долететь на самолете, доплыть на корабле, катере и т.д.)
В-ль: - Ребята, что это? (Включает на аудионосителе звук ветра). Это налетел бродяга-ветер. А может он поможет нам попасть туда?
Давайте отправимся вместе с ним. Станем такими же легкими.
Сделайте глубокий вдох носом – руки поднимаем через стороны. Выдох со звуком - руки опускаем через стороны и делаем поворот. Полетели. (Дети повторяют движения за воспитателем).
Я ловлю руками ветер,
Облечу я все на свете:
Поле, речку, ручеёк,
Как красивый мотылёк.
Перемещениев страну «Правильной речи»
Слайд 1. Замок с 5 замками.
Тренировка мимической мускулатуры.
В-ль: Первая замок мы откроем, если покажем наши эмоции. Печаль-от того, что замок заколдован, злость – на войско злых «ошибок», радость от победы над злыми ошибками. А еще какие эмоции вы можете показать? ( удивление, страх.
(Первый замок открывается)
Слайд 2. Замок с 4 замками
В-ль: Ну, вот первый замок открыт. Ребята, здесь какой-то сундучок. Я такой сундучок уже однажды видела, сундучок этот не простой, называется он «Сундучок звуков», Необходимо внимательно слушать и сказать, что вы услышали.
Определение звуков на слух.
В-ль: Какие вы звуки услышали? назовите их (Хруст снега, шум машин, шелест листьев, пение птиц, стрекотание кузнечика, гром, шум дождя, шум моря, чаек)
В-ль: Как вы думаете, эти звуки речевые или не речевые? (не речевые)
Почему их назыают неречевые? (звуки издают предметы)
А здесь в сундучке лежат разные предметы: камушки, орехи, бумага, пакеты. А с их помощью можно создать звуки? (дети отвечают и создают звуки)
В-ль: Что такое речевые звуки? (речевые произносятся с помощью рта)
СА-СА-СА – летит оса.
СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы.
СУ-СУ-СУ – видели осу?
СА-СА-СА – где оса?
СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.
ЗА-ЗА-За – у Зои Коза.
ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы пасём козу.
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – две белые козы.
Вы успешно справились с этим заданием, вот и второй замок открыт.
Слайд 3. Замок с 3 замками
В-ль: Что это? Это какие-то буквы-загадки?
Как вы думаете, что надо сделать? Отгадать загадки? Тогда слушайте внимательно.
Загадывание загадок
Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла.
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла. (Сугроб)
Летит - молчит, Лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт (Снег)
Что за звёздочка такая
На жакете, на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь — вода в руке? (Снежинка)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Ему не холодно в мороз,
У него морковка-нос,
А когда весна настанет,
Он, растаяв, лужей станет. (Снеговик)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Появился он опять. (Снегирь)
После каждой отгадки, воспитатель спрашивает какой звук встретился в слове З или С, и где он расположен (Слайд с отгадкой )
Слайд 4. Замок с 2 замками
В-ль: Вот, и еще один замок открылся, а до следующего замка надо дойти, по длинному коридору.
Динамическая пауза.
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Дальше двигаться пора
В-ль: Присаживайтесь.
Дети присаживаются за столы, где разложены по два сигнальных знака-красный и желтый.
Мы дошли до следующего замка и присели отдохнуть. Какое же задание откроет этот замок.
Игра «Светофор»
В-ль: Замок реагирует на цвет. И если правильно будете поднимать сигнальные карточки, от вспышек замок должен открыться. В словах, которые я буду произносить, затаился нужный сигнал. Он и открывает дверь. Это звук «С». Какого цвета мы будем поднимать карточку, когда его услышим (красный), А если этого звука в словах нет, поднимаем желтый сигнал. (СОЛНЦЕ, ЛИСА, ШАПКА, РЕБУС, СОВА, ПЕРСИК, БОЧКА, КОЛОС).
Плохо что просигналили.
В-ль: Еще попытка (звук З), (ЗОНТ, КОРЗИНА, АРБУЗ, ЛУЖА, ЗАЯЦ, КОЗА, КАМАЗ, КАМЫШ)
Воспитатель. Молодцы, мы успешно справляемся с заданиями, думаю, мы уже недалеко от цели. Вот еще один замок.
В-ль: Эта дверь откроется , если мы немного поработаем руками. Необходимо собрать согласную букву «С» и букву «З» из камешков и фасоли. Это и есть шифр к нашему замку. (Дети работают).
Появляется королева Грамоты со словами благодарности детям.
«Спасибо вам, дорогие ребята, что вы не испугались и прошли все испытания, открыли все замки. Пока вы ходили по замку, на вас попала волшебная пыль- «заклятие ошибок». Я дарю вам волшебную палочку, которая снимет с вас это заклятие . Надо внимательно следить за кончиком волшебной палочки.
(Воспитатель проводит зрительную гимнастику)
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли;
Снежинки вправо полетели-
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели-
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем…
Глазки отдыхают…
(Воспитатель проводит зрительную гимнастику)
Слайд 7: Замок без замков, но мрачный.
В-ль: Королеву мы освободили. Но нужно ещё прогнать войско злых ошибок. Чтобы замок стал цветным, ярким и весёлым.
А поможет нам в этом еще одно задание. Нужно разложить картинки с изображениями предметов в 2 корзинки, в зависимости какой звук встречается в слове З или С.
Слайд 7: Замок без замков, цветной и яркий.
Королева Грамота: Спасибо, дорогие ребята. Вы справились со всеми заданиями, прогнали злые ошибки, освободили меня. Я хочу вам подарить игру «Какой звук здесь живёт?».
В-ль: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, прогнали злые ошибки, освободили королеву Грамоты. Но нужно возвращаться назад.
(Воспитатель включает запись на аудионосителе со звуком дующего ветра).
В-ль: Слышите? Что это? (ответы детей) Это самолет. Он прилетел за нами. Пора возвращаться обратно в группу. Полетели.
Сделайте глубокий вдох – руки поднимаем через стороны. Выдох со звуком - руки опускаем через стороны и делаем поворот. (Дети повторяют движения за воспитателем).