«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию художественно-эстетической деятельности детей в процессе реализации технологии «Детский календарь»
«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию художественно-эстетической деятельности детей в процессе реализации технологии «Детский календарь»
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка. Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в моей деятельности. В её реализации успешно помогает технология « Детский календарь». Наиболее полно, на мой взгляд, в издании представлены: продуктивная деятельность и художественная литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие педагогов и родителей по развитию художественно-эстетической деятельности детей в процессе реализации технологии «Детский календарь»»
«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей в процессе реализации технологии «Детский календарь»
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Принципы, которые позволяют последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:
Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) планировании работы по «Детскому календарю».
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в моей деятельности. В её реализации успешно помогает технология « Детский календарь». Наиболее полно, на мой взгляд, в издании представлены: продуктивная деятельность и художественная литература.
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Система работы с семьями воспитанников включает: повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.
В семье развитие детей осуществляется посредством совместной деятельности родителя с ребенком, но в вопросе организации взаимодействия у большинства родителей возникали трудности. Многие родители не владеют знаниями о возрастных особенностях своего ребенка его индивидуальных способностей. Часто затрудняются в подборе развивающих игр и занятий для ребенка, не могут определиться в выборе пособий, предлагаемых печатных изданий. Поэтому появилась необходимость подбора методических рекомендаций трансляции родителям новых форм проведения занятий с ребенком.
Мы использовали наиболее эффективные формы проведения развивающих занятий с родителями, имеющие практическую направленность:
I направление.
Повышение уровня педагогических знаний родителей, нацеленное на активное обучение, на развитие знаний, умений и навыков, через:
тренинги;
консультации;
«семейный клуб»;
анкетирование;
устный журнал
информационный стенд;
тематические папки.
II направление.
Трансляция опыта позитивного педагогического воздействия на ребенка в семье, через:
час творчества;
круглый стол с показом видеосюжета индивидуальной работы педагога с ребенком;
Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе». Они проводятся с целью сплочения родителей, повышения их компетенции. Знакомство родителей с содержанием календарного планирования, которое строится с опорой на работу с ребёнком в семье. Встречи помогли по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, методах обучения и их развития, повышается их педагогическая компетенция.
«Детский календарь» предоставляет богатые возможности для работы вместе с родителями ребёнка в индивидуальном темпе, в соответствии с собственным желанием. Но работа на этом не заканчивается. Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. При этом мы в работе с детьми не дублируем то содержание, которое уже освоено детьми в семье, а закрепляем, обогащаем и развиваем его.
Например, в индивидуальных и коллективных работах с использованием разнообразных техник рисования, изобразительных средств. Использование коллективной формы работы с детьми имеет следующие особенности:
коллективный творческий процесс радует детей, потому что каждый чувствует себя причастным к полученному общему результату;
коллективная работа, созданная совместными усилиями, получается более впечатляющей, чем созданная индивидуально.
Детские работы из календаря использовались и в самостоятельной продуктивной деятельности. Самостоятельная продуктивная деятельность возникала по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Моя задача как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. К примеру, когда мы с детьми мастерили шапочки для мамы, у некоторых детей возникла идея нарисовать портрет мамы и украсить шапочками.
Все это способствует вовлечению не только детей, но и их родителей к участию в совместных выставках и конкурсах: в детском саду, учреждениях города и на всероссийском уровне.
Мы ежедневно демонстрировали родителям, что очень заинтересованы в занятиях с ребёнком в семье на основе «Детского календаря», потому что они позволяют повысить качество решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие детей.
Использование «Детского календаря» в дошкольном образовательном учреждении и в семье позволило:
стимулировать у детей положительное эмоциональное состояние;
поддерживать их активность дома и в детском саду;
стимулировать и обогащать образовательную деятельность детей в ходе познания, в процессе художественного творчества, в чтении, игровой деятельности;
изменились и изобразительные способности детей: научились подбирать цветовую гамму, устанавливать правильные пропорции.
В ходе работы по детскому календарю мы увидели, понимание родителей, что они несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Родители готовы к совместной деятельность с ребёнком на основе «Детского календаря» и регулярно выполняют задания в соответствии с рекомендациями авторов .
Родители, занимаясь с детьми по «Детскому календарю» проявляют заинтересованность, высказывают положительные отзывы, которые включают в себя не только результаты познавательного развития ребёнка, но и развитие у детей таких качеств, как активность, любознательность, желание узнавать что-то новое. Кроме этого родители отмечают и положительные стороны во взаимодействии с ребёнком, в возможности узнавать своего ребёнка с другой стороны, как субъекта деятельности. Многие родители, знакомясь с объёмом необходимых знаний детей (посредством предложенных заданий в «Календаре»), расширяют их, в соответствии с возрастными особенностями.
Мы отметили, что за время содержательного взаимодействия с родителями и систематического использования дидактического материала «Детский календарь» в семье и детском саду обеспечено единство целей в развитии ребенка, повысилось качество взаимодействия детского сада и семьи, перешли на уровень партнерства, расширили формы работы.
Мы надеемся, что дальнейшая совместная деятельность педагогов, родителей и детей, в старшей группе, основанная на открытости совместных действий даст еще более плодотворные результаты.