Взаимодействие с родителями старших дошкольников по социально-коммуникативному развитию детей.
Взаимодействие с родителями старших дошкольников по социально-коммуникативному развитию детей.
В разработке описывается опыт работы педагогов по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Предложены направления совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по данной проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с родителями старших дошкольников по социально-коммуникативному развитию детей.»
Взаимодействие с родителями старших дошкольников
по социально-коммуникативному развитию детей.
Дошкольное детство является важным этапом развития ребенка и рассматривается как процесс первичной социализации, то есть становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально-значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношение с обществом. При этом закладывается фундамент будущих гармоничных отношений с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений, который будет подвергаться изменениям на всех последующих этапах жизни.
В связи с этим проблема развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.
Важнейшим условием обеспечения целостности развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». ЩЕЛЧОК
*(на слайде) Задачи социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
воспитание социальных чувств;
воспитание активной социальной позиции;
формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Оно включает развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Еще раз акцентирую ваше внимание: задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. ЩЕЛЧОК
Слайд: ЗНАЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙСпецифика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые, в большей степени родители, открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта. ЩЕЛЧОК
СЛАЙД Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.
Задачи: — приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; — повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму; — оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
СЛАЙД: Взаимодействие педагогов с родителями осуществляется по следующим направлениям: — изучение условий жизни и психологического климата в семье; — педагогическое просвещение родителей; — организация совместной деятельности семьи и детского сада.
Остановимся подробнее на содержании работы по третьему направлению.
Организация совместной деятельности семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки. ЩЕЛЧОК
СлайдИспользуются такие формы взаимодействия как проектная деятельность, организация социальных акций, подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, творческие выставки и др.
Остановимся на некоторых из них.
Организация проектной деятельности. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, они являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Рассмотрим взаимодействие с родителями на примере реализации наиболее крупных проектов «Безопасный дом» и «Край наш Северный»…
Организация акций – один из видов социальной деятельности, целью которой является привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Такая форма работы позволяет расширить образовательное пространство для наших воспитанников, вовлечь родителей в образовательный процесс. Щелчок
Социальные акции бывают различной направленности:
помощь другим людям («День добра и уважения», «Открытка для ветерана», и др.) - изготовление подарков и сувениров для пожилых людей позволяет воспитывать у детей уважение к старшему поколению, проявлять заботу о них.;
охрана природы («Покормите птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы» и др.) - ;
окружающий социальный мир («Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Книжка заболела»);
значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «Мы помним, мы гордимся», «Добрые дела к Новому году» и др.). Щелчок
Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
Организация и проведение акции представляет собой интерактивную форму взаимодействия всех участников: педагог взаимодействует с ребенком – ребенок вовлекает во взаимодействие родителей.
педагог
ребенок
родители + ребенок
При проведении акции учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в мероприятии. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. Щелчок
В течение последних лет мы организовали и провели акции: «Не руби живую елку!», «Покормите птиц зимой!», «Игры моего детства», «Мы помним, мы гордимся!», «День добра и уважения».
Хотелось бы немного поподробнее рассказать о некоторых из них.
Акция «Мы помним, мы гордимся!»
Основной целью акции стало формирование у дошкольников понятия о том, что мир на земле – это самое важное и хрупкое, что следует беречь и защищать, чувства глубокого уважения и благодарности ветеранам и всем людям, причастным к той страшной войне.
В процессе подготовки акции было проведено много бесед с детьми, как в ДОУ, так и дома с родителями с просмотром презентаций и иллюстраций о военном времени, о героях и простых людях, приближавших Победу, прочитаны книги, разучены песни и стихотворения по теме.
На предложение изготовить своими руками белых голубей - символов мира, добра и благополучия откликнулись старшие дошкольники и их родители. В течение нескольких недель дети, педагоги и родители воспитанников с теплотой и нежностью изготовляли птиц, символизирующих мир. Голуби получились разного размера, формы, но одно объединяло этих белых птиц - их делали дети с верой в мирное будущее и желанием, чтоб та страшная война, о которой мы беседовали с ними, никогда не повторилась. Понимая по-своему, по-детски, рассуждали: «Чем больше сделаем голубей, тем дольше не будет войны!», «Я не хочу, чтобы мой папа уходил на войну!…Старались: аккуратно обводили и вырезали. Просили: «Давайте ещё!»
Итогом акции стал выход детей на проспект Победы, где они вручили своих голубей проходящим мимо людям с призывом жить в мире и помнить, какой ценой досталась нам Победа в Великой отечественной войне! Так же дети с родителями дарили голубей горожанам в День Победы.
Предлагаем всем: педагогам, родителям ввести добрую традицию по изготовлению символов мира к каждому празднику Дня Победы. Пусть это станет нашим детским «Мы помним...»!
Акция «День добра и уважения»
Ежегодно 1 октября в мире отмечается Международный День пожилых людей. Накануне и в этот день люди старшего поколения не остаются без внимания.
Доброту и заботу по отношению к пожилым людям захотели проявить и коллективы подготовительных групп (педагоги, родители, дети), организовав акцию «День добра и уважения».
В рамках акции были проведены различные мероприятия, организованные педагогами и родителями: беседы «Как мы заботимся о наших бабушках и дедушках?», «Кого можно назвать одиноким?» «Легко ли жить одиноким людям?», интегрированная деятельность: чтение и рассматривание иллюстраций ....
Совместно с педагогами и родителями дошколята изготовили своими руками поздравительные открытки и вручили их людям старшего поколения в нашем микрорайоне.
Не передать словами эмоции, проявленные «бабушками и дедушками», получившими нежные детские поздравления: и восторг, и радость, и умиление, и много-много благодарности.
А самым удивительным в этот день стал визит пенсионерки Нины Григорьевны. Она пришла в наш детский сад со словами огромной благодарности за проявленное внимание и подарила детям сладкий подарок.
Дарите добро друг другу!Добро возвращается...
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что эта форма работы действительно помогает приобщить родителей к развитию у детей нравственных и личностных качеств дошкольников, создает условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Нестандартность приемов работы в период проведения акции поднимает настроение всех ее участников, мотивирует на дальнейшую работу, сплачивает коллектив, объединяют семью и ДОУ.