Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений
Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ. Комплекс психогимнастических упражнений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8 «Звездочка» г. Сальска
КАРТОТЕКА
психогимнастических, пальчиковых, дыхательных,
кинезиологических игр и упражнений для работы с детьми
ОВЗ
(рекомендовано педагогом-психологом)
Мимика.
1.Этюд «Маме улыбаемся».
Ведущий поет песенку: Ой лады, лады, лады.
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся - вот так!
Маме улыбаемся – вот так!
Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.
1-я строчка – хлопают в ладоши.
2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх.
3-я строчка – гладят по кругу свои щеки.
4-я строчка – опускают руки и улыбаются.
2.Этюд «Тише!».
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
Выразительность жеста.
3.«До свидания!».
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя
на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой
рукой: «До свидания! До встречи!»
4.«Лисичка подслушивает».
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком,
и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать,
подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
Игры.
5.«Солнышко и тучка».
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучи, жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).
Расслабление.
6. «Спящий котенок».
Дети исполняют роль котенка, который ложиться на коврик и засыпает.
У котенка мерно поднимается и опускается животик. (Выполняется
под музыку.)
1.Мимика.
1. «Волшебный клубочек».
Дети сидят по кругу на стульях или на ковре. Взрослый передает клубочек ниток ребенку , тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. д.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до взрослого.
2. «Разминка».
Дети сидят в кругу. Воспитатель предлагает детям: поднять брови, надуть щеки, нахмуриться, улыбнуться, наморщить носик и т. д.
3. «Ваза».
Детям предлагается сделать вазу, т. е. встать тесным кружком, вытянуть руки вверх, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка. «ваза разбивается», «осколки»(дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкнет, осколки срастаются и превращаются в «вазу».
Повторяется 3-4 раза.
Детям предлагается сесть на пятки и расслабить руки, свесив их вдоль туловища, слегка опустив голову на грудь. Дети слушают ощущения в своем теле.
2 Этюды на выразительность жестов.
4. «Я кленовый листочек».
Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек (открывают глаза). Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки, и ветер его понес далеко-далеко.
Мы листочки осенние
На деревьях висели. Имитация движений листочка – по
Дунул ветер – полетели желанию детей
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Листочки плавно и бесшумно падали на землю (приседание).
Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин…
Листочки разноцветные.
5.«Лягушка и утки»
«Лягушка» становится в центр круга. «Утки» стоят вокруг, хлопают «крыльями» и радостно, громко, восторженно крякают. Как только «лягушка» ныряет (приседает), «утки» сразу же разлетаются и молча плавают, перебирая лапками (выполняя волнообразные движения кистями). Когда «лягушка» выныривает (встает), «утки» снова ее окружают. Хлопают «крыльями» и громко, весело крякают.
3. Игры.
6. «Нитка и иголка»..
Дети выбирают водящего. Под веселую музыку он играет роль иголки, остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает по комнате (площадке), «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. (Роль иголки нужно поручать застенчивым, зажатым, замкнутым детям.
7. «Тропинка».
Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.
«спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… птицы поют… Листья шелестят… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая…третья… Снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке… Тропинка пошла через болото. Появились лужи кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз…Два…Три.. Четыре… Перешли болото, снова идем спокойно. Перед вами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли… Идем спокойно!.. что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… а теперь через упавшее дерево… Вот и пришли! Молодцы!
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
1.Мимика.
1. Игра «Комплименты».
Стоя в кругу, все беруться за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: Мне нравится в тебе…» Принимающий, кивает головой и отвечает: 2спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упр. Желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты).
2. Этюд «Вот он какой».
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. С помощью жестов он характеризует предмет, маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
3. Этюд «Я так устал».
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравиться, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его назвали в группе.
«Назови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
«Давайте познакомимся!»
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
1. Приветствие «Комплименты».
Ход: Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: Мне нравится в тебе…» Принимающий, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (после упр. желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты).
2.Упражнение «Назови себя».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравиться, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его назвали в группе.
3. Этюд «Вот он какой».
Ход: Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. С помощью жестов он характеризует предмет, маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
4.Упражнение «Назови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
5. Игра «Доброе животное»
Цель:Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
6. Игра «Паровозик»
Цель:Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Ход: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
7.Релаксация «Солнечный зайчик».
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, ротике, щёчках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки. Ноги, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».
8. Расставание «Эстафета дружбы»
Ход: Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
«Давайте познакомимся!»
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
1.Приветствие: «Волшебный клубочек».
Ход: Дети сидят по кругу на стульях или на ковре. Взрослый передает клубочек ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до взрослого.
2. Упражнение «Разминка».
Ход: Дети сидят в кругу. Воспитатель предлагает детям: поднять брови, надуть щеки, нахмуриться, улыбнуться, наморщить носик и т. д. (можно раздать зеркала каждому, чтобы он увидел свое отражение и правильно выполнял инструкции).
3. Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
- Понравилась ли тебе игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
4. Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход: Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику № 1:«Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
5. Упражнение «Цветок».
Ход: ведущий говорит: «Тёплый лучик солнца упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».
Дети по ходу рассказа выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляют корпус, руки разводят в стороны – цветок расцвёл; голову слегка откидывают назад, медленно поворачиваются за солнцем, Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
6. Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижения агрессивности, развитие чувственного восприятия
Ход: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант 2: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
7. Игра «Слепой и поводырь»
Ход: Дети могут оставаться в парах. Один – «слекпой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «соепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не столкнылся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса менять маршрут.
8. Релаксация «Волшебный сон».
Ход: Дети садятся на пяточки или так, как им удобно. Ведущий читает стихи и просит детей закрыть глаза:
Реснички опускаются… …
Глазки закрываются… …
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело… …
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке… …
Греет солнышко сейчас… …
Руки теплые у нас… …
Жарче солнышко сейчас… …
Ноги теплые у нас… …
Дышится легко…ровно…глубоко…
(Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Дети открывают глаза.
Текст читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную расслабляющую музыку.
9. Расставание «хоровод»
Ход: Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу и передают мимикой свое настроение.
Динамическая пауза «Дует, дует ветер» ( на ковре)
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Яркие листочки
Он с цветов срывает.
И летят листочки
Над лесной дорожкой
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Дети сидят на корточках в кругу, дуют, вытягивая губы «трубочкой».
Встают, поднимают руки кверху, выполняют с поднятыми руками наклоны влево, вправо.
Бегут по кругу.
Останавливаются. Садятся на корточки.
Игра «Раздувайся, пузырь!»
Говорим слова и «надуваем пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Хлоп!
Динамическая пауза «Покажи отгадку»
Педагог предлагает детям отгадать, кто спрятался в волшебной коробочке и поиграть с ними
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу,
Ярко-рыжую………
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?
Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же он сластена,
Косолапенький….
Летом в болоте вы ее найдете,Зеленая квакушка – кто это…?
Пестрая крякушка,
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
Лису. Мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперед, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Волк. Твердая походка, сердитое выражение лица.
Медведь. Ходьба вперевалочку (вес тела переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга)
Лягушка. Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях, разведены в стороны. Прыжки.
Утка. Ходьба на согнутых ногах.
Упражнение на внимание.
Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только если я скажу «пожалуйста». Если я не скажу это волшебное слово, вы просто будете стоить на месте и нечего выполнять не будете. Понятно? Будьте очень внимательны. Попробуем.
Поднимите правую руку пожалуйста и т.д.
Присядьте
Встаньте
Попрыгайте пожалуйста
Улыбнитесь
Покружитесь пожалуйста
Похлопайте в ладоши
Поднимите левую руку пожалуйста
Встаньте на одну ногу
Разведите руки в стороны пожалуйста
Молодцы, очень внимательные ребята!
Пальчиковая гимнастика
Мы делили апельсин!
Много нас
А он один
Эта долька для котят
Эта долька для утят
Эта долька для ужа
Эта долька для чижа
Эта долька для бобра
А для волка кожура!
Разозлился волк -- беда,
Разбегайтесь кто куда!
кулачок- "апельсин" перед собой
левая рука растопырена -- это "мы"
взгляд переводим на кулачок
отгибаем один пальчик
отгибаем другой пальчик
отгибаем третий пальчик
четвертый
пятый
встряхиваем бывшим кулачком -- словно кожурой
руки прячем за спину
Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Паровозик»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: сплочение группы.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Игра «Жучок»
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:
1. лидер;
2. товарищ лидера («прихвостень»);
3. неприсоединившийся оппозиционер;
4. покорный конформист («баран»);
5. «козел отпущения».
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
- Понравилась ли тебе игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш:, фломастеры на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в группе?
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Дружные ли дети в группе?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Игра «Король»
Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2— 3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.
Дальнейшее обсуждение:
— Как ты чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
- Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
— Легко ли тебе было выполнять желания короля?
- Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?
— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала — Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Этюд с содержанием проблемной ситуации
Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.
Ход игры.Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала» .
Вопросы для обсуждения:
- Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)
- Правильно ли поступила Наташа?
- Как бы вы поступили на ее месте?
- Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы воспитатель делает обобщение:
- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».
- Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться
Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь? — Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
Игра «Сладкая проблема»
Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры. В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по одной салфетке.
Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.
Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.
Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
- Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
- Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?,
- Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
- В этой игре с каждым обошлись справедливо?
- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
- Как вы при этом себя чувствовали?
- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим
партнером?
- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился
отдать печенье
Игра «Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так, (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия? — Что вы понимаете под справедливостью?
Элементы саморасслабления
«Спящий котенок»
Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложиться на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой.
Отдых «Сон на берегу моря»
Дети слушают шум моря. Психолог говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии или в течение дня (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) Психолог сообщает, по какому сигналу дети проснутся.
«Лицо загорает»
Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Лежит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.
Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползи в тень, принять удобную позу.
«Солнечный зайчик»
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, ротике, щёчках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки. Ноги, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».
«Улыбка»
Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.
«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя.. Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби все. Что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!
Приветствия.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
« Волшебный клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передаёт клубок ниток ребёнку клубок ниток, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. д. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Взрослый тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят в глаза соседу и молча улыбаются друг другу.
« Комплименты»
Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении взрослый может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Вовремя ритуала взрослый находится в кругу вместе с детьми. Показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
«Доброе утро»
Дети вместе с психологом сидят в кругу и передают мяч.
- Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),
- Доброе утро, Маша…(называются имена детей по кругу),
- Доброе утро, Наталья Валентиновна,
- Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
- Доброе утро, небо (аналогичные движения руками),
- Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Расставания.
Окончание занятия – это завершение определённого вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие окончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
«Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: «Я предлагаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
«Хоровод»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу и передают мимикой своё настроение.
Расставание В хороводе пройдись и друг другу улыбнись.
Расставание
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки, и молча, взглядом выражают свою признательность за совместную работу.
РАССЛАБЛЕНИЕ
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите своё имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упр. Дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.
«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»
Ведущий читает стихи и просит детей закрыть глаза.
Реснички опускаются……
Глазки закрываются……
Мы спокойно отдыхаем (2раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело……
И расслаблено все тело (2раза),
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас……
Руки тёплые у нас……
Жарче солнышко сейчас……
Ноги тёплые у нас……
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Дети открывают глаза.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную расслабляющую музыку.
«УЛЫБКА»
Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.
«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби всё. Что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!
«КОГО НЕ СТАЛО»
Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Дети могут оставаться в парах. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза, Цель «поводыря» -- провести «слепого2 так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
МИНИКОНКУРС «НАЗОВИ И ПОКАЖИ»
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу – я такой». Показывает мимикой своё состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – всё угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.
«ИГОЛКА И НИТКА»
Дети выбирают водящего. Под весёлую музыку он играет роль иголки, остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает по комнате (площадке), «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) – за ней. (Роль иголки нужно поручать застенчивым, зажатым, замкнутым детям.
«ТРОПИНКА»
Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.
«Спокойно идём по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Птицы поют… Листья шелестят… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая… третья… Снова спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идём по тропинке… Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед вами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно, идём!.. Ух! Наконец-то перешли… Идём спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… А теперь через упавшее дерево… Вот и прошли! Молодцы!»
(Текст необходимо читать спокойно, соответствующими интонациями).
«ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Дети встают в круг. На ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, пушинку и т. п.
«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. («Детки, прошёл клеевой дождик и склеил нас»). В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- подняться и сойти со стула,
- проползти под столами,
- обогнуть «широкое озеро»,
- пробраться через « дремучий лес»,
- спрятаться от «диких животных».
На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнёра.
«СЕКРЕТ»
Всем участникам ведущий кладёт в ладошки по «секрету» из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладёт и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.
«ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Звучит весёлая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребёнок – «голова» дракона, Последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», А тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий, кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упр. желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты).
РАЗМИНКА
Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д. Желательно, чтобы дети выполняли упр. перед большим зеркалом.
«ЗАМРИ»
Дети прыгают в такт музыки, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам. Внезапно, музыка обрывается – играющие Должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка – оставшиеся, продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признаётся победителе
Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой
Правила выполнения упражнений
“1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — предельно активный, шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
Вы как бы шумно, на всю квартиру, нюхаете воздух. Специально плотно сжимать губы в момент вдоха нельзя, они смыкаются слегка, абсолютно свободно и естественно. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) категорически запрещается! Запрещается также в момент вдоха поднимать нёбную занавеску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом живот. Не думайте о том, куда идет воздух (куда надо, туда и пойдет!), думайте только о том, что вы шумно и коротко (как хлопок в ладоши) нюхаете воздух. Плечи и грудная клетка в акте дыхания не участвуют. Если в момент вдоха у вас плечи все-таки поднимаются, а грудь выпячивается, встаньте перед зеркалом и, делая подряд по 4 шумных, коротких вдоха носом в упражнении «Ладошки» постарайтесь насильственно удерживать плечи в спокойном состоянии.
2. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Выдох — абсолютно пассивный, желательно через рот (не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!
Для детей дошкольного возраста 4 вдоха по 4 подхода.
Взрослому рекомендуют 12, 16 вдохов, даже можно до 32 раз выполнять упражнения, затем делать паузу 3-4 секунды.
Комплекс дыхательной гимнастики (по Стрельниковой)
1.«Ладошки»
И.П.:
Встать прямо, согните руки в локтях (локти внизу) и «покажите ладони зрителю» - поза экстрасенса. Делайте шумные, ритмические, короткие вдохи носом, и одновременно сжимайте ладони в кулак («хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха (т.е. шмыгните 4 раза) затем руки опустите и вдохните 3 – 4 секунды – пауза.
2.«Погонщики»
И.П.:
Встать прямо, кисти сожмите в кулак и подожмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкните кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти возвращаются в и.п. на уровне пояса. Плечи расслаблены – выдох. Выше пояса кисти не поднимать. Сделайте подряд уже не 4 вдоха – движения, а восемь. Затем отдых 3 – 4 секунды. И снова 8 вдохов - движений
3. «Насос»
И.П.:
Накачивание шины
Встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища (о.с.) Сделайте легкий наклон вперед (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь (но не выпрямляйтесь) и снова наклон и короткий шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте себе, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны выполняются ритмично, легко. Низко не наклоняйтесь спина круглая (а не прямая), голова опущена. 12 раз по 8 вдохов движений.
4.«Кошка»
И.П.:
Приседание с поворотом
Основная стойка (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и короткий, шумный вдох носом. Вправо – влево, вдох справа – вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое , неглубокое). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот выполняется только в талии. 12 раз по 8 вдохов – движений.
5.«Обними
плечи»
И.П.
Вдох на сжатой грудной клетке
Встаньте, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «пошмыгайте» носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу, а не крест накрест, ни в коем случае их не менять ( все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка) 12 раз по 8 вдохов – движений.
6.«Большой
маятник»
И.П.
Насос + обними плечи
Основная стойка. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад, руки обнимают плечи. И тоже вдох. Наклоняйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола – вдох с потолка». Выдох уходит в промежутки между вдохами сам ( не задерживайте выдох). 12 раз по 8 вдохов – движений.
Игра «Паровозик»
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Рекомендации специалистов:
Данная игра предназначена для детей 4-7 лет и способствует созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, развитию произвольного контроля, умению подчиняться правилам других.
Игра «Дерево»
Данная игра проходит для использования в качестве ритуала прощания. Взрослый объясняет: «Ребята, вы когда–нибудь видели в лесу большое, сильное красивое дерево. Давайте попробуем его изобразить. Только вот одному очень трудно изобразить большое дерево, давайте попробуем все вместе. Для этого надо встать в плотный круг, с двух сторон схватиться за плечи. Чувствуете, какое это большое, могучее и сильное дерево. А вот подул ветер, и дерево стало чуть-чуть покачиваться из стороны в сторону»
Рекомендации специалистов:
Данная игра предназначена для детей 5-7 лет и способствует развитию коммуникативных навыков и сплочению группы.
Игра «Кого не стало?»
Дети сидят в кругу и стараются запомнить, кто во что одет, как выглядит.
Затем все дети закрывают глаза и тот, до кого дотронулся ведущий - выходит в другую комнату. Остальные дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его: во что одет, какая прическа, цвет волос, цвет глаз и т. д.
Рекомендации специалистов:
Данная игра предназначена для детей 5-7 лет и способствует развитию внимания, памяти и коммуникативных навыков.
Игра «В чем причина?»
Педагог моделирует какую – нибудь необычайную ситуацию, например: «Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее дать объяснение этому событию. Причины могут быть обычными, житейскими («Повезли на ремонт») и необычными, фантастическими («Скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк»).
Побеждает тот, кто предложит больше вариантов причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
Рекомендации специалиста:
Игра способствует развитию у детей способности анализировать и логически мыслить.
Игра «Коврик мира»
Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так, (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия? — Что вы понимаете под справедливостью?
Рекомендации специалистов:
Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.
«Спокойно идём по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Птицы поют… Листья шелестят… Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… вторая… третья… Снова спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идём по тропинке… Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед вами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно, идём!.. Ух! Наконец-то перешли… Идём спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… А теперь через упавшее дерево… Вот и прошли! Молодцы!»
Рекомендации специалистов:
Игра рекомендована для детей 5-7 лет и способствует развитию сплоченности группы и развитию коммуникативных навыков. Текст необходимо читать спокойно, соответствующими интонациями.
Игра «Соедини точки»
Дается лист бумаги с изображением предметов. Предметы изображены с помощью точек. Точки необходимо соединить и в результате должно получиться изображение предмета.
Рекомендации специалиста:
Игра рекомендована для детей 5-7 лет и способствует развитию мелкой моторики кисти рук.
Игра «Разрезные картинки»
Детям предлагаются картинки, разрезанные на несколько частей (от 3 до 7 частей), которые необходимо собрать в целостное изображение.
Рекомендации специалиста:
Игра рекомендована для детей 4-7 лет и способствует развитию логического мышления и учит создавать целостные образы.
Игра «Хорошо - плохо»
Дети, сидя в кругу бросают друг другу мяч и задают вопрос о правилах этикета и культурно-гигиенических навыках. Ребенок, которому бросили мяч, должен ответить «хорошо» или «плохо».
Рекомендации специалиста:
Игра рекомендована для детей 5-7 лет и способствует воспитанию у детей правил этикета и культурно - гигиенических навыков.
Игра «Найди такой же»
Ребенку дается картинка с изображением похожих предметов, но имеющих небольшое отличие. Ребенку необходимо найти два совершенно одинаковых предмета.
Рекомендации специалиста:
Игра рекомендована для детей 6-7 лет и способствует развитию логического мышления и комбинаторных способностей.
Игра «Ухо – нос»
По команде – «Ухо» - дети хватаются за ухо, По команде нос хватаются за нос.
Усложнение: правая рука хватается за левое ухо, а левая рука – за нос. По команде поменять руки, т. е. левая рука – за правое ухо, а правая рука – за нос.
Рекомендации специалиста:
Способствует развитию координации движений и мелкой моторики кисти рук.
Игра «Визуальная «Данетка»
Материал: 7-8 предметов различного назначения: игрушки, одежда, овощи, предметы быта и т. д.
Педагог: Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой – нибудь предмет, но мне о нем не говорите. (Дается время). Я буду задавать разные вопросы, а вы можете отвечать только «Да» или «Нет».
Детям дается время на обдумывание. Затем педагог начинает задавать вопросы:
- это предмет нужен в хозяйстве?
- его едят?
- его надевают на тело?
- он лежит посреди стола?
- он лежит рядом с…?
- он круглый?
- он красный? и т. д.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению – к выяснению внешних признаков; лишь затем называют отгадку.
- А теперь поменяемся ролями. Я загадаю предмет, а вы будете задавать вопросы.
Затем можно предложить еще двум-трем детям загадать предмет.
Рекомендации специалиста:
Игра - тренинг предназначена для детей 5-7 лет и способствует развитию логически мыслить и умению задавать вопросы.
Игра «Хорошо - плохо»
Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснить, почему весна (или какое-нибудь другое явление, действие) – это хорошо; задача второй команды противоречить первой и объяснить, почему это плохо. Затем команды меняются ролями.
Рекомендации специалиста:
Игра способствует развитию умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Игра «Кто кем (чем) будет?»
Дети задают друг другу вопросы, например:
- кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, змеей…)
- цыпленок – петухом
- мальчик – мужчиной
- бумага – книгой, тетрадью
- снег – водой
- мука – блинчиками и т. д.
Кто кем был?
- лошадь – жеребенком
- цветок – семенем и т. д.
Рекомендации специалиста:
Игра предназначена для детей 5-7 лет и способствует закреплению умения грамотно склонять имена существительные и умение играть командой или вдвоем.
Игра «Концовка»
Ведущий начинает фразу, игрок должен ее закончить:
- если жираф выше тигра, тигр……
- если слон тяжелее зебры, то зебра……
- если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица……
Рекомендации специалиста:
Игра способствует развитию внимания и умение дифференцировать больше-меньше, выше-ниже, тяжелее - легче и т. д.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Ведущий бросает игрокам мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Рекомендации специалиста:
Игра способствует развитию внимания и моторики рук.
Игра «Разложи последовательно»
Перед ребенком беспорядочно кладут картинки (4-7 штук), на которых изображена хорошо известная ему последовательность событий. Педагог просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.
Рекомендации специалиста:
Игра предназначена для детей 5-7 лет и способствует развитию логического мышления. Учит ребенка выстраивать логическую последовательность картинок и обосновывать ее.
Игра «Волшебные шары»
Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму, а также на цвет. В случае затруднения педагог начинает первым. И его рассказ может быть таким: « держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако похожее на себя, и от удивления вытянулся».
Рекомендации специалиста:
Игра рекомендована для детей 5-7 лет и способствует развитию воображения, наблюдательности, выразительности речи.