Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: «Психологические особенности детей 4-5 лет».»
Выступление
родительское собрание
тема: «Психологические особенности детей 4-5 лет».
Педагог-психолог
Маркова Галина Николаевна
29.09.2022г.
Слайд 1
Добрый вечер, уважаемые родители Наши ребята стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада сегодня поговорим об основных новообразованиях, психологических особенностях детей 4-5 лет. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Слайд 2
Особенности возраста
Ведущая потребность - познавательная активность; потребность в общении;
Ведущая деятельность- сюжетно-ролевая игра;
Ведущая функция – наглядно-образное мышление, говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности. Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения, пересказ прочитанного, отгадывание загадок.
Слайд 3 Большую пользу принесут упражнения, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты. На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты. Но! Что тренируется, то развивается.
Слайд 4Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.
Говорю Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив(что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырёхлетка –жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Слайд 5В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности.
Говорю Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления.
Говорю Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности.
Говорю Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Развивается память,закладываются основы мыслительной деятельности.
Говорю Идеальный возраст для того, чтобы сделать первые шаги на компьютерном экране.
Внимание Занятие на компьютере не должно превышать 10 мин.
Дети больше всего боятся потерять любовь и внимание взрослых.
Говорю Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваша любовь и внимание к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное - больше общайтесь с малышом, вызывайте у него самые разнообразные положительные эмоции.
Страхи как следствие развитого воображения.
Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром, безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. Нужен активизатор - то есть сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними. Способствует страхам чрезмерная опека, постоянное нахождение рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.
Отношения со сверстниками.
Говорю У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Все более сильной становится потребность в друзьях.
Активная любознательность.
Говорю которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. У них резко возрастает интерес к окружающему миру. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Слайд 6
Память развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов (5 картинок)
Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. Объем 5-6 предметов .
Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Речь уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.
Мышление после 4 лет становится речевым. Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Большинство детей начинает проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам.
Воображение проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представляет себе Красную Шапочку по - своему, то есть пусть работает воображение.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и крыша) Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Коммуникативная сфера Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формируется умение работать в паре со сверстниками по заданию взрослого, так же умение брать на себя роли предложенные взрослыми. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группыстановятся постоянными по составу. Дети очень чутки к искренности.
Слайд 7
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.