Просмотр содержимого документа
«Выбираем игрушки, советы учителя-дефектолога»
Выбираем игрушки, советы учителя-дефектолога
Игрушки - не пустяки. Они - орудие развития ребенка. Игрушки имеют существенное значение. Это не просто дорогостоящие ломкие "штучки". С помощью первых ярких и звучащих игрушек малыша можно не только успокоить, развеселить, но и поднять его активность. Куклы и мягкие игрушки оставляют приятные впечатления, их хорошо использовать в качестве героев домашнего театра. Решите, есть ли необходимость в нескольких десятках однообразных зверушек.
● Не покупайте первые попавшиеся игрушки. Избыток игрушек рассеивает внимание! Можно завалить ребенка игрушками, но он больше извлечет пользы из одной, даваемой за раз.
● Постарайтесь, чтобы у ребенка были такие игрушки, которые доставляют ему удовольствие и веселье и, кроме того, содержат познавательные элементы. Без таких игрушек развитие ребенка будет неполным. Для того, чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой-то степени экспериментировать. На первых порах взрослый определяет, что ребенку интересно, а что пока кажется не очень привлекательным. Любая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша. Важно добиться сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует помощи или обучения взрослого, значит, возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете. Нет ничего плохого в том, если ребенок поиграет в игру, которая ему легка и приятна, но для развития нужны игры, которые требуют умственного и волевого усилия, дарят радость открытия и преодоления. Обучающие игрушки следует менять, как только ребенок утрачивает к ним интерес.
● Недостаточно наблюдать за игрой ребенка и хвалить его. Будьте активным участником игры.
● Чаще используйте настольные игры. Они развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшает память, способствуют расширению словарного запаса, формированию мыслительных процессов.
● Приобретите: картинно-предметное лото; парные картинки (умение подбирать одинаковые картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы, готовят к узнаванию и запоминанию букв); домино, игры с передвижением фишек по схеме (дают представление о количестве); головоломки.
● Поощряйте игрыс водой, песком, юлой, мыльными пузырями. Они улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение.Во время игр с водой можно познакомить с понятиями: глубоко-мелко.
Играя, люди не преследует каких-то конкретных практических целей. Цель игры - доставить удовольствие ее участникам. В игре формируется символическая деятельность: кубик может стать машиной, карандаш - ложкой. Такое превращение готовит к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи.От уровня развития игровой деятельности значительной степени зависит уровень мышления, воображения, речи.
От простого действия с игрушками надо переходить к дидактическим (обучающим) играм и сюжетно-ролевым. Для ролевых игр могут понадобиться игрушечные наборы "Маленький доктор", "Маленький парикмахер", "Посуда", "Кукольный дом". Во время игры ребенок учится планировать и регулировать свои действия. В сюжетно-ролевых играх формируется выразительность речи, они способствуют проявлению творческих задатков, помогают раскрепоститься. Эти игры можно бесконечно варьировать.
Игры с правилами развивают навыки самоконтроля, социальных форм поведения.
Поддерживайте ребенка, если у него появится желание придумывать свои собственные игры.
Чем богаче и разнообразнее движения у ребенка, тем легче он осваивает новые, в том числе и артикуляционные. Улучшению координации движений (согласованной работы мышц тела) способствует выполнение различных физических упражнений.
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формированием речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету необходимы:кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки (типа “киндер-сюрпризов”, “поли-покетов”) пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования, лепки, шитья.
● Поощряйте занятия с этими играми и игрушками.
● Научите ребенка простым навыкам шитья и вышивания.
● Предлагайте нанизывать бусинки, вырезать и наклеивать картинки.
● Разучите с малышом упражнения специальной пальчиковой гимнастики.
● Полезно надавливать пальцами на клавиши музыкальных инструментов и пишущей машинки.
● Рисовать лучше всего гуашью, большими кистями, на цветной бумаге (можно на листах старых обоев). Так ребенок более полно отражает свое эмоциональное состояние.
● Каждый рисунок постарайтесь превратить в рассказ.
● Во время этих занятий знакомьте детей с понятиями много-мало, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий др. и с предлогами.
Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний всецело зависит от систематичности работы! Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критики у детей не только намного выше работоспособность, но они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.