Воспитательная работа с дошкольниками на основе марийского фольклора
Воспитательная работа с дошкольниками на основе марийского фольклора
Использование марийского народного фольклора будет положительно влияет на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях, праздниках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа с дошкольниками на основе марийского фольклора»
МБОО «Шуарсолинская начальная школа»
Методическая разработка по теме:
«Воспитательная работа с детьми-дошкольниками
на основе марийского фольклора»
Выполнила: воспитатель 1 категории
Киндулкина Л.В.
Люперсола
2016 г.
Цели:
Научить детей развивать, укреплять и охранять добрые национальные обычаи и традиции.
Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его языку, родному краю, к своей культуре и искусству.
Задачи:
Воспитывать детей в духе своего народа, развивать в них патриотические, нравственные чувства, художественно-эстетический вкус.
Вовлекать родителей в процесс воспитательной работы в основе марийского народного фольклора.
Гипотеза.
Можно предположить, что использование марийского народного фольклора будет положительно влиять на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Будет носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, праздниках.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Воспитание и обучение в нашем детском саду полностью ведется на марийском языке. Поэтому в своей работе мы должны использовать не только неисчерпаемое богатство нашего родного языка, но и уважать добрые обычаи, заботиться о передаче марийских игр, загадок, сказок, пословиц и поговорок, примет, а также песен и танцев из поколения в поколение.
Но, прежде всего, мы должны учить детей любить свой народ, уважать его, а вместе с ним его фольклор. Так как в них имеются определенные способы и приемы обучения и воспитания. Ибо еще К.Д. Ушинский говорил, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Значимость марийского фольклора в жизни ребенка неоспорима. Через нее идет познание окружающего мира, усвоение нравственных, моральных этических норм, развитие творческих начал. Воздействие своим родным словом на ребенка более важно. Дети с малых лет должны ощущать красоту своего родного языка, поэтому в своей работе часто пользуюсь произведениями устного народного творчества. Дети как бы входят в мир прошлого марийского народа, чувствуют себя более раскованно и свободно. Дети знакомятся с жизнью и бытом марийского народа через образы, краски и звуки. Все эти задачи активно решаются в тесной связи с театрализованными играми.
Поэтому в свою работу на занятиях включаю марийские сказки. Например, дети очень любят сказку «Лиса, Сова и Сорока», «Заячий домик», « Каза ден маска» и т.д. Дети сопереживают героям, оценивают их, борются за добро, а победа — всегда радостное эмоциональное состояние для детей. Театрализованные игры для детей моей группы — это всегда атмосфера праздника, хорошего настроения товарищества и взаимопомощи между детьми.
Таким образом, марийский фольклор с театрализованными играми помогает решать многие задачи: от ознакомления с бытом марийского народа до усвоения его традиций и общественного поведения.
В воспитании любви к своему народу нельзя обходиться без загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Они учат думать, соображать, угадывать предметы или явления природы, у них развивается наблюдательность.
Поэтому в своей работе я часто применяю жанры устного народного творчества. Дети, например, с большим желанием отгадывают загадки. Иногда они между собой как бы «устраивают «соревнование» кто больше отгадает. В таких ситуациях в детях горит желание отгадать и узнать как можно больше. А применение жанров устного народного творчества на занятиях, во время игр и прогулок создает эмоциональную комфортность и радостное настроение.
С детьми старшей разновозрастной группы занятие «Шинчымаш кас», «Юзо мундыра» очень познавательны и увлекательны для детей.
Кроме этого, много радости приносит детям появление в группе, на прогулках и развлечениях — героев из марийских сказок, например, Акпарса, Чоткара, Пампалче.
Они оживляют, радуют детей, учат быть сильными, ловкими и быстрыми, побеждать добро над злом, любить и защищать свой народ, Родину.
А с какой радостью дети надевают марийские костюмы на праздники «Тек эре ава лийже!», «Пампалче полышым йодеш». Они вместе с героями поют, пляшут и играют. А сколько счастливых улыбок можно увидеть на лицах воспитателей и родителей. Дети успешно изучают и песни, и танцы, и игры марийского народа.
Немаловажна и роль марийских подвижных игр. Дети получают представление о чести, смелости, силе и красоте, воле и стремлении к победе, а вместе с ними дети получают физическое развитие. Детям нравится играть в такие игры, как «Вараш ден комбиге-влак», «Агытан чўнтедылеш», «Сур меран». Мы с детьми играем на занятиях по физической культуре, во время самостоятельной игровой деятельности, на прогулках.
Вышивка — любимое занятие марийских мастериц. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности детей знакомлю с марийским орнаментом, с элементами животного и растительного мира, цветовой гаммой. Знакомя с марийским названием отдельных элементов одежды, отмечаю красочное оформление. В этом году впервые с детьми стали работать по вышивке. Простыми швами «шов вперед», «двойной шов» украшаем платки для мам на 8 Марта. Дети выполняют работу с большим увлечением, аккуратно и старательно. И мне, кажется, что дальнейшая работа с детьми даст хороший результат в воспитании и обучении детей марийскому фольклору.
Для того, чтобы ребенок любил и уважал свой народ, ему необходимо любить природу. Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому в детях воспитываю способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней. С этой целью мы с детьми часто ходили на экскурсии: в рощу, на речку, на поля и луга, в конце года посещаем музей в г. Йошкар-Оле, устаиваем целевые прогулки.
Решая поставленные мною цели и задачи, я достигла некоторых результатов: в группе стало намного уютнее и красивее. Дети почувствовали уют, появилось желание вышивать, бережно относиться к выполненным работам; они стали легко разгадывать загадки, знают некоторые пословицы, приметы. Появился интерес к драматизации сказок, желание к исполнению тех или иных ролей; дети ознакомлены многим марийским играм, появилось желание играть в эти игры; дошкольники и их родители заинтересованы вышивкой, ожидают результатов своей работы, появилась цель довести дело до конца.
Если в детях проявляется любовь и уважение к своему народу, пробуждается интерес к его прошлому – считаю, что моя цель достигнута.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Механизм работы по воспитательной работе с детьми на основе марийского фольклора
- Совместная творческая деятельность (праздники, развлечения, поделки, выставки, оформление альбомов с использованием элементов фольклора)
-Наблюдения.
- Беседы
- Экскурсии
- Экологические занятия
- Совместные праздники
- Просмотры фильмов, слайдов, проектов.
Место проведения: групповая комната
Цель: выявить музыкальные способности детей.
Место проведения:
группа
Цель: формировать знания по патриотическому воспитанию
Место проведения: группа
Цель: Прививать любовь к родному дому, родному краю, родной природе.
Место проведения:
Участок детского сада, лесной массив, деревни.
Цель: Расширять знания о родном крае, родном поселке, родной природе.
Развивать наблюдательность.
Место проведения: групповая комната.
Цель: Активизировать речь детей. Пополнять знания.
Место проведения: лесной массив, водоем, учреждения.
Цель: Пополнять знания, расширять представления.
Место проведения: групповая комната.
Цель: Углублять знания о флоре и фауне нашей республики.
Место проведения: музыкальный зал
Цель: Привлечь внимание к совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Место поведения: актовый зал школы.
Цель: Углублять, систематизировать знания детей
Название блока
Формы работы
Пути их реализации
«Воспитатель – воспитатель»
-Анкетирование
-Выступления на педсоветах
- Открытые занятия на межрегиональном уровне; открытые занятия
- Индивидуальные и групповые консультации
- Презентация педагогического проекта
Место проведения: методический кабинет
Цель: Выявить уровень знаний о системе воспитательной работы на основе марийского фольклора
Место проведения: музыкальный зал
Цель: познакомить педагогов с системой воспитательной работы на основе марийского фольклора в ДОУ.
Место проведения:
группа
Цель: познакомить педагогов с методами и приёмами воспитательной работы на основе марийского фольклора.
Место проведения: методический кабинет
Цель: повысить уровень знаний педагогов.
Место проведения: методический кабинет
Цель: подведение результатов проектной деятельнсти.
Название блока
Формы работы
Пути их реализации
«Воспитатель – родители»
- Тест-опрос;
- Собеседование с родителями;
- Семинар – практикум;
- Индивидуальные и письменные консультации;
- Выступления на родительских собраниях;
- Анкетирование;
Место проведения: групповая комната
Цель: выявить уровень знаний родителей об особенностях воспитательной работы на основе марийского фольклора
Место проведения:
Групповая комната
Цель: обсуждение результатов диагностики детей.
Место проведения:
Методический кабинет.
Цель: обучить родителей методам и приёмам работы по составлению семейных альбомов, родословного дерева.
Место проведения:
Групповая комната
Цель: повысить уровень знаний родителей об особенностях создания условий по данной теме
Место проведения:
групповая комната.
Цель: познакомить родителей с актуальностью данной темы
Место проведения: групповая комната
Цель: определить степень эффективности занятий по воспитательной работе на основе марийского фольклора.
Перспективный план работы на учебный год с детьми старшей возрастной группы
Учитывая всю важность проблемы по теме «Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного фольклора» разработала перспективный план работы с детьми старшей разновозрастной группы (4-6 лет).
Сентябрь
1. «Марий Эл - шочмо вер» (познакомить с флагом, гербом, гимном республики; воспитать любовь к своей Республике, к народу).
IV (оптимальный) уровень развития музыкальности – 3,5-4 балла
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений; он отлично различает выразительные отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамике в соответствии с требованиями программы; отличается творческим отношением кразличным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.
III(высокий) уровень развития музыкальности – 2,4-3,4 балла
У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать ее c помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки, различает музыку по высоте, длительности, динамике, тембру, а также может и желает сочинять и придумывать песню, танец и импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью.
II (средний) уровень развития музыкальности – 1,3-2,3 балла
У ребенка отмечается интерес к.музыке. Имеется эмоционально-оценочное отношение к ней- Он может охарактеризовать ее, определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. При наличии данной помощи может определить выразительные соотношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамике. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.
I (низкий) уровень развития музыкальности – ниже 1,2 балла
У ребенка, как правило, отсутствует интерес к музыке. При наличии любой помощи со стороны взрослого чаще всего не дает положительных результатов.
Нами также произведена диагностика по другим видам деятельности, что можно посмотреть в приведенных таблицах и диаграммах.
Таблица 1 - Уровни развития дошкольников по разным видам деятельности (май 2015 г.)
№ п/п
Наимено- вание ДОУ
Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Трудовая деятельность
Оцен-ка
в баллах
Уровень развития в %
Оцен- ка в
баллах
Уровень развития в %
Оцен-ка в баллах
Уровень развития в %
Оггги-маль- ный
Высо- кий
Сред-
ний
Низ кий
Опги-маль- ный
Высо- к ий
Сред-
ний
Низ-кий
Опти- маль ный
Высо- к ий
Сред-
ний
Низ- кий
1
Средняя группа
1,9
-
-
67
33
1,7
-
-
33
67
1,7
-
5
50
45
2
Старшая группа
2,1
-
25
37,5
37,5
2,0
-
12,5
25
62,5
1,9
-
12,5
62,5
25
Итого по району
№ п/п
Наимено- вание
ДОУ
Речевое развитие
Музыкальное развитие
Физическая подготовленность
Оценка в баллах
Уровень развития в %
Оцен ка в
баллах
Уровень развития в %
Оцен- ка в баллах
Уровень развития в %
Опти-
маль- ный
Высо-кий
Сред
ний
Низ-кий
Опги-маль-ный
Высо- к ий
Сред
ний
Низ-кий
Оптималь-ный
Высо- к ий
Сред- ний
Низ- кий
1
Средняя группа
1,8
-
17
50
33
2,0
-
17
67
16
1,8
-
17
33
50
2
Старшая группа
2,0
-
25
62,5
12,5
2,2
-
37,5
50
12,5
2,1
-
12,5
62,5
25
Таблица 2 - Уровни развития дошкольников по разным видам деятельности (май 2016 г.)
№ п/п
Наимено- вание ДОУ
Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Трудовая деятельность
Оцен ка в баллах
Уровень развития в %
Оценка в баллах
Уровень развития в %
Оцен- ка в баллах
Уровень развития в %
Опти-
маль- ный
Высо-кий
Сред
ний
Низ-кий
Опги-маль-ный
Высо- к ий
Сред-
ний
Низ-кий
Опти-маль- ный
Высо- к ий
Сред- ний
Низ- кий
1
Средняя группа
2,2
-
20
60
20
2,0
-
20
60
20
2,0
-
20
50
30
2
Старшая группа
2,4
-
57
29
14
2,2
-
43
29
28
2,1
-
29
57
14
Итого по району
№ п/п
Наимено- ван ие ДОУ
Речевое развитие
Музыкальное развитие
Физическая подготовленность
Оцен-ка в баллах
Уровень развития в %
Оцен- ка в баллах
Уровень развития в %
Оцен- ка в баллах
Уровень развития в %
Опти-
маль- ный
Высо-кий
Сред-
ний
Низ-кий
Опги-маль- ный
Высо- к ий
Сред-
ний
Низ-кий
Опти-маль- ный
Высо- к ий
Сред- ний
Низ- кий
1
Средняя группа
2,0
-
20
40
40
2,2
-
40
20
20
2,1
-
-
80
20
2
Старшая группа
2,0
-
29
43
28
2,5
-
57
43
-
2,4
-
43
43
14
Рис. 1 – Результаты уровней развития изобразительной деятельности у детей средней и старшей групп за 2015 год (в %)
Рис. 2 – Результаты уровней развития изобразительной деятельности у детей средней и старшей групп за 2016 год (в %)
Рис. 3 – Результаты уровней развития трудовой деятельности у детей средней и старшей групп за 2015 год (в %)
Рис. 4 – Результаты уровней развития трудовой деятельности у детей средней и старшей групп за 2016 год (в %)
Рис. 5 – Результаты музыкального развития у детей средней и старшей групп за 2015 год (в %)
Рис. 6 – Результаты музыкального развития у детей средней и старшей групп за 2016 год (в %)
Положительная динамика уровня развития музыкального творчества старших дошкольников на основе марийского народного фольклора доказала эффективность проведенной нами работы. В процессе творческой работы над праздниками инсценировками дети стали более общительными, внимательными друг другу, а педколлектив укрепил веру в свои творческие возможности. Основная задача, которую мы ставили перед собой, в процессе работы была решена.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАЯЦ В ОГОРОДЕ
(СУР МЕРАН ПАКЧАШТЕ)
Сценарий интегрированного занятия в I младшей группе
Программное содержание:
Познавательное развитие: обобщить знания детей об овощах: познакомить детей с трудом взрослых на огороде; развивать творческое воображение; продолжать учить детей выразительно читать стихи, петь и двигаться в соответствии с музыкой
- А ынде айста чыланат «Лузга пий» модыш дене модына.
Здравствуй, праздник новогодний!
У ий пайрем.
( Новогодний утренник в младшей группе).
Программноесодержание:продолжать учить детей элементам театрализации,выразительному чтению стихов,исполнению танцев и хороводов в соответствии с музыкой;развивать творческое воображение и эстетический вкус.
Цель: развивать патриотические чувства к родным местам; развивать умение воспринимать местный колорит; в развлекательной форме закрепить знания о родном крае и родном языке.
Оформление:выставка марийской вышивки.
Йоча-влак залышке пурат, ик радамышке шогалыт. Воспитатель-влак марий чием дене лектыт.
1-ше воспитатель: Шочмо мланде... Шочмо калык...
Шочмо йылме. Шочмо сем...
Нунын деч посна ом уж мый
Шушаш илыш пиалем.
1-ше воспитатель: Марийын йылмыже тыматле, ныжыл.
Шыналын тудо шумыш муро гай.
Авамже кызытат шарна дыр тудо жапым
Эн первый мутым ойлышым «Авай».
Кинде-шинчал дене Салика ден Айвика пурат.
Айвика: Марий улына, марла ойлена!
Марий улмына ден кугешнена.
Эн лишыл мыланна,
Шочмо кушмо мландына!
Марий элыште илена,
Толза мемнан дек унала.
Салика: Кинде-шинчал дене вашлийна,
Шум гыч лекше «Салам!» тыланда!
Муро:«Толза унала». Семже В. Кульшетовын , мутшо А. Гориновын
Программное содержание:расширять знания детей о Российской армий,защитниках Отечества;формировать основы патриотизма;обогащать словарный запас по теме;развивать творческие способности,речь,воображение детей,выразительность в чтений стихов;воспитывать взаимовырочку и взаимопонимание между детьми.