«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых»
«Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых»
Одним из направлений обучения детей дошкольного возраста является ознакомление детей с профессиями взрослых.Это определяет необходимость осуществления воспитательной рабты с дошкольниками по формированию у них уважительного отношения к любому трууду взрослых, через знакомство с разными профессиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых»»
Тема «Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых»
Одним из направлений обучения детей дошкольного возраста, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и Федеральной образовательной программе, является ознакомление детей с профессиями взрослых.
Все ценности, воплощённые в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. И очень важно, чтобы ребёнок с дошкольного возраста знакомился с разнообразным трудом взрослых, научился ценить результаты этого труда.
Это определяет необходимость осуществления воспитательной работы с дошкольниками по формированию у них уважительного отношения к любому труду взрослых, через знакомство с разными профессиями.
Федеральная образовательная программа определяет
Цель трудового воспитания дошкольников – это формирование положительного отношения детей к труду вцелом
Я считаю, что достичь данную цель можно только учитывая возрастные особенности детей .
Решая задачи трудового воспитания детей в детском саду я определила для себя важность :
1. Формирования первоначальных представлений о том, всё что нас окружает делаются людьми;
2 Воспитания у дошкольников положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
3. Воспитания бережного отношения к результату труда взрослых
Первые представления о труде взрослых дети моей группы получили в младшем. Наблюдая, как работает мама, бабушка, няня, медицинский работник, повар, дворник в детском саду.
Обращала внимание детей, что работу младшего воспитателя и заботу о них дети чувствуют постоянно: она помогала им одеваться и раздеваться, кормит , моет посуду, окна, вытирает пыль, моет пол.
В повседневной жизни дети могут этого не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Для этого я проводила познавательное занятие «Рассказ воспитателя о труде мл. воспитателя». Чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда няни я проводила наблюдения .
Наши дети поняли и знают, что наша няня Валентина Семеновна о них заботится, поддерживает порядок и чистоту в нашей группе. И теперь в старшем возрасте дети с удовольствием помогают ей ( обтирают пыль, ухаживают за цветами, помогают менять постельное белье, накрывать на столы, поддерживают порядок в группе)
Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей.
Поэтому в своей работе с дошкольниками по данной теме широко использую специально организованную деятельность на занятиях. Использую в работе с детьми беседы, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, провожу наблюдения, экскурсии, показываю детям результат труда взрослых.
Для того, чтобы всем было уютно в нашем садике наши дети знают где находится прачечная, знают, что чистое пастельное белье, полотенца, салфетки для них стирают, гладят и штопают наши работники прачечной В прачечной дети посмотрели как и куда закладывают белье для стирки . Они очень удивились, когда увидели большую сушильную машину.
Кастелянша продемонстрировала детям как она шьет на швейной машинке. (во время экскурсии она шила фартук для куклы). Позднее куклу в новом фартуке мы принесли в группу и дети с удовольствием с ней играли. И хочу отметить, что стали обращаться с ней более бережно.
В этом учебном году побывать на экскурсии в настоящей швейной студии , где швеи шьют модную одежду. Дети узнали о профессии закройщика.
Придя в группу, после экскурсии мы с детьми рассмотрели их одежду. Обратили внимание детей на то, что каждая вещи (т.е. одежда) имеет свое название, что есть одежда женская, мужская, детская. Дети знают название деталей одежды ( рукав, воротник, и так далее). Все свои впечатления они отразили с игре «Одень куклу». Дети сами придумывали фасон платья, блузки для бумажной куклы.
Я хочу с вами поделиться ВИДЕО с нашей экскурсией.
На разных возрастных этапах для детей были организованны:
посещения кухни нашего детского сада, где дети смогли познакомиться с поварами, посмотреть оборудование и кухонный инвентарь. Во время таких экскурсий они узнали, что для приготовления 1 и 2 блюда в детском саду для всех ребят наши повара используют кастрюли и сковороды большого размера. Они увидели большие электрические плиты, специальные машины для нарезки хлеба, для чистки картофеля. Дети посмотрели процесс приготовления пищи.
В подготовительной группе мы познакомили детей с профессией пекарь и кондитер. Наши дети узнали чем отличаются эти профессии друг от друга и их важность для людей.
Полученные знания дети закрепили в игре. Сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар», дидактической игре «Что нужно для приготовления супа, салата, компота и другое. Мы с детьми готовили салат из настоящих овощей
Нам повезло. Мы каждый день можем наблюдать за трудом дворника и часто за трудом рабочего, который исправляет неполадки с водопроводным краном, ремонтирует мебель и даже игрушки.
Наблюдения за трудом дворника проводилась в течение всего года. (Летом, осенью, весной, зимой). Наши дети видят, что дворник поддерживает чистоту и порядок на территории детского сада; что он использует метлу, лопату, электрокосу, снегоуборочную машину. Дети знают название этих и других инструментов.
Во время прогулки обращаю внимание на то, чтобы они не сорили, показываю, куда надо бросать бумажки и другой мусор. Мы вместе с детьми старались помочь дворникам в уборке территории от снега. (Дети с удовольствием разгребали дорожки и постройки на прогулочной площадке)
Во время экскурсий в кабинет медицинской сестры, дети узнали, что наша медсестра Валентина Андреевна умеет делать уколы, измерять давление специальным аппаратом (если у взрослых заболела голова). Дети смогли убедиться, что медицинская сестра должна многое уметь, быть смелой, чтобы оказать человеку первую помощь. Дети убедились, что медсестра в детском саду не только может полечить ребят и взрослых, но она так же следит за питанием детей,составляет меню, чтобы они росли здоровыми и сильными.
Так как у нас нет возможности сходить на экскурсию в больницу мы с детьми рассматривали картину «На приёме у врача» и наблюдали за работой докторов на медицинских осмотрах в детском саду. После медицинских осмотров с детьми всегда проводится беседа о важности и пользе труда врачей. Такие как «Быть здоровым – это хорошо!»»Витамины так важны, витамины всем нужны» . Свои представления об этом труде мы с детьми реализовали в сюжетно-ролевой игре «Больница», «Скорая помощь»
Расширяя знания детей о сохранении здоровья человека нами была организована экскурсия в АПТЕКУ. Дети узнали о важной профессии фармацевта, которая рассказала детям о том, что некоторые лекарства продаются по рецептам врача. И что лекарства детям нельзя принимать без разрешения взрослых.
Знакомя детей с профессией продавца, мы рассказали ребятам, что магазины бывают разные: Продовольственный и промтоварный
Мы с детьми ходили на экскурсию магазин «Аленка».
Обратили внимание то, что в магазине есть разные отделы, дети наблюдали за работой продавца: его внешним видом, общением с покупателями, его действиями за прилавком.
Дети обратили внимание на весы, которые необходимы для взвешивания товара.
Дети сказали, что продавцу нужно уметь работать с различным оборудованием, быть внимательным и вежливым с покупателями.
Дети имеют представления, что оплачивать товар в магазине можно денежной купюрой и банковской картой.
Дети знают, профессия водитель так же важна. Без водителя невозможно подвести продукты в школу, садик, магазин.
Нам удалось понаблюдать за трудом водителя, который привозил продукты в магазин «Алёнка» и в наш детский сад. Я рассказала ребятам, то, чтобы быть водителем нужно знать правила дорожного движения, знать как устроен автомобиль.
Дополнить уже имеющиеся представления детей о профессии водителя детям помогло чтение специально подобранной литературы: стихотворение Б. Заходера «Шофёр», «Авария» Л. Рашковского, «Я шофёр» А. Мецгера, «За рулём» , но и конечно же огранизацию сюжетно – ролевых игр «Шофёр», «Мы – водители», «Машины на нашей улице»
Яркий эмоциональный отзыв у детей был после посещения Пожарной части города Орлова. Дети с огромным удовольствием слушали рассказ пожарного. Каждый мог посидеть в пожарной машине, подержать в руках пожарный шланг и каску. Наши дети рассказали простые правила безопасности и даже назвали номер телефона пожарной части.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому Дети долго отображали свои впечатления в сюжетно-ролевой игре «Пожарные»
В ходе работы по подготовке будущих первоклассников была проведена экскурсия в школу. Дети получили представления о школе, о профессии учителя. Я постаралась довести до детей, что работа учителя, направлена на то, чтобы все люди получали хорошие знания, чтобы они были здоровы и могли интересно проводить досуг. Школа - это место, где детей ждут умные, добрые и понимающие педагоги
В этом учебном году мы побывали в детской , познакомились с профессией библиотекарь.
О профессиях строителя и парикмахера мы узнали из тематических бесед : «Как работает парикмахер», «Что мы знаем о труде строителей».
Полученные представления о труде взрослых отобразились в сюжетно – ролевых играх: «Мы – строители», «Салон красоты»
Знанияо разных профессиях мы закрепляем в дидактических и настольно-печатных играх «Бумажные куклы - Профессии», « Кому, что нужно», « Подбери правильно инструмент,» и другие. После каждого знакомства с той или иной профессией я проводила беседы с детьми, в которой мы рассматривали ситуации «Что было бы, если не было бы профессии например: врача, швеи или строителя и т.д.»
В своей работе я использовала – наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, загадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, и отрывков (Вл. Маяковский « Кем быть?» и продуктивную деятельность. Составление рассказов.
Совместно с детьми и родителями оформили альбом «Профессии наших родителей» . Дети с большим желание рассматривают этот альбом, рассказывают друг другу о том, чем занимаются их мамы и папы.
Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многих профессиях, и профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
И уже сейчас дети могут назвать Кем они хотят быть в будущем ? Какую профессию выбрать ?