Волшебные ведра, петух и ручеек (праздник дня весеннего равноденствия)
Волшебные ведра, петух и ручеек (праздник дня весеннего равноденствия)
У ч а с т в у ю т: первый скоморох, второй скоморох, Прокоп, Василий, Весна, заяц, петух. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. Изготовление картонных балалаек и коромысла с ведрами, глиняных зверушек-свистулек, «птицы счастья», разучивание песен и хороводов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебные ведра, петух и ручеек (праздник дня весеннего равноденствия)»
волшебные ведра, петух и ручеек
(праздник дня весеннего равноденствия)
У ч а с т в у ю т: первый скоморох, второй скоморох, Прокоп, Василий, Весна, заяц, петух.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. Изготовление картонных балалаек и коромысла с ведрами, глиняных зверушек-свистулек, «птицы счастья», разучивание песен и хороводов.
Вбегают два скомороха. Первый одет по-зимнему, второй – по-весеннему. У обоих в руках картонные балалайки.
1-й скоморох. Здорово, приятель!
2-й скоморох. Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?
1-й скоморох. А ты что сегодня так легко оделся?
2-й скоморох. Да уж вроде зима на исходе. Весна-красна к нам сегодня пришла. («Играет на балалайке, напевая и приплясывая.) Зима на исходе, весна на пороге!
1-й скоморох. Какая весна! Глянь – кругом еще снег лежит! (Напевает.) Снежок летит, стоять не велит!
2-й скоморох. Лежит снег – да не тот он, не злой, не зимний, а сырой, весенний. Знает он – скоро солнышко припечет, превратится он в звонкие ручейки, и поплывут по нему бумажные кораблики. (Напевает.) Кап-кап, капельки, поплывут кораблики.
1-й скоморох. Ой-ой, ой, какие кораблики! Может, в городе-то уже тепло, а вот в лесу-то еще все зимним сном задернуто-заворожено. Спит в своей теплой снежной берлоге хозяин леса бурый медведь Михайло Потапыч. Сосет лапу да храпит – хр-р, хр-р!
2-й скоморох. Ну как тебе доказать, что по всем срокам календаря весна наступила. Придется позвать помощников. Прокоп да Василий, бегите на помощь!
Вбегают Прокоп и Василий.
Прокоп. Я Прокоп, сугробы разрываю, звериные норы обваливаю. 12 марта – мой календарный день, когда уже первое тепло приходит к людям. Осели снежные заносы, а почерневшие дороги стали рыхлыми. На санях ехать трудно, а на телеге – еще рано. Поэтому меня так в народе и прозвали – Прокоп-дорогорушитель. Но мой день 12 марта все любят. Как не любить – снег тает, весну призывает.
Василий. Меня зовут Василием. 13 марта я принимаю эстафету весны от Прокопа. И полное мое имя – Василий-капельник. Мой день может сумрачным быть да облачным, а прислушаешься – перезвон капели, словно первая весенняя музыка, душу веселит. Не зря говорят: в теплый полдень на Василия-капельника со всех крыш сосульки плачут.
Прокоп и Василий уходят.
1-й скоморох. Нет, зима еще не хочет отдавать свои права. По утрам злой морозец больно щеки и нос щиплет. (Напевает.) Прибежал мороз, исщипал до слез!
2-й скоморох (передразнивает). Мороз, мороз! Мартовский мороз – не декабрьский. Это последний привет матушки-зимы, называется он – морозные утренники. Но главная примета того, что весна наступила, такая – дни-то все длиннее и длиннее становятся. А 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния.
1-й скоморох. Что это за день такой удивительный?
2-й скоморох. А ты обрати внимание – где, на какой стене у себя дома ты заметишь последний солнечный луч? Понаблюдай за ним и увидишь, что с каждым днем он все позднее и позднее гаснет.
1-й скоморох. Да, верно, а 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню положено, а 12 – на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так называется – день весеннего равноденствия.
2-й скоморох. Молодец, вот теперь ты все правильно понял! (Напевает.) Конец зиме, весна пришла! Проводим зимушку звонкой песней!
Исполняется русская народная песня «Вот уж зимушка проходит».
1-й ребенок. Иди, весна, иди, красна! Принеси ржаной колосок, овсяный снопок, большой урожай в наш край!
2-й ребенок. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
1-й скоморох. Ребята, а когда это бывает.
Дети. Весной.
Звучит плавная музыка. Входит Весна – красиво одетая девочка. Он несет на плечах раскрашенное коромысло с двумя ведрами разного цвета, одно – темное, другое – светлое.
1-й скоморох. Вот как дружно мы зимушку проводили. Сама Весна-красна к нам в гости заявилась!
Весна. Да, услышала я, как вы с зимой простились, пора, думаю, и самой мне вам показаться.
2-й скоморох. Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна. Коромысло непростое. Видите, на нем два волшебных ведерка. В одном, темном (показывает), темная ночь живет. В другом, светлом, – ясный день.
1-й скоморох. Ой, как интересно! И какое же ведерко легче, а какое тяжелее?
Весна. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все тяжелее становиться будет, потому что день расти начнет.
2-й скоморох. Кто же помогает тебе, Весна-красна?
Весна. Кто же, как не само ясное солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.
1-й скоморох. Хочешь, мы с детьми тебе поможем?
Весна. Конечно, хочу. А как это сделать?
2-й скоморох. Надо обратиться с солнцу с просьбой и низкими поклонами. Кто поможет солнцу?
3-й ребенок. Солнышко, выходи.
Красно дерево, цвети!
Мы на поле поспешим
Ладить косы и серпы. (Кланяется в пояс.)
4-й ребенок. Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее. (Кланяется.)
5-й ребенок. Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Высоко взойди,
Далеко посвети.
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ! (Кланяется.)
1-й скоморох. А еще солнцу пели звонкие песни. Споем и мы песенку «Веснянка».
Скоморохи и дети поют.
Весна. Чтобы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз. Вот посмотрите, какие игрушки есть у меня – бычок, корова, птичка. Это не просто игрушки, это свистульки. Но чаще всего из глины лепили звонкого певца – петушка. Считалось, что весной петушок – самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел – значит, солнышко взошло. И сам петушок воспринимался как символ солнца, света, как солнечный лучик. Помните, дети, знаменитую сказку «Лиса и заяц»?
Идет показ инсценировки «Встреча зайца с петухом». Входит заяц, плачет. Навстречу ему выходит нарядно одетый петух.
Петух (горделиво). О чем, заяц, плачешь, о чем слезы льешь?
Заяц. Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне жить да меня же из моего домика и выгнала.
Петух. Ишь, какая! А ну, пойдем со мной, сейчас я ей покажу, кто в твоем доме хозяин! Я тебе помогу!
Заяц. Нет, нет, не выгонишь. Ее сильный медведь гнал – не выгнал, злые собаки гнали – не выгнали. И ты не выгонишь.
Петух. А я выгоню. А ну, пойдем! (Уходят.)
1-й скоморох. Ай да петушок, ай да молодец. Ребята, поможет он зайцу отвоевать избушку? Помните, как кончается эта сказка?
2-й скоморох. Конечно, помнят. Как закричал петух свое «кукареку», как ногами затопал, лиса испугалась и убежала.
Весна. А вы поняли, почему победителем оказался не сильный медведь, не злые собаки, а слабый петушок?
1-й скоморох. Конечно, ты нам все понятно объяснила. Потому что пропел петушок песню, и солнышко – символ правды, добра и справедливости – взошло. А добро должно побеждать.
2-й скоморох. Да, и боролся за справедливость добрый петух, посланник солнца на земле.
Весна. Правильно. Кроме глиняных фигурок зверей делали крестьяне в день весеннего солнцестояния вот таких необыкновенных птиц (показывает), которые называются «птицами счастья». Считалось, что два ее крыла – два солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек у нее ровно 52 – столько, сколько недель в году. Птицу красиво раскрашивали и подвешивали к потолку избы. Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, обережет от злых сил и злых духов.
1-й скоморох. Да и настоящие птицы из-за моря возвращались, во все горло пели-распевали от радости, что домой прилетели.
2-й скоморох. Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.
Весна. Сейчас и мы споем такие заклички. Все дети поделятся на четыре группы. Каждая исполнит песню своим птицам – куликам, жаворонкам, зябликам, журавлям. А все вместе мы будем петь общий припев: «Неси, неси на волю весну, весну в подоле». А поможет нам в исполнении наш шумовой оркестр. (Раздает детям глиняные свистульки, погремушки, колокольчики, трещотки, объясняя, как играть на них.)
Скоморохи разучивают с каждой группой отдельный куплет заклички. Затем идет исполнение.
1-й скоморох. А теперь играем в русскую народную игру «Ручеек».
Выходят желающие. Скоморохи выстраивают их в колонну. Каждый ребенок кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7–0,8 метра от колонны кладут веревку. В ходе игры на слог «ух!» надо всем вместе перепрыгнуть через веревку – «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, наступит «в воду и промокнет», выбывает из игры.
Скоморохи. Разлился ручеек, золотой рожок – ух!
Разлился водой, холодной, снеговой – ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой – ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам – ух!
1-й скоморох. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!
2-й скоморох. Хороводы заведем, дружно все запоем.