Познакомить детей с дагестанскими народными сказками "Аци- Баци", "Смелый мальчик". Ознакомить с устным народным творчеством народов Дагестана: сказки, прибаутки, потешки. Познакомить с новыми словами-аждаха, папаха и научить их правильно употреблять в речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по мотивам дагестанских народных сказок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №22»
г. Махачкала
«Утверждаю»
Зав. МБДОУ «ЦРР-д/с № 22»
Нажмутдинова У.Г.
Открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной группе.
Викторина по мотивам дагестанских народных сказок.
Подготовила и провела
Сафибекова А.Б.
Махачкала 2019 г.
Викторина по мотивам дагестанских народных сказок
Предварительная работа: Чтение дагестанских народных сказок «Семь гранатовых прутьев», «Друзья пастуха», «Смелый мальчик», «Аци – Баци или три тайника сказок», загадывание и отгадывание загадок.
Программные задачи
Образовательные - познакомить детей с устным народным творчеством народов Дагестана: сказками, играми, пословицами. Учить понимать основную мысль сказок, учить сопереживать героям сказок. Познакомить детей с новыми словами: джигит, бурка, папаха.
Развивающие - дать элементарные сведения об истории возникновения сказок; учить детей давать характеристику персонажам, выражать свое отношение к ним.
Воспитательные - воспитывать любовь к фольклору народов Дагестана.
Ход мероприятия:
I. Воспитатель: Дорогие дети! Сегодня я расскажу о том, как создавались дагестанские сказки. (Беседа воспитателя о возникновении сказок).
Давным – давно это было: дагестанский народ жил в трудных условиях. Богатеи обирали народ. А бедные люди только в легендах и сказках, сказаниях и песнях могли выразить свои мечты о лучшей жизни, о земле, о свободе, о стадах овец и коз, о табунах лошадей, о белом хлебе – чуреке. Так и появились народные сказки.
Народные сказки любят все – и взрослые и дети. В сказках восхваляются лучшие черты дагестанского народа: честность и отвага, доброта и гостеприимность, любовь к родному краю.
II. Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день, мыс вами отправляемся в страну дагестанских народных сказок. В этой прекрасной стране живут знакомые вам герои сказок.
Интересно, кто же из них предстанет сейчас перед нами? Кто поведает нам народную мудрость?
Появляется сказочный герой Аци-Баци:
Здравствуйте, ребята!
В гости я пришел из сказки
Где живет злой Аждаха.
Мое тело из инжира,
Из скорлупки голова.
Мое имя вам известно
Мы же с вами земляки
Про меня поете песни
И читаете стихи.
Дети: Это Аци-Баци. Он один из героев лезгинской сказки.
Воспитатель: Аци-Баци, рады тебя видеть! Тебя легко узнают дети, потому что выглядишь ты совсем необычно: голова твоя – скорлупа ореха, тело из инжира и в руках у тебя что-то необычное. Это волшебный инструмент?
Аци-Баци: Да, это настоящий волшебный куб. На нем изображены герои дагестанских сказок. Я принес его, чтобы спросить у детей, знают ли они дагестанские народные сказки, сюжеты которых изображены на гранях куба?
Аци-Баци подкидывает куб, приговаривая: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Кубик упал на грань, где было изображено семь гранатовых прутиков.
Инсценировка отрывка сказки:
На сцене появляется старик.
Старик: Дети мои, пусть каждый из вас принесет завтра по гранатовому прутику.
На следующий день семеро сыновей принесли отцу по одному гранатовому прутику. Старик связал их вместе в пучок.
Старик: Испытайте, сыновья мои, свою силу. Посмотрим, кто из вас сможет сломать этот пучок прутьев.
Братья стараются переломить пучок, но у них ничего не получается. Тогда старик развязал пучок и раздал каждому по прутику.
Старик: Попробуйте теперь сломать прутики, хватит ли у вас сил на это?
(Сыновья ломают прутики).
Дети: Отец, зачем же ты связал их в пучок?
Старик: Дети мои, эти семь прутьев – это вы, семеро братьев. Пока вы вместе, вы будете сильны, будете жить в мире, довольстве и никто не сможет победить вас. Но как только вы разойдетесь – враги легко справятся с вами. Знайте, что ваша сила и счастье в единстве.
Сыновья кланяются отцу и уходят.
I. Воспитатель: Отец преподал детям урок о том, что им надо жить в дружбе и согласии.
II. Воспитатель: Старик умный, добрый. Это выражается в том, что он сумел примирить своих сыновей, чтобы они всегда были дружными. Силу сыновей он сравнивал с гранатовыми прутиками.
Аци-Баци бросает кубик и появляется картинка с изображением оленя среди ветвей деревьев.
Воспитатель читает отрывок из сказки:
Юноша схватился было за кинжал, а олень говорит человеческим голосом: «Не убивай меня человек, помоги мне освободиться. Вырви клок моей шерсти, а когда тебе трудно, кинь мою шерсть в огонь. Я мигом явлюсь перед тобой, чтобы сослужить тебе…»
- Как называется эта сказка?
Дети: «Друзья пастуха».
Воспитатель:
- Кто помог пастуху устроиться в жизни? (Лиса).
- Почему рыба, олень, лиса помогали пастуху? Как вы думаете, правильно ли поступил пастух, помогая им?
Аци-Баци бросает в очередной раз кубик и появляется картинка с изображением старика, сажающего дерево.
Инсценировка отрывка сказки:
Старик сажает дерево.
Путник: Сколько лет тебе старик?
Старик: 80 лет.
Путник:А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?
Старик: Через 40 лет.
Путник (смеется): Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами этого дерева?
Старик: Я насладился плодами дерева, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.
Путник, стыдливо опустив глаза, уходит.
Воспитатель: Какую память оставит о себе старик? Каков был ответ старика путнику? А какую память хотели бы оставить вы, когда вырастите?
Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель: Ребята, перед вами волшебный дагестанский сундучок. Интересно, что в нем находится? Сейчас я открою его волшебным ключиком.
Ключик, ключик золотой,
Дверь волшебную открой.
Ты смотри не подведи
Сказка ждет нас впереди.
Воспитатель: Ребята, здесь находятся предметы из разных сказок (достает из сундука клюку и коврик). Вы должны подсказать мне – героям из каких сказок принадлежат эти вещи?
Дети: Бедному юноше из аварской сказки «Клюка».
Воспитатель: (достает дыньку). Кому надо отдать эту дыньку?
Дети: Дыньку надо отдать бедной падчерице из лезгинской сказки «Дынька».
Воспитатель: (достает маленькую папаху, палку). Кому принадлежат эти вещи?
Дети: Храброму мальчику, который победил змею.
Входит храбрый мальчик.
Храбрый мальчик: Вернулся я снова в родные края
Аул свой и дом на горе вижу я.
Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы узнали меня. Я принес вам загадки. Попробуйте отгадать их.
Тонок, остер, как жало он
Лежит, звенит, поет клинок
Рукой могучей запущен в цель
Скорей за круг, спасайся зверь. (Кинжал)
Что за шапка на джигите
Чудо-шапка, посмотрите
Скачет на коне джигит
Шапка у него стоит. (Папаха)
Что за чудо этот зверь
Вороной, в глазах огонь
Словно птица, словно птица
По горам высоким мчится. (Конь)
Храбрый мальчик: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все мои загадки. Да, эти три вещи необходимы джигиту.
Входит джигит.
Джигит: Салам – алейкум, друзья! Угадайте, кто же я?
Нерадивые два брата
Позабыли про осла,
Что из дальнего селенья
Нам принес мешок зерна.
А веселый мальчуган,
Ослика не видя,
Все узнал и рассказал
Братьев не обидел.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, из какой сказки этот джигит?
Дети: Это герой лакской сказки «Смелый мальчик».
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости, о храбрости, о друзьях и о дружбе?
Дети:
- Смелые побеждают – трусы погибают.
- Кто не живет для других, тот не живет для себя.
- Трус и тени своей боится.
- Чем больше человек знает, тем он сильнее.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте, все вместе споем нашу дагестанскую песню о дружбе.
Все герои сказок, участвовавшие в инсценировках, прощаются с детьми.
Все: До свидания! До новых встреч, друзья!
ОТЗЫВ
на открытое мероприятие «Викторина по мотивам дагестанских сказок»
В организация образовательной деятельности все соответствовало:
– наличие плана или конспекта НОД;
– оснащенность пособиями и их эффективность;
– соблюдение санитарно-гигиенических требований (чистота помещения, освещенность и т.д.);
– длительность НОД и ее этапов;
– рациональность размещения детей и место воспитателя.
Дидактическая и воспитательная деятельность воспитателя:
Программное содержание, соответствовало программе, возрасту и уровню развития детей, их взаимосвязь была обеспечена. Была учтена интеграция «Речевого, социально – коммуникативного и познавательного развития».
Был учет принципов дидактики (доступности, последовательности, наглядности, осознанности, индивидуализации и дифференциации обучения и развития).
Адыля Баба-Кызы целесообразно использовала новые методов и приемов, наличие элементов проблемности; разнообразие методических приемов, обеспечение смены деятельности, соответствие приемов поставленным задачам;
Речь Сафибековой А.Б. соответствовало профессиональным компетенциям (темп, дикция, эмоциональность и образность, вовремя и тактично исправляла речевые ошибки детей).
В ходе деятельности детей в НОД Адыля Баба-Кызы активизировала речевую активности (в сравнении с речевой активностью педагога, активизация всех детей); чувствовалась наличие у детей интереса к НОД;