Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления и творческого воображения. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Развивать память, речь детей, творческие способности.
Ход занятия.
Воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговори о природе нашего края, для вас будут даваться задания, за быстрое и правильное выполнение вы будите получать фишки. Те, у кого окажется большее количество фишек и выигрывает.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать
Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
«Разминка»:
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие).
Как, одним словом, называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние).
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (насекомые)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
У какого дерева белый ствол? (береза)
Как называется дом муравьев? (муравейник)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
Сколько ног у жука? (шесть)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
У какого зверя есть иголки? (у ежа)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека (скворечник)
Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
Воспитатель:А сейчас мы с вами поиграем в игры:
1.«Корзинка ягод»
Наш лес богат ягодами. Многие из них красного цвета. Такая яркая окраска помогает растениям привлекать птиц, которые питаются их плодами, и распространять семена. Но не все ягоды съедобны для человека. Какие из них мы не станем складывать в корзинку?
Ход игры.
Помогите детям прочитать название ягод. Начиная с более известных детям растений (калина, брусника, клюква, костяника), разложите фотографии ягод на соответствующее название. Все эти ягоды съедобны, поэтому их можно положить в корзинку. Ягоды двух оставшихся растений (волчье лыко и лесная жимолость) мало знакомы детям и волчье лыко ядовито для человека, а плоды жимолости горькие и невкусные. Их мы не станем собирать и складывать в корзинку.
2.«Математика на природе»
Давайте повторим цифры от 1до 6. Будем складывать квадратики с точечками на подходящую картинку. Сколько цветов мать-и-мачехи? Какой квадратик нужно положить? и т.д.
Цветов мать и мачехи – 2; ягод клюквы – 5; шишечек ольхи – 6; яиц в гнезде вальдшнепа – 4; мухоморов – 1; свиристелей – 3.
3.«Угадай зверя»
Многие ли из вас, ребята, видели диких животных? Возможно, кто-то из вас видел животных в зоопарке или цирке. А вот в лесу встреча со зверями и птицами – большая редкость. Зато следы их присутствия можно заметить гораздо чаще. Посмотрите на фотографии и подумайте, какому животному что принадлежит. А теперь положите животное на подходящую картинку.
Погрызы на поваленном стволе берёзы – бобр; следы на снегу – заяц-беляк; гнездо с кладкой – глухарка; рога на земле – лось.
Физкультминутка:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
(Бег на месте.)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте. )
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает,
(Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает.
(Дети садятся.)
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю для вас экологические задачи:
1.Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
4.Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
5. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес, и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
- Молодцы дети, давайте еще поиграем в несколько игр:
6.«Веточки, листочки»
Все из вас ребята бывали в лесу. А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? Да, чаще всего встречается ель, сосна, берёза, а вот клён – гораздо реже. Давайте разложим веточки и листочки к тем деревьям, которым они принадлежат.
7.«Природная геометрия»
Ребята, представьте, что мы отправились на прогулку в лес. Что мы увидели? Дети смотрят на игровое поле и отвечают (бабочку, цветы, грибы). Давайте внимательнее к ним присмотримся. На какие геометрические фигуры они похожи?
А знаете ли вы, ребята, кто такие водоплавающие птицы. На самом деле, это те птицы, которые не только связаны с водной стихией, но ещё и умеют держаться на поверхности воды. Гуси, утки, лебеди, чайки – это водоплавающие птицы. Посмотрите на игровое поле и скажите, кто из этих птиц плывёт влево, а кто вправо? Какая птица лишняя?
3 птицы плывут влево, а 3 – вправо. Чайка лишняя, так как она относится к семейству чайковых отряда ржанкообразных, а остальные птицы – к семейству утиных отряда Гусе образных.
Самкикряквы– слева вверху и справа внизу, самцышироконоски- справа вверху и посередине внизу, чирок-трескунок – сверху посередине, сизаячайка– слева внизу.
9. «Такие разные»
В летние тёплые деньки можно увидеть большое разнообразие насекомых. Давайте представим, что мы отправились на луг, а потом зашли на лесную опушку. Каких насекомых мы там встретили, попробуем их сосчитать. Кого больше всего, а кого меньше?
Нужно положить кружок с подходящей цифрой на чёрно-белое изображение насекомого. Пчела – 1 (на фото – пчела медоносная); гусеницы – 2 (гусеница бражника соснового, ); жука – 3 (семиточечная божья коровка, жужелица, навозничек-копатель ); бабочек – 4 (траурница, крушинница, перламутровка, павлиний глаз); муравьев – 5 (на фото – муравьи рыжие).
Воспитатель:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Подведение итогов.
Награждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МАТЕМАТИКА В ПРИРОДЕ
КАКОМУ ЖИВОТНОМУ ЧТО ПРЕНАДЛЕЖИТ
РАЗЛОЖИ ЛИСТЬЯ И ВЕТОЧКИ К ДЕРЕВЬЯМ.
П ОЛОЖИ ФИГУРУ НА ПОХОЖИЙ ПРЕДМЕТ.
КАКИЕ ПТИЦЫ ПЛЫВУТ ВПРАВО, А КАКИЕ ВЛЕВО? КАКАЯ ПТИЦА ЛИШНЯЯ?
СКОЛЬКО КАКИХ НАСЕКОМЫХ? ПОЛОЖИ ЦИФРУ НА КАРТИНКУ.