Расширять представление детей о Южном Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах). Развивать интерес к родному краю.
Задачи:
Образовательные: Углублять, систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае, развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Развивающие: Активизировать познавательную и аналитическую деятельность дошкольников, развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать быстроту реакции, двигательную активность; эмоциональную сферу личности ребенка, умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность в своих суждениях. Закреплять у детей знания сказов П.П. Бажова; Закрепить названия поделочных, драгоценных камней. Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Южном Урале;
-Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края;
-Чтение уральских сказов П.П. Бажова;
-Знакомство с полезными ископаемыми Урала; Каслинским литьем; со Златоустовской гравюрой; народным ремеслом; хороводными и подвижными играми.
- Изучение национальных костюмов;
-В изобразительной деятельности: рисование и аппликация героев сказов П.П. Бажова; освоение уральской росписи; лепка украшений уральских мастеров; выполнение аппликаций национальных орнаментов.
-Посещение краеведческого музея.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; атрибуты для проведения викторины.
Ход занятия
(Мероприятие сопровождается показом слайдов на экране)
Организационный момент
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
КВН начинать нам настала пора.
(Детивходят и становятся полукругом команды «Самоцветы» и «Искорки» под музыку КВН)
Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Мы Уральцы», на котором мы узнаем знают ли дети родной край. Сейчас послушайте условия нашей игры . КВН будет состоять из 8 этапов. У нас будет участвовать две команды. В игре ребята должны показать свои знания, навыки и умения. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом, то право на ответ перейдет другой команде. Пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество, не подсказывайте, а играйте честно. Оценивать знания команд будет жюри . Представляю вам членов нашего уважаемого жюри. (Представление жюри).
Итак, мы начинаем.
Воспитатель:
I конкурс «Визитная карточка».
Капитаны, прошу представить свои команды.
(Выступление команд).
Капитан команды « Искорки»
Наша команда - Искорки.
Наш девиз:
Самоцветы - народ веселый,
Мы приветствуем всех вас!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждет большой успех!
Воспитатель: Спасибо команде « Искорки». Займите свои места.
Капитан команды «Самоцветы».
Наша команда - Самоцветы.
Наш девиз:
Искорок мы видеть рады.
Все достойны вы награды.
Дружим с вами с малых лет,
Шлем вам пламенный привет!
Воспитатель:
Спасибо команде « Самоцветы»! Присаживайтесь на свои места.
II конкурс «Разминка»
Воспитатель:
Как команды знают свою Родину, мы узнаем из конкурса «Разминка».
Я каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.
Вопросы командам «Самоцветы» и « Искорки».
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называют людей живущих в России? (Россияне)
- Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)
-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
- Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)
-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
- Как называется город в котором вы живете? (Пласт)
-Что значит слово « Урал»? («Земля золотая»).
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Уважаемое жюри прошу вас оценить и подвести итог по двум заданиям.
(Выступление членов жюри).
III конкурс «Литературный».
И так третий конкурс, который называется «Литературный»
Задание командам:
Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц об Урале. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
1 команда –
- На Урале - всяк рудознатец.
- Не даром говорится, что дело мастера боится.
- Урал без народа -горная порода, с народом Урал - стальной арсенал.
- Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
2 команда –
- Камень не дышит, а мастер его слышит.
- Не то важно, что долго жил, а то важно - большое дело совершил.
- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
- Не делай наспех, сделаешь курам на смех.
Воспитатель:
Молодцы! А ещё каждая команда подготовила стихи об Урале, мы все послушаем, а жюри оценит содержание и выразительное чтение.
(Дети читают стихи ); (сопровождение живой презентации).
Команда «Самоцветы»
1ребенок
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.
2ребенок
Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
(Л. Владимирова)
Команда «Искорки»
1ребенок
Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
И Бажова читал -
Тот у нас непременно останется.
(Л.П.Владимирова)
стихотворение Т. Волчиной «Неспроста говорят...»
(рассказывают два человека по цепочке)
2ребенок
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Уголёк антрацит.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и общий балл по трем заданиям.
Выступление члена жюри.
Воспитатель: Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
IVконкурс «Многонациональный Урал»
Переходим к четвертому конкурсу, который называется «Многонациональный Урал».
На территории нашего края проживает много разных народов . У каждого народа есть свои традиции , своя культура , свои обычаи и свой национальный костюм. Рассмотрите картинки с изображением людей в различных национальных костюмах.
Задание команде «Искорки», нужно найти русский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
(Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят одежду заданной национальности).
Команда « Искорки» находит и рассказывает об уральском национальном костюме.
Дети :Женский костюм : рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка , закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый. Мужской костюм : рубаха ,которая отличалась скромностью узоров , она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие , длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками , волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко ,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду , люди надеялись , что это принесет им счастье , здоровье , хороший урожай , спасет от злых сил.
Воспитатель: А теперь задание команде «Самоцветы», вам нужно найти башкирский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
Команда « Самоцветы» находит и рассказывает о башкирском национальном костюме.
Дети :Женский костюм: Женские платья кроились с закрытым воротом, широким рукавом, присборенным у талии, с широким подолом и оборками. Поверх платья носили камзолы. Одежда молодых девушек отличалась яркостью .В ней предпочтение отдавали красному, желтому, зеленому цвету. в старинных костюмах отсутствовал синий цвет .Головным убором молодых девушек являлся колпак. Вся одежда украшалась бисером, серебряными бляхами, монетами.
Мужской костюм состоял из рубахи со стоячим воротником и нагрудной планки, кушака (пояса) с национальной вышивкой; камзола украшенного орнаментом. Повседневным головным убором была тюбетейка, а зимой лисья шапка с одним - двумя хвостами. Мужчины и женщины носили удобную обувь выполненные из кожи и войлока. Девушки предпочитали туфли.
Воспитатель: Ну, молодцы , ребята. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Земля, вода, огонь, воздух».
Давайте вспомним правила игры.
Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (вода ,земля, воздух, огонь). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное Южного Урала; если «вода»- назвать рыбу; «воздух» - птицу Южного Урала; «огонь» - помахать руками.
Воспитатель:
Немного отдохнули, а теперь продолжим наш КВН. Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за четвертый конкурс.
(музыка)
V конкурс:
«Конкурс капитанов»
Задание капитану команды « Искорки».
(Д/и «Собери картинку» и расскажи) .
Златоустовская гравюра.(показ слайдов на экране)
Рассказ капитана : Это Златоустовская гравюра . Делают её в уральском городе Златоусте. Эти картины нарисованы на особом металле – серебристой стали. А уральских умельцев, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Рисуют они обыкновенной кисточкой, но особым способом: они гравируют металл. На этих картинах три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный), желтый (золотой)) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется), желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. Изображают на картинах природу, охоту, животных, предметы быта)
Задание капитану команды « Искорки»
(Д/и «Собери картинку» и расскажи)
Каслинское литье.
Рассказ капитана:( Показ слайдов)
Это каслинское литье. Есть на Урале город мастеров - Касли. Какого только чугунного кружева не выделывают его жители - мастера на все руки! Да и не только кружева: тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки и кабаны, и лоси, шкатулки, подсвечники, подставки под карандаши.
Воспитатель:
Молодцы, справились и с этим заданием. Слово жюри.
А провести следующий конкурс нам поможет.., если отгадаете загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Входит Хозяйка Медной горы. ( под музыку)
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте ребята! Слышала я, что об Урале вы много знаете, и хочу проверить, правда ли это? Сначала отгадайте мои загадки мудрёные.
VI конкурс «Самоцветы Южного Урала».
(на доске показ самоцветов после отгадывания загадки)
«Чья команда больше угадает загадок о драгоценных камнях.»
1· Кто секрет хранить умеет
Тот таинственно молчит
И всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек
Темноглазый………? (малахит)
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.
3.Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Молодцы ребята! Знаете вы всё о моих самоцветах. А сказы П.П.Бажова вы знаете? Вот сейчас и проверим!
VII конкурс «Сказочный Урал»
д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»
(Показ сюжета из сказки на доске)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
(Дарёнка)
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята, все то вы знаете. А пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на «Уральский хоровод».
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить последние два задания и назвать общий балл .
VIII конкурс «Золотые слова об Урале»
Д/и «Чье солнышко ярче засветит?»
Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.
Хозяйка Медной горы:
Сколько слов красивых народ придумал об Урале. А вы их знаете? Давайте поиграем в игру «Чье солнышко ярче засветит», вы будете говорить красивые слова об Урале, и у ваших солнышек будут появляться лучики.
(воспитатель выкладывает на магнитную доску солнце без лучиков)
-Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!
Воспитатель:
Ну а сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов и награждение победителей.
Заключительная часть:
Ребята, на этом занятие закончено. Всем большое спасибо!